Приветствую Вас, Гость
Главная » 2012 » Май » 10 » Евреи Донбасса в хрущевскую «оттепель» (Опубликовано в газете "Наша жизнь")
11:51
Евреи Донбасса в хрущевскую «оттепель» (Опубликовано в газете "Наша жизнь")
О жизни евреев в пятидесятые годы прошлого века наша газета писала неоднократно. Однако, большинство документов, обнаруженных в Государственном архиве Донецкой области историком Игорем Каретниковым (Донецкий национальный университет), в научный оборот введено им впервые и открывает, по сути, неизвестную страницу противостояния властей и местных евреев, отстаивающих свое право на религиозную жизнь. Предлагаем вниманию читателей избранные материалы сборника «Новi сторiнки iсторiї Донбасу» в переводе с украинского.

По архивным документам автор реконструирует события более чем полувековой давности как в самом Сталино, так и в Сталинской области. Оскорбительное отношение к чувствам верующих, требующих на законном основании возвращения их святынь, ничем не обоснованное их преследование, являлось ничем иным, как проявлением государственного антисемитизма.
Донецкий край традиционно считался местом с большой концентрацией еврейского населения. Анализ состояния иудейских общин, которые стремились легализовать свою деятельность — это важная составляющая исследования религиозного аспекта общественно-политической жизни в середине 50-х — в начале 60-х годов ХХ столетия. Существование иудейского вероисповедания в «государстве массового атеизма» коммунистическая пропаганда считала проявлением так называемых «религиозных пережитков», с которыми велась решительная борьба. Проблема сохранения иудейской религии в таком государстве — одна из важных тем истории еврейского народа. Основной массив документов, необходимых для исследования этой темы, хранится в Государственном архиве Донецкой области в фонде Отдела по делам религий Донецкой областной госадминистрации…
По состоянию на 1955 год в СССР действовали 134 иудейские общины при 118 раввинах. В Украине в 1959 году действовала 41 община. Эти данные касаются только зарегистрированных общин, но большое количество групп иудейского вероисповедания, не получив разрешения власти на регистрацию, находилось на нелегальном положении. Именно проблема легализации была одним из главных направлений общественно-политической активности незарегистрированных общин. В середине 50-х годов власть начала новое наступление на «религиозные пережитки» советских людей. В обществе, которое строило коммунизм, иудаизм, как и любая другая религия, не имел исторической перспективы. Но положение иудаизма, в отличие от иных религий, резко ухудшало то, что власть связывала его с сионизмом и государством Израиль. В условиях непримиримой борьбы с «религиозными предрассудками» иудеям нужно было выбирать между верой отцов и лояльностью к государству, которое стремилось эту веру уничтожить. Евреям, которые хотели сберечь духовные традиции и национально-религиозную идентичность, приходилось противостоять тоталитарному «государству массового атеизма» и его мощной пропагандистской машине.
После войны синагога была единственной легальной институцией в иудейском национально-религиозном пространстве. Однако еврейское население Донетчины было лишено возможности сохранять свою национально-культурную и духовно-религиозную идентичность законным способом: в Сталинской области в то время не было зарегистрированных общин и не осталось ни одной синагоги. Поэтому одним из направлений общественной деятельности иудейских объединений нашего края была их борьба за возвращение синагог и регистрацию, что означало бы получение общинами легального статуса. Евреи Сталино неоднократно пытались добиться от местной и центральной властей разрешения на открытие в городе синагоги. В 1945 году группа верующих евреев начала ходатайствовать по поводу возвращения им синагоги на 4-й линии, 36, которая была закрыта в 1934 году. В соответствии с законодательством обращение подписало двадцать человек, однако оно было отклонено, так как в этом помещении находилось культурно-просветительское учреждение — клуб медработников. Наибольшую активность по открытию синагоги евреи Сталино проявили в середине 50-х годов. Группа верующих (150 — 175 человек) Калининского района г. Сталино трижды обращалась с просьбой о регистрации религиозной общины и открытии синагоги. Однако все обращения были отклонены из-за «отсутствия подходящих помещений». В то же время в информации, направленной в Киев и Москву, Уполномоченный Совета по делам религиозных культов по Сталинской области К. Гущин подчеркивал, что евреи периодически проводят свои молитвенные собрания в домах верующих, где отправляют и религиозные обряды, не реагируя на предупреждения, которые делал исполком Калининского райсовета собственникам этих домов в связи с незаконностью проведения собраний. В марте 1956 года евреи Сталино авиапочтой отправили Председателю Президиума Верховного Совета СССР К. Ворошилову письмо с просьбой «разрешить вернуть им одну из трех национализированных синагог». Письмо осталось без ответа. Вскоре К. Гущин по инстанции сообщал: «По моему мнению и мнению местных партийных и советских органов, открытие синагоги… невозможно, так как в этом нет потребности из-за того, что активных членов в инициативных группах незначительное количество. Среди верующих преобладающее большинство людей пожилого возраста, поэтому их активность из года в год уменьшается».
К сожалению, в архиве не обнаружено ни одного оригинального документа — заявления, ходатайства, письма, составленного представителями еврейской общины Сталино… Об их позиции и намерениях можно судить только по информационным обращениям и отчетам Уполномоченного по правам религиозных культов по Сталинской области. Тем интересней является письмо, написанное на древнееврейском языке, которое евреи Сталино отправили председателю московской религиозной общины раввину Ш. Шлиферу. Его перевод попал к Уполномоченному по Сталинской области. «В течение прошлого года мы несколько раз хотели арендовать под синагогу различные строения, но ни одно из них не явилось подходящим, наверное, потому, что они хотели, чтобы ни одно из них нельзя было считать подходящим. До осенних больших праздников мы арендовали красивый дом для молитв, но в первый же день праздника, в самый разгар молитвы, нас разогнали. Но мы не потеряли надежду и своей целью поставили возвратить назад одну из трех синагог, которые у нас отобрали. С нашей просьбой мы обратились к товарищу Ворошилову, но ответа не получили. Председатель райисполкома сказал, что даже если товарищ Ворошилов разрешит возвратить синагогу, то он этого не допустит. Поэтому мы искренне просим Вас, если можете, помочь в этом деле…» Этот документ свидетельствует про нежелание власти позволить иудеям Сталино реализовать свое законное право на религиозную жизнь. В августе 1956 года П. Вильховый (Уполномоченный совета по делам религиозных культов при Совете Министров УССР) переслал жалобу верующих евреев Сталино на имя Председателя Совета Министров СССР Н. Булганина, Секретаря ЦК КПСС Н. Хрущева и Председателя Президиума Верховного Совета СССР К. Ворошилова о возвращении верующим некогда принадлежащего им здания синагоги. Гущину поручалось пригласить к себе одного из членов инициативной группы и оповестить его, что «жалоба рассмотрена, просьба группы верующих про возвращение синагоги отклонена».
Поскольку вернуть здание старой синагоги, занятое культурно-просветительским учреждением, не удалось, верующие решили идти иным путем. Они собрали деньги (62 000 рублей), приобрели у частного владельца дом и в сентябре 1957 года возбудили ходатайство про открытие молитвенного дома по адресу: 15-я линия, дом 67. Исполком Сталинского облсовета решением № 787 от 23 сентября (протокол № 19) ходатайство верующих евреев отклонил из-за того, что «дом в техническом, санитарном и противопожарном состоянии для этих целей не приспособлен». После этого инициативная группа подала жалобы во многие инстанции — на неправильное решение исполкома — но и они, все, были отклонены. Конец этому делу положило решение Сталинского горсовета депутатов трудящихся № 8/123 от 9 апреля 1959 года «О бесхозном доме по улице Донецкой, 67 в Калининском районе г. Сталино». Исполкому Калининского райсовета было поручено не позднее 11 апреля 1959 года заселить этот дом теми, кто крайне нуждается в жилье». 

Здание второй синагоги на Четвертой линии. Снимок опубликован на сайте Е. Ясенова. 


Верующие пытались открыть синагоги и в других местах Сталинской области. Ходатайства про регистрацию религиозных общин и открытие синагог неоднократно возбуждали евреи Жданова, Красноармейска, Артемовска, Константиновки, Енакиево. Но все ходатайства местная власть отклонила из-за «непригодности помещений для молитвенных домов». В апреле 1959 года К. Гущин докладывал: «Все эти незарегистрированные группы верующих молитвенных домов не имеют, свои собрания проводят нерегулярно, тайно в частных домах и квартирах единоверцев. Мной, крайисполкомами и работниками УКГБ проводится ответственная работа с целью прекращения их деятельности».
Таким образом, в 50-е годы верующим евреям г. Сталино и области не удалось легализовать иудейские общины и открыть синагоги. Но их религиозная жизнь продолжалась. В условиях, когда действия местных и центральных партийных и государственных органов делали невозможным существование еврейских религиозных объединений в Сталинской области, верующие тайно осуществляли традиционные обрядовые мероприятия для реализации своих духовно-национальных потребностей.
Материал был впервые опубликован в газете "Наша жизнь"
Нравится Категория: История еврейской общины | Просмотров: 1743 | Добавил: Liza | Теги: еврейская община Донецка, Донецкая синагога, сталино, государственный антисемитизм, Хрущевская оттепель | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 3
3 Юрий  
Эти кто-то были ОЧЕНЬ старыми людьми (по тем понятиям-70-90 лет были очень глубокими стариками)!!
Одного из тех стариков я хорошо знаю-мы потом жили на Ватутина вместе с его семьёй-Его фамилия Смоткин!!Он относился ко мне очень хорошо-до войны работал с моим отцом и ходили вместе с ним в попольную синагогу на 3-й линии в частном доме (я там был один раз с отцом)
Вот этот Смоткин БЫЛ активны в те времена борцом за востановление синагоги в Сталино(с его слов)
Кстати-сын Смоткина был врачём комады Шахтёр!!Потом работал в скорой помощи на Щорса!Рано умер!Как и его старший брат!

2 LLL  
Да, время было страшное. Удивительно, что кто-то, несмотря на запреты и преследования, сохранял еврейскую жизнь!

1 Юрий  
К сожалению,я о тех событиях,практически,ничего не знаю и не знал!!В те годы я был ещё совсем молодым человеком,а теми вопросами занимались люди сташего поколения,живших,в основном,на ЛИНИЯХ в центре,а я жил на Ларинке!!Правда,моя мама,узнав,что я посещаю Клуб медработников на 4-й линии, КАТЕГОРИЧЕСКИ запретила мне ,как она выразилась,топать ногами в бывшей синагоге!!И я больше никогда туда не ходил,до тех пор,пока уже МЫ СТАЛИ ДОБИВАТЬСЯ возврата здания и потм трудился над его восстановлением!!!

Имя *:
Email *:
Код *: