Приветствую Вас, Гость
Главная » 2020 » Февраль » 15 » ХХ век. Сплетенье судеб (Девочка в степи).
18:23
ХХ век. Сплетенье судеб (Девочка в степи).

Мы оставили наших героев на тяжелом изломе  судьбы: Александр Иолин забрал дочку у бабушки, сказав, что «Это всё, что у меня осталось от Симы». Но дело было во время войны, заботы о ребенке не слишком хорошо сочетались со службой в армии. Александр Иолин нашел выход. И об этом мы узнаем из отрывка рассказа "Девочка в степи" еще одной героини этой истории, Юлии  Систер (в детстве ее называли Алла). Юлия Сестер после эвакуации с родителями  из Кишинева оказалась  на восточном берегу  Волги. 

 

Мы поселились между селами Иловаткой и Колышкино, а за Волгой, на другом берегу, гремело и пылало - там уже шли бои.

Жили мы в открытой степи - здесь находилась районная больница, куда моего отца, Давида Иосифовича Систера, направили главврачом.

Монограмма DS -Давид Систер

Он также работал терапевтом, рентгенологом и хирургом, консультировал коллег в находящемся неподалеку военном госпитале.

Медицинское образование отец получил в Карлов университете в Праге. Энергичный и волевой человек, никогда не терявший самообладания, он был врачом от Бога.

Мы эвакуировались вместе с папиной сестрой, ее мужем и младшим сыном, которого в 1942 году призвали в действующую армию, старший сын уже воевал с первых дней войны. Тетя и дядя жили и работали в самой Иловатке.

У меня, несмотря на очень малый возраст, тоже были определённые обязанности. Больным требовалось хорошее питание, и в больнице решили, что нужно разводить цыплят, чтобы курятиной и бульоном кормить пациентов. Так в больничном дворе появилось сто маленьких цыплят, желтых, серых и рябых. Цыплятам угрожала естественная опасность - коршуны, которых в степи было множество, и я постоянно оберегала своих пушистых питомцев от этих птиц

К больничной ограде прикрепили железные листы, в которые я должна была бить, завидев коршуна. Теперь мой взор был устремлен в небо: как только появлялась хищная птица, я изо всех сил начинала бить по железным листам, и коршун улетал. Таким образом ни один цыплёнок не стал добычей хищника.

Следует сказать, что мой отец был очень требовательным и к себе, и к подчиненным, был честным и справедливым человеком.

Мы жили как все в то время, как все ели затируху... Ни разу папа не принес мне ни кусочка куриного мяса - всё это предназначалось только больным. При больнице также была бахча, для больных выращивали арбузы.

В тех местах с плодородной почвой они росли огромными, круглыми как мячи, с темно-зелёной полосатой корой.

Весь процесс их роста до появления пузатого шара завораживал моё детское воображение.

Однажды в поле недалеко от нашего дома приземлился небольшой самолёт.

Из него вышли лётчик (потом мы узнали, что его фамилия Айзенберг) и невысокий мужчина в очках, который оказался военным корреспондентом.

Он рассказал, что его жена погибла, а дочку не с кем оставить. Мои родители сразу предложили взять девочку в нашу семью на любое время.

Я, единственный в том месте ребёнок, была особенно рада: теперь мне было, с кем играть. Девочку звали Розочкой, она оказалась моей ровесницей, и мы сразу сдружились.

В пятилетнем возрасте девочки играют с куклами. А как быть, если их нет? Их надо сделать самим. В ход пошли щепки, на которых рисовались глаза, рот, нос - и "кукла" готова.

Эти же игрушки были актёрами кукольного театра и действующими лицами в пьесах, которые мы сами сочиняли, для них мы "варили" еду из листьев и плодов какого-то растения. Наши куклы всегда были сыты в то голодное время.

Военный корреспондент - отец Розы - Александр Иолин был очень общительным человеком, интересным рассказчиком.

Мне помнится, что он жил в Иловатке, работал в местной газете, а также часто вылетал на задания от газеты "Красная Звезда".

Когда появлялась редкая возможность повидаться с дочкой, он приезжал к нам. У нашей семьи сложились с ним очень тёплые отношения.

А.Иолин перед войной.

Однажды Иолин привёз с собой стихотворение "Девочка в степи", которое он написал и посвятил мне.

С тех самых пор оно хранится в нашем семейном архиве, написанное карандашом на листе уже давно пожелтевшей от времени бумаги. Привожу его полностью.

Текст стихотворения "Девочка в степи"

 

Девочка в степи Ал. Иолин

 

Посвящается Аллочке Систер

Далеко от родины чудесной,

Там, где Волга медленно течёт,

Расцветая как цветок прелестный,

Маленькая девочка живёт.

За рекой, где воют ветры-вьюги,

Где степная ширь и даль видна,

Не имея ни одной подруги,

Девочка проводит дни одна.

Враг коварный, подлый и жестокий

На родимый дом её напал.

Полились невинных кровь потоки,

Немец грабил, жёг и убивал.

И пришлося девочке, как многим,

Уходить с родных, любимых мест.

Длинны были их пути-дороги,

Труден каждый новый переезд.

И живёт надеясь, ожидая,

Что придёт давно желанный час -

Час разгрома гитлеровской стаи.

Будет он счастливейшим для нас.

Разгромим разбойников - фашистов,

Близок час, когда вернется вновь

С папой, с мамой наша Алла Систер

В свой родной, любимый Кишинёв.

            30 января 1943 г.

 

 

В нашем семейном архиве хранится также письмо, которое Александр Иолин прислал маме:

"Глубокоуважаемая Евгения Мойсеевна!

Случилось так, что мы (я и Розочка) пересели посреди дороги, и я не успел поблагодарить Вас за то поистине благородное и глубоко человеческое отношение, которое Вы проявили к моей дочке.

Только нежное материнское (и притом - еврейское) сердце способно проявить такую ласку и доброту к несчастному ребенку, каковым является в настоящий момент моя дочь. Трудно выразить словами ту теплоту, какую ощутила Розочка в вашем доме.

Она не перестаёт бредить хорошей тётей Женей и чудесной Аллочкой <...> Впервые с тех пор, как грянула война и на нас обрушились такие лишения и страдания, она улыбнулась настоящей детской улыбкой...".

Юлия Систер

(Продолжение следует...)

Нравится Категория: Рассказы о былом | Просмотров: 356 | Добавил: Liza | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: