Приветствую Вас, Гость
Главная » 2020 » Июль » 19 » Дороги, которые нас выбирают (От еврейских колонистов до еврейских иммигрантов. Рассказ-исповедь вечного жида). Часть 1
17:28
Дороги, которые нас выбирают (От еврейских колонистов до еврейских иммигрантов. Рассказ-исповедь вечного жида). Часть 1

  Сегодня я начинаю знакомить вас с новым материалом Вадима Горелика (один из его рассказов уже печатался на сайте). Вадим Семенович родился в  г. Сталино в 1935 г., инженер-механик, д.т.н., профессор, заслуженный изобретатель Украины. С 1984 по 1997 г.г. заведовал кафедрой механики Донецкого национального технического университета. Автор 5 монографий и 120 изобретений. Потомок еврейских колонистов из Белоруссии и Волыни, переселившихся в XIX веке в Одессу и Екатеринославскую губернию. Свой рассказ он посвятил истории своей семьи, в которой было немало интересных  и неожиданных поворотов.    

На протяжении уже 2-х тысячелетий ходит по миру легенда о привратнике Понтия Пилата Картафиле, (он же Агасфер). По преданию. изнемогший под тяжестью креста на пути на Голгофу Христос хотел немного отдохнуть у дома Агасфера, но тот грубо прогнал Христа. И Христос предсказал Агасферу, что он будет всю жизнь, скитаться, не зная смерти, в ожидании его второго пришествия. Эта легенда о вечном жиде олицетворяет судьбу еврейского народа, прошедшего долгий путь из египетского рабства, рассеянного по всему миру и находящегося и сегодня в вечном движении.

Но это не единственное объяснение еврейской «охоте к перемене мест». Есть более земная гипотеза: «Евреи-канарейки истории». Канарейки очень чувствительны к газам, в том числе метану и угарному газу: они гибнут даже от незначительной их примеси в воздухе. В прежнее время рудокопы часто брали клетку с канарейкой в шахту и во время работы следили за птицей. Если она внезапно переставала петь, начинала проявлять признаки беспокойства и падала замертво, люди поспешно покидали выработку. Пение этих птичек являлось звуковой сигнализацией: пока слышалось пение, можно было работать спокойно. Так вот, когда в стране неблагополучно, первыми перестают «петь» евреи, и они же первыми «делают ноги» (если могут), или «падают замертво» (если не могут). Затем настаёт черёд других. Так было в Испании во времена инквизиции, в Германии — при нацистах, в СССР- перед его распадом, так сейчас в России при Путине.

Мой рассказ о моей судьбе и судьбе моих предков лишь подтверждает обе версии: и библейскую, и «канареечную».

Время собирать камни. 

Мне уже 85, скоро предстоит встреча с Б-гом. А что я ему скажу? Жил, грешил, старался как лучше, а выходило не всегда. И я решил, поскольку сам я научный работник, а папа мой был бухгалтер и доверял только документам, а не словам, написать  отчёт о своих предках и о своей жизни. Отчёт не столько для Него (Он-то всё это знает), сколько для своих детей и внуков (а их у меня целых пять!) в надежде на то, что они  продолжат это благородное дело, и что память о нашем роде не исчезнет в вихре грядущих  глобальных перемен.

Начать эту кропотливую и объёмную работу меня подтолкнуло замечание моего польского коллеги, профессора Юзефа Войнаровского во время одной из  научных конференций в Севастополе. Глядя на коров, пасущихся на заброшенном кладбище, он с ужасом спросил меня: «Как можно такое допускать ? Ведь там же люди лежат!» Моему стыду не было предела: это происходило почти в центре города, и никто не обращал на кощунство никакого внимания.

Второй толчок я получил уже в Донецке, наблюдая за строительством кафедрального собора в центре города, в бывшем студенческом скверике, с которым у меня связаны светлые воспоминания студенческой юности. Экскаватор рыл котлован под фундамент и выбрасывал вместе с землёй человеческие черепа и кости. Как оказалось, на этом месте во время войны были немецкий госпиталь и немецкое солдатское кладбище. Дети весело играли этими черепами в футбол и никто из взрослых, среди которых, кстати, был и священник, не остановили этого кощунства.

Когда я попробовал объяснить священнику, что происходит и как калечатся детские души, он ответил: «Так ведь это же немцы!»

«Как низко мы пали!» - подумал я. Конечно, можно найти частичное оправдание в том, что советская власть своей политикой, направленной на  искоренение из нашего сознания всего, что было до 1917 г., и на замещение общечеловеческих ценностей ценностями «строителей коммунизма»  вытравила из нас библейские заповеди, по которым жил и живёт весь цивилизованный мир, сделав многих из нас манкуртами, не помнящими родства.

Но это, на мой взгляд, утешение для слабых. Наверное, всё-же основные причины коренятся в нас самих, в  нашей душевной чёрствости и искалеченной нравственности.

Окончательное решение созрело уже в Германии, во время  посещения немецких кладбищ, аккуратных, красивых, чистых, с  ухоженными памятниками, прекрасными цветами, белками, берущими орешки прямо из рук моих внуков, и звенящей тишиной, которая будит память и настраивает на философский лад.

Глядя на  немецких стариков и старушек, таких же чистеньких и аккуратных, заботливо поливающих цветы на могилах своих близких, я преисполнился стыдом за  наши заброшенные, загаженные могилы отцов и матерей, бабушек и дедушек, за уничтоженные кладбища  наших предков, за забвение корней своих и твёрдо решил сделать всё, от меня зависящее, чтобы мои дети и внуки не повторили наших ошибок, выросли в уважении и почитании своих предков и передали это уважение дальше, своим детям и внукам.

В маленьком немецком городке Ельтвилль на Рейне есть школа, в которой  ведётся список учителей с 16 века. И сегодняшние дети этот список учат. Так в их жизнь входит прошлое. Замечательный писатель Чингиз Айтматов в своём романе «И дольше века длится день», дал определение манкурта –человека, у которого власть удалила из его генетической памяти прошлое: «Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери — одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом».

Начиная с 1917 г., советская власть пыталась отобрать у нас прошлое путём духовного зомбирования. Старшее поколение помнит эти анкеты с угрожающим вопросами: «Есть ли у вас родственники за границей?» и «Чем занимались Вы и ваши родственники до революции?» История для большевиков начиналась с 1917 г. Всё, что было ранее, нужно было забыть под страхом репрессий. И в этом большевики добились своего. Выросли поколения манкуртов, не помнящих своих корней. Сегодня мы пожинаем эти горькие плоды.

 

Моя ситуация осложняется ещё и тем, что после развала СССР я и мои дети оказались в Германии, внуки  уже лучше разговаривают по-немецки, чем по-русски.  Моя  внучка Кира, 8 лет от роду, вернувшись из поездки с мамой в Москву, на мой вопрос, где она была и что видела, ответила : «Я была в театре и слушала оперу «Russland и Людмила» (!!!).

А через поколение в крови моих правнуков уже будет не только еврейская, русская и украинская кровь, а и немецкая, или французская. Грядёт глобализация мира, утверждающая приоритет интернационального над национальным.  Все, что имеет начало, имеет и конец.  Александр Моисеевич Городницкий написал об этом так:

«Мой дед в губернском Могилеве
Писал с ошибками по-русски.
Мои израильские внучки
Забудут русские слова
...»

И в этой ситуации сохранить свои национальные корни, не потерять самобытность и память  - архиважно, как говорил вождь мирового пролетариата.

Вот почему  я попытался, хотя бы частично, восстановить сохранившуюся историю нашей  интернациональной семьи, основанной евреями Берко, Шмулем и Гутманом из Белоруссии и Литвы, русскими крестьянами сибиряком Акимом Скрипальщиковым, вятичем Фролом Мальцевым, пленным австрийцем Августом и дополненной украинцами Шнуренко.

Разрушительная политика советской власти,  старавшейся уничтожить все следы  дореволюционной  истории, беспощадные войны и варварство победившего пролетариата сделали своё чёрное дело: многое  утеряно безвозвратно.

Но кое-что найти мне всё-же удалось. Удалось найти в Москве родственников  репрессированного брата отца, а в архивах Одессы, Киева и Берлина– сведения о моих прадедах, еврейских колонистах, проделавших долгий путь из Египта, через Испанию, Францию, Германию и Польшу на теперешнюю Украину.

Всё это я представляю на суд моих детей и внуков.

История фамилии.

Ещё в до-фамильные времена, когда еврею для жизни вполне хватало имени, в еврейском штеттле случился большой  пожар, уничтоживший почти всё имущество жителей. В приютившей их соседней деревне их называли «горелики» - погорельцы по-белорусски.  Ну, а когда царский указ повелел всем евреям- подданным России иметь фамилии, она у этих людей уже была наготове, и не было ни денег, ни желания поменять эту фамилию у казённого раввина на более престижную. Впрочем, если перевести  нашу фамилию с белорусского языка на философский, получится «прошедшие огонь». Не так уж и плохо.

То ли из этого штеттла спаслось много погорельцев, то ли они были весьма плодовиты и чадолюбивы, но фамилия наша, нужно сказать, широко распространённая и достаточно знаменитая. Я в интернете нашёл много известных писателей, артистов, спортсменов, а уж отличившихся на научной стезе Гореликов – немеряно. Есть даже три Героя Советского Союза.

Вадим Горелик

Нравится Категория: Семейный альбом | Просмотров: 390 | Добавил: Liza | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: