Приветствую Вас, Гость
Главная » 2018 » Январь » 26 » Международный день памяти жертв Холокоста
17:20
Международный день памяти жертв Холокоста

27 Января - Международный день памяти жертв Холокоста. Недавно на одном из семинаров показали удивительную карту. На ней изображена Европа. Каждая страна окрашена в определенный оттенок красного цвета в зависимости от того, какой процент имен погибших известен. Цвет окраски меняется от практически белого в Испании до темно-красного на территории бывшего Союза. Например, на территории Белоруссии известно лишь 35 процентов имен погибших.
Это, конечно, не удивительно. В советские времена скрывалось количество убитых евреев. На памятниках на местах массовой гибели евреев (если они имелись) стыдливо указывалось, что это памятник погибшим советским гражданам. На территории СССР практически никто планомерно не занимался сбором информации о жертвах Холокоста.

Лишь после распада Союза и установления дипломатических отношений с Израилем появилась возможность сбора этой информации.
Музей Яд-Вашем организовывает экспедиции для изучения Холокоста на территории бывшего СССР. Вышли уже несколько фильмов по материалам экспедиции.
Но, к сожалению, время упущено. Свидетели ушли. Многие имена жертв Катастрофы так и останутся неизвестными.

Одной из точек на карте Холокоста была еврейская колония Затишье, которая находилась на территории Донецкой области, неподалеку от Волновахи. Недолгий век был сужден  этой колонии. Основана она была в 1853 году, а в 1941 году всех евреев, не эвакуировавшихся из Затишья, уничтожили немцы. После войны евреям не удалось вернуться в свои дома.

Как они погибли, сколько их было- вопрос открытый.  

Недавно на сайте "Эвакуация.Воспоминания о детстве, опаленном огнем катастрофы" я нашла отрывок из книги Григория Нисенбойма "С войной покончили мы счеты...", в котором Любовь Каплан поделилась воспоминаниями своей свекрови об оккупации села, ниже привожу их полностью:

"В деревне Затишье моя свекровь оказалась свидетельницей зверства фашистов в первый же день оккупа-ции их села. В центре села была большая клуня - крытый загон для скота, куда его загоняли во время непогоды.

Немцы, которые остановились в селе, первым делом собрали весь скот в клуне и не подпускали к воротам никого из деревенских.

Так наступил вечер, в коровы стояли не доенные, без питья и еды, что грозило им гибелью. Взрослые мужчины стремились спасти скот, но как только они приближались к охране, немцы сразу же начинали стрелять. Колхозники не расходились и пытались придумать что-нибудь, как помочь животным. Но что может сделать лопата против автомата?! Тем временем немцам понравилась эта "игра" – безнаказанно стрелять по безоружным.

Для спасения скота нужно было всего лишь проделать щель в заграждении и подсветить, дав направление, и коровы пошли бы на огонек сами, проложив себе дорогу. Но сделать это никто не смог.

Один молодой парень все же отважился приблизиться к загону, и мгновенно был сражен. Немец, стоящий ближе всех к клуни, схватил косу и снес ею голову парнишки на глазах его матери и невесты. Народ не сдвинулся с места. Прошло уже столько лет, а этот ужас не покидает нас.

Колхозники (украинцы, русские, евреи) все до войны жили в этом селе как одна семья.

Но, после окончания войны, вернувшиеся старожилы, обнаружили, что их дома в деревне заняты другими жильцами, которые не собирались их освобождать. И вот старшее поколение односельчан во второй раз вынуждены были оставить свое жилье, скот и уйти навсегда.

Деревня Затишье со своей колокольней живет своей жизнью, как живой памятник и по сегодняшний день... "

К сожалению, эти воспоминания вызывают Лишь недоумение. Скот, конечно, жалко. Но погибли люди, а об этом ни слова... Остается лишь предполагать, что автор воспоминаний -нееврейка (иначе,  как бы она выжила?), да и возраст, скорее всего был небольшой, она могла не знать о казни евреев в родном селе.
Заключительные строки этих воспоминаний подтверждены  рассказом Ю. Бейлина. Действительно, до войны в селе жили дружно люди разных национальностей. Он много лет назад побывал в Затишье и общался с местной жительницей, которая рассказала 
 об  одной еврейской свадьбе в 1938 году, когда собралось из многих колоний общество родственников. Гуляла вся деревня три дня и три ночи!!!! Независимо от национальности!!! И сказала: "Хорошее было время - евреи с немцами танцевали!!!".

О гибели большой группы евреев Затишья рассказал краевед Михаил Альтер в своей книге "Евреи в истории Донетчины" (эта книга так и осталась неопубликованной, кроме нескольких глав, размещенных в газете "Наша жизнь"): "Продолжая вторжение в том же Приазовье, но уже в глубь Придонских степей за Миус, за Таганрогом передовой пехотный полк дивизии «СС» перехватил колонну беженцев. И среди них возов двадцать, на которых уходили в глубокий тыл затишнянцы. Всем приказали повернуть обратно и возвращаться в свои села. Люди поверили посулам, что, вернувшись домой, они будут хорошо жить, работая на великую Германию... Обратный путь был совсем тяжелым. Ночные заморозки, степные ветры, частые дожди — сколько пришлось перетерпеть. Съестное кончилось, перебивались только тем, что находили  в брошенных полях, благо их было вдосталь, выкапывали картошку, свеклу, грызли испеченные на костровых угольях кукурузные початки. И вот, наконец, Затишье. Мертвое от безлюдья и бесхозности. Заночевали в своих хатах. С утра за этим и застали их посыльные из невесть когда созданной управы. Всем, до единого из каждого двора приказали на завтра с утра явиться к управе, занявшей домик сельского совета. Ослушаться новую власть боялись. И потому, как приказывалось, пришли старики и старухи, дочери и невестки с внуками, мужья и отцы которых были на войне. Одной толпой-колонной повели всех куда-то в сторону коровников, пустовавших со времени угона молочного стада. Думали, работать там будут. Так нет же. Миновали ферму, осталась позади крайняя сельская улица. Шли дальше — поняли, что к Глубокому Яру, в котором прежде местная ребятня играла в «красных и белых». Всем приказали шеренгой выстроиться лицом в сторону оврага, уже запорошенного первым снегом. Автоматные очереди повалили людей в земляной скат, прошивали еще раз свинцом тех, кто от первых выстрелов свалился в Яр и еще, как казалось тем, кто участвовал в этой бойне, шевелился на стылой земле. Назавтра пошел снег и укрыл белым саваном трупы". 

Долгие годы Роскин Яков Львович, уроженец села Затишье, вел настойчивую переписку с официальными организациями  с целью поставить памятник погибшим односельчанам. Эти письма натыкались на стену равнодушия. Лишь в 90-е годы Яков Львович связался с М. Альтером, и  тот помог найти спонсора и установить  в Затишье Стену Плача с именами жертв фашизма.  На ней 73 имени.

Несколько лет назад со мной связался молодой человек, Виктор Ляльков. Со слов его бабушки, была еще одна акция немцев  в этом селе. Немцы собрали евреев в синагоге и расстреляли. Спаслась лишь одна девушка  Роза. Во время войны ее скрывала бабушка Виктора, Лялькова Агафья Захаровна.

Имена этой части погибших неизвестны. И вряд ли удастся их узнать...

 

 

 

 

Нравится Просмотров: 1010 | Добавил: Liza | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: