Приветствую Вас, Гость
Главная » 2013 » Май » 1 » Яруцкий Лев Давыдович (16 ноября 1931 - 13 ноября 2002)
10:01
Яруцкий Лев Давыдович (16 ноября 1931 - 13 ноября 2002)
В продолжение к предыдущему материалу публикую автобиографию краеведа и писателя, написанную за год до его смерти. Л. Яруцкий умер полным сил и замыслов на 71 году жизни, не дожив трех дней до своего дня рождения...

Я родился 16 ноября 1931 года в местечке Вертюжаны Сорокского уезда (тогда - Румыния, ныне - Реcпублика Молдова) в семье портного. Поначалу учился в румынской школе и ни слова не знал по-русски. Этим языком, который стал мне родным, овладел в эвакуации в городе Самарканде (Узбекистан), где провел четыре военных года - с 1941-го по 1945-й. Там я пристрастился к чтению, причем начал, помнится, с «Обломова» и «Войны и мира». Если бы не боялся высокопарности, то мог бы написать: меня, десятилетнего несмышленыша, приложили к сосцам великой русской культуры и вскормили ее молоком. Но было именно так.

Я мог бы написать, что образование получил в МГУ. Но, увы, учился я не в Москве, а в Кишиневе. Просто Кишиневский университет впоследствии переименовали в Молдавский и получилась престижная аббревиатура - МГУ. Окончил историко-филологический факультет в 1954 году. Еще студентом начал густо печататься в республиканских газетах - «Советская Молдавия», «Молдова сочиалистз», «Тиноримя Молдовей» («Молодежь Молдавии»). Тогда же (1953) начал учительствовать, и с тех пор не могу остановиться - по сей день добываю свой хлеб насущный педагогическим трудом.

С 1959 года живу в Украине, в Мариуполе. Попав в незнакомый мне город, я, естественно, заинтересовался его историей. Огромное впечатление произвел на меня вычитанный в одной книге факт: в 1820 году Пушкин во время своего южного путешествия проездом побывал в Мариуполе. В 1962 году появилась моя первая краеведческая статья «Пушкин в Приазовье». Потребовалось три без малого десятилетия, чтобы увидела свет моя книга под тем же названием (1991). В том же 1962 году занялся я темой «Мариупольский год Серафимовича». Мои публикации привлекли к себе внимание, и я был приглашен участвовать в работе юбилейной сессии, посвященной 100-летию со дня рождения автора «Железного потока». Она проходила в Москве в Институте мировой литературы им. А.М. Горького в январе 1963 года.

Мне удалось разыскать дом, в котором в 1896 году поселился в Мариуполе А.С.Серафимович. Через 16 лет (1978) мне поручили разрезать ленточку при открытии мемориальной доски на этом доме (№37 по улице Георгиевской). Добрая половина моей книги «Мариупольская старина» да и страницы ряда других моих книг посвящены теме пребывания в нашем городе этого писателя.

1962 год вообще был переломным в моей судьбе. Жил я тогда с моей семьей в наемной времянке на Слободке, в переулке под причудливым названием - Домаха. Здесь я услышал легенду о казачке Домахе и запорожской крепости, носившей якобы ее имя, - об этом я также немало писал в своих будущих книгах. Здесь, в приземистой времянке с подслеповатыми оконцами, писал я письма Константину Паустовскому, Корнею Чуковскому, Илье Оренбургу, Александру Твардовскому о делах, связанных с Мариуполем. И эти всемирно известные писатели и поэты уважительно отвечали мне, скромному учителю литературы школы рабочей молодежи. И у меня возник замысел написать литературную биографию города.

Тогда же, в шестьдесят втором, «Приазовский рабочий» напечатал мою первую статью о Куинджи. Таким образом, в 1962 году были посеяны семена, из которых через десятилетия выросли мои книги - о Пушкине, о Куинджи, о многих выдающихся людях, чья жизнь в той или иной степени связана с городом, ставшим моей второй родиной. Написал я и книгу, начатую в том же памятном году: «Мариуполь. Литературная биография города». Она, правда, до сих пор еще не издана, хотя и опубликована в «Приазовском рабочем». Отдельные главы ее я включил в свои изданные книги, а их в момент, когда я пишу эти строки (май 2000 года), одиннадцать. Мечтаю дожить до времени, когда увижу двухтомник, на котором будет значиться «Мариуполь. Литературная биография города». Но я забежал вперед.

Собирая материалы о писателях и поэтах, связанных с Мариуполем, а также о мариупольцах, ставших прототипами героев художественных произведений, я неизбежно пришел к изучению истории города. Моей непреходящей любовью стала книга, созданная педагогами местной гимназии в. 1892 году, «Мариуполь и его окрестности». Счастливейшие часы своей жизни провел я в читальных залах Ленинки и Салтыковки. Плановые отпуска свои я проводил в архивах Москвы, Ленинграда, Киева, Донецка, встречался и переписывался с интересными людьми и незаметно для самого себя приобрел вторую профессию - стал краеведом, историком Мариуполя и Приазовья.

Свои краеведческие находки я обнародовал в печати, преимущественно в «Приазовском рабочем». Постепенно публикаций накопилось столько, что можно было издать солидный том. Но в условиях тоталитарного строя мои рукописи пробить себе дорогу к типографскому станку так и не смогли. И не случайно в год, когда наступила новая эпоха (1991), у меня - будто запруду прорвало - вышло сразу четыре книги. Вот уж поистине: не было ни гроша, да вдруг алтын. Но мне было уже 60. Свой юбилей я встречал с «Мариупольской стариной», изданной в Москве престижным по тому времени издательством «Советский писатель». В 1991-м, ставшем в моей судьбе рубежным годом, вышли также мои книги «Пушкин в Приазовье», «Мариупольские храмы вчера и сегодня», «Выдающиеся греки мариупольцы». За них я был удостоен Донецкой областной литературной премии 1992 года.

Следующий поток моих книг хлынул в свет после некоторого перерыва: «Кальмиуська паланка» (1995 г. В переводе на украинский язык), «Махно и махновцы» (1995), «Евреи Приазовья» (1996), «Никополь» и «Провиданс» (1997), а в 1998-м изданы сразу три мои книги: «Мариупольская мозаика», том 1-й, «Старейший в Украине» (к 120-летию театра в Мариуполе) и потрясающе полиграфически оформленный «Куинджи». За последнюю книгу я был удостоен региональной награды «Золотой Скиф».

Я счастлив, что еще до выхода моих книг - 20 июня 1989 года меня удостоили самой высокой награды города - звания «Почетный гражданин Мариуполя». Что дальше?

Я в жизни не раз преждевременно говорил «гоп!», а кончалось это конфузом. Но, преодолев суеверный страх, все же решусь рассказать о творческих планах. В момент, когда я пишу эти строки, полностью подготовлены к печати вторые тома «Мариупольской старины» и «Мариупольской мозаики». В письменном столе лежат почти завершенные тома «Мариупольской мозаики» - третий и четвертый.

Завершением этой издательской эпопеи должен стать двухтомник на тему, с которой я начинал: «Мариуполь. Литературная биография города». Он тоже в сущности уже готов.

Если Бог даст мне долголетие, здоровье и щедрых спонсоров, авось, доведется увидеть воплощенными эти мечтания. И, может, доживу до времени, когда мои книги будут изучать со школьниками Мариуполя не только учителя-энтузиасты, как это происходит сегодня, но и все коллеги по педагогическому труду. Это - нужно, потому что любовь к Родине начинается с любви к отчему дому, к родному городу.

Может быть, стоит добавить, что я печатался во многих коллективных сборниках: в «Книге о Донбассе» (вышло два издания в 1972 и 1976 годах), в книге «Мариуполь в созвездии Лиры», в одном петербургском издании, в обоих номерах выходившего в городе альманаха «Мариуполь» и некоторых других.

Особой честью для себя считаю, что в середине 90-х годов меня пригласили участвовать в издании Российской Еврейской энциклопедии (Москва-Иерусалим). В ее томах опубликованы мои статьи о донбассовцах Феликсе Кривине, Леониде Лиходееве, Борисе Слуцком, Я.С.Гугеле, Л.С.Зиньковском-Задове, Я.А.Шнеерове.

В подобного рода публикациях принято сообщать о семейном положении. Женат. Раз и навсегда. Сын и дочь. Живут своими домами. Внук и две внучки.

Греют душу лежащие в ящиках письменного стола рукописи шести томов моих беспартийных книжек. Мечта: своими глазами увидеть их изданными. 
Эх, как бы дожить бы!...

7 ноября 2001 года

Яруцкий Лев Давыдович

писатель-краевед

почетный гражданин города Мариуполя

Нравится Категория: Знай наших | Просмотров: 1641 | Добавил: Liza | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 6
6 Юрий  
Автор-о КРАЕВЕД и он обязан ссылаться на документы,исследования и так далее-! Познавательно очень здорово!!У нас, в городе,где живёт моя дочь.есть очень старый человек,но с ясной памятью и чудесным русским!!Да рассказчик замечательный!Я с ним общался немного_врачи не разрешают ему утомляться!Так вот ,он из той колонии,что и мать моей жены-Сладководная, Запорожская область на границе со Старо-Млиновкой Донецкой облсти!!Помнит мать жены девушкой!!Он так весело рассказывает о жизни колонии,что дух захватывает!!Оказывается-был еврейский самодеятельный театр,в котором участвовали и жители Затишья!!Он помнит эту колонию ,но не бывал там!!

4 Юрий  
Я нашел текст книги- начитался! Аж спина заболела!!!Конечно,труд добросовестный ,но читается тяжело,потому что АКАДЕМИЧЕСКИЙ ,я бы хотел в жанре рассказа!!Но автор сам приносит извинения и сообщает ,что он хочет детализации!!Это его право!!Вообще-то он молодец!!П

Буду продолжать читать,хотя многое мне известно-хочется знать и другие подробности!!!Жаль,что я не знаю фамилий моих пра пра пра по материнской линии,потому что встречаются фамилии .часто упоминашиеся моей мамой,но кто они нам я знаю только пару тройку фамилий!!!Вообщем,задал нам работу автор!!!

5 Liza  
Я в свое время прочитала с удовольствием. И документы лишними не показались

3 Лиза  
В книге мого интересных данных о колониях

2 Лиза  
Книгу Яруцкого о евреях Приазовья я выписала из Мариупольской библиотеки, а потом отсканировала. Так что она у меня есть в электронном виде.

1 Юрий  
Прочитал автобиографию Яруцкого и вспомнил-мы на Совете Общества Алеф ,по моему в начале 90-х годов читали толи книгу Яроцкого ,то ли председатель нашего филиала в Мариуполе рассказывал нам, о Яруцком,вот не помню ,но я сам читал отдельный рассказ о Задове!!Именно из сообщений Яроцкого!!У него двое детей и кого-то из них ДОЛЖНЫ быть его книги или рукописи о евреях Приазовья!!!Их(детей)наверное можно разыскать!!!,Интересно бы почитать всю книгу!

Имя *:
Email *:
Код *: