20:49 Гастроли ГОСЕТ. 1939 год. "Тевье-Молочник". | |
Публикуется впервые Спектакль «Тевье-Молочник» стал кульминацией гастролей Государственного еврейского театра в 1939 году.. На сцене были знакомые жителям Сталино образы: мудрый бедняк Тевье, недалекий богач Лейзер-Вольф, заботливая еврейская мать. Эти образы были узнаваемы: ведь многие из горожан жили в таких же местечках, и заботы Тевье были близки каждому зрителю. И спектакль запомнился старожилам навсегда. Еще в детстве я много раз слышала название: «Тевье-молочник» и, конечно, мне было интересно узнать, что это за пьеса. У дедушки была кустарно изготовленная пластинка со сценами из спектакля. Как-то я упросила деда дать ее послушать. И каково же было мое удивление и разочарование, когда я услышала звуки совершенно незнакомого и непонятного языка, прерывающиеся взрывами смеха в зале. И за всю пластинку два понятных мне слова: «Перчик-Папиросник». Позже я поняла, что это была запись прославленного спектакля театра ГОСЕТ на идиш с С. Михоэлсом в главной роли. Постановка «Тевье» была приурочена к 80-летию со дня рождения Шолома –Алейхема и являлась завершением 20-летнего творческого пути ГОСЕТ. Этот спектакль стал прекрасным памятником гениальному писателю еврейского народа и замечательный итог творческих исканий театра. …Когда в первоначальной стадии работы над «Тевье» С.М. Михоэлс, говоря о контурах будущего спектакля, определил его жанр, как трагедию, многие даже внутри театра скептически улыбались: Шолом-Алейхем и… трагедия. Настолько сильно было укоренившееся представление о Шоломе-Алейхеме, как о «юмористе», веселом рассказчике... Но театру удалось убедительно и сильно, с подлинно шекспировской глубиной раскрыть трагедийные элементы в творчестве великого классика еврейской литературы. Зритель смеялся и плакал. Смеялся над юмором не падающего духом Тевье и плакал над жизненной трагедией его семьи. Среди многочисленных образов, ярко нарисованных Шоломом-Алейхемом, наибольшей яркостью отличается Тевье-молочник, олицетворяющий народный оптимизм и народную силу, способную перевернуть мир. На Тевье валится одно несчастье за другим, и вся его жизнь проходит в невзгодах н лишениях. Но никогда он не падает духом и преодолевает все это со спокойной мудростью. Тевье — бедняк и, как каждый бедняк, ищет лучшей жизни. Но он не «человек воздуха», живущий химерными мечтами о внезапном богатстве. Тевье — это человек из народа, любящий труд и ставящий свою независимость выше богатства. На вершины сценического искусства Михоэлс поднимался в трагических сценах прощания с дочерью Годл, в сцене прощения Хавы, расставания с родным домом. Здесь артист со всей щедростью своего таланта рисовал образ несчастного, но гордого, благородной души человека. Большого взимания заслуживала и работа остальных актеров, занятых в «Тевье-молочнике». Их исполнение прекрасно дополняло выдающуюся игру Михоэлса. Заслуженная артистка Республики Л. И. Ром создала правдивый, теплый образ еврейской матери. Талантливо играли свободолюбивых дочерей Тевье заслуженная артистка Республики С. Д. Ротбаум (Годл) и Э.И. Карчмер (Хава). Много подкупающей непосредственности было в исполнении роли младшей дочери Бейлки у артистки А. В. Шмаенок. …Несколько лет назад, уже занявшись историей своей семьи, я смотрела спектакль «Тевье-молочник» в постановке одного из украинских театров. Трагическая сцена прощания с родным домом тронула зрителей, и не только евреев. А я подумала о том, что вся история еврейского народа - история гонений и скитаний в поисках лучшей доли. Так и в нашей семье- два-три поколения - и все: снялись с насиженного места и покатили дальше. Мои родственники оказались в Донецке в разное время: кто-то в начале века, кто-то в голодные тридцатые, кто-то после войны. Дольше всех прожила в нашей области семья моей бабушки- с середины 19 века. В 90-е рука судьбы разбросала родственников по всему свету: Израиль и США, Австралия и Германия, Канада и Франция… | |
|
Всего комментариев: 4 | |||||
| |||||