Приветствую Вас, Гость
Главная » 2013 » Апрель » 19 » Михоэлс в Сталино. 1936 год
10:05
Михоэлс в Сталино. 1936 год
Публикуется впервые
Передо мной старые, пожелтевшие газеты: "Социалистический Донбасс» за лето 1936 года…
В каждой строке дух времени. Чем жил наш город Сталино и вся страна в эти дни? Полным ходом идет обсуждение Конституции, в котором, в соответствии со статистикой, приняло 55% взрослого населения страны...
Беспосадочный перелет Чкалова…… Приведена подробная схема полета, поздравление Сталина, Указ о награждении…
В августе начался первый, кажется, процесс против врагов народа— процесс «Антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра», который также известен как «процесс 16-ти», показательный суд над группой бывших руководителей партии, в прошлом активных участников оппозиции. Дело слушалось в Военной коллегии Верховного Суда СССР c 19 по 24 августа 1936 года. Основными обвиняемыми были Г. Е. Зиновьев и Л. Б. Каменев.
Материалы процесса занимают большую часть площади номеров газеты, которая выходит в увеличенном объеме…
Речь прокурора Вышинского по этому делу приводится полностью… Этот процесс- преддверие печально известного 1937 года...
 
С. Михоэлс. Фото 1936 года,
опубликованное в газете.

Я знаю, что в этом же, 1936-м, году вышел фильм «Цирк»: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек!».
Насколько же далеки эти слова от действительности!...
В фильме "Цирк" снялся в эпизодической роли Соломон Михоэлс. Он спел куплет колыбельной на языке идиш…Конечно, этот эпизод в еврейских семьях вызывал особенные чувства! В 1948 году, после гибели Михоэлса этот фрагмент изъяли и вернули в фильм только через несколько лет.

Лето 1936 года в Сталино оказалось очень урожайным на гастроли московских театров. В газете афиши спектаклей театра им. М. Ермоловой, театра Меерхольда. В августе состоялись гастроли театра ГОСЕТ (Государственного еврейского театра) под руководством Михоэлса.
В газете "Социалистический Донбасс" был напечатан анонс гастролей и две беседы с Соломоном Михоэлсом. В анонсе писалось о тех спектаклях, которые привез театр: «В своих спектаклях («200000», «3 еврейских изюминки» и т.д.) ГОСЕТ с беспощадной силой показал нравы дореволюционных еврейских местечек—пресловутой черты оседлости….».
 


В материале "Творческий путь ГОСЕТа" С. Михоэлс рассказал об истории еврейского театра, о лучших спектаклях и актерах этого театра. «Наш театр вырос из театральной школы (первой в мире еврейской театральной школы) в 1919 г. в Ленинграде. Уже в первые годы своего существования театр понял, что первейшим необходимым условием доходчивости и творческих успехов является народность, фольклор во всем объеме его. Театр учился у классиков еврейской литературы Менделе Мойхер Сфорима, Шолом Алейхема, Переца».
Вторая беседа с С.Михоэлсом была посвящена Шекспиру. Михоэлс рассказал, что «Еврейский театр не считает, что спектр его работ должен ограничиваться только спецификой национальных тем, а рассматривает себя, как одно из звеньев советского театра. Вот почему и он пошел наряду с другими советскими театрами учиться у великого реалиста Шекспира».
Я наделась найти в газете резюмирующую статью о гастролях. Но газете было уже не до того: как раз начался процесс, о котором написано выше. 


…Только старожилы помнят, каким сюрпризом стали развешенные по всему городу афиши: «Гастроли еврейского театра под руководством Соломона Михоэлса». В репертуаре гастролей четыре спектакля: «200000» по пьесе Шолома- Алейхема, «Три еврейских изюминки" , «Король Лир» и "Стена Плача".
Можно представить, как быстро эта весть быстро облетела весь город: «Еврейский театр! На языке идиш?! Приезжает Михоэлс! Да-да, тот самый, что пел "Колыбельную" в фильме "Цирк»!".
В городе царило оживление. Евреи собирались в театр: для кого-то это была диковинка - представления на родном языке идиш...
Кто-то с удовольствием хотел посмотреть спектакль «200000», поставленный по пьесе «Выигрыш» любимого писателя Шолома-Алейхема. В этом спектакле С. Михоэлс играл Шимеле Сорокера, бедного портняжку, после случайного выигрыша ставшего богачом и тут же обобранного шарлатанами. В исполнении Михоэлса — это уже обобщенный образ гордого своим мастерством еврейского труженика со всеми особенностями национального характера, профессиональных навыков и трагикомической судьбы. Свата Соловейчика сыграл Зускин.
Кому-то хотелось увидеть спектакль со священным для евреев названием "Стена плача"... Эта пьеса (автор Мизадронцев) рассказывала о времени английского мандата на управление Палестиной.
Были и такие, кто надеялся, посмотрев спектакли, вспомнить покинутые родные местечки... Настоящие же театралы хотели увидеть своими глазами игру Михоэлса в пьесе "Король Лир" (перевод на идиш Шмуэля Галкина, постановка С.Радлова и С.Михоэлса). Имеются сведения о том, что в постановке участвовал выдающийся украинский режиссер Лесь Курбас, позже погибший в сталинских застенках.
 

 
Лира играл Михоэлс, Шута - Зускин. Игру С.Михоэлса прекрасно понимали и зрители, не знавшие идиша. Знаменитый английский режиссер и шекспировед Гордон Крэг, приехавший в Москву на шекспировский фестиваль в апреле 1935 года и не пропустивший ни одного спектакля, где играл Михоэлс, писал о своих впечатлениях: "...Подлинной неожиданностью, без всякого преувеличения потрясением, оказался для меня "Король Лир"! Должен сказать, что эта пьеса является для меня самой близкой и любимой из всего шекспировского репертуара. Поэтому я шел в театр с нескрываемым недоверием. Но вот я в партере... Я понял, что с такого спектакля уходить нельзя... я не припомню такого актерского исполнения, которое потрясло бы меня так глубоко до основания, как Михоэлс своим исполнением Лира... Теперь мне ясно, почему в Англии нет настоящего Шекспира в театре. Потому что там нет такого актера, как Михоэлс".
Знатоки театра хотели увидеть собственными глазами игру великого актера.
Начав работать над этим материалом, я вспомнила, что моя мама с восхищением рассказывала об этом спектакле. Имена Корделия и  Король Лир я впервые услышала именно от мамы. Мне ужасно жаль, что в памяти за давностью лет стерлись подробности этого рассказа.
Но мне удалось все-таки найти очевидца приезда ГОСЕТ в Сталино. Это мой хороший знакомый Юрий Бейлин. Вот отрывки из его воспоминаний.
«А ведь я помню эти гастроли!!!! В Донецке принимали театр, насколько я помню, с большой любовью!! Разговоров было много!!! Да и ходил народ очень охотно !!!Но всё это в тумане моей памяти!!! Еврейский театр во главе с ним был намного раньше, чем вышел фильм!!Я твёрдо знаю,что о Короле Лире говорили задолго до фильма "Цирк", и Михоэлс уже был хорошо известен -потому его и пригласил Александров сниматься в фильме!!
Отец с матерью ходили со старшим братом, а меня и второго брата отец возил в Харьков на гастроли того же Михоэлса!! Мы в Харькове смотрели спектакли «Тевье Молочник» и «Колдунья» (автор Гольдфаден)!!!! Один акт в Тевье сыграл украинский актёр Крушельницкий!! Я не помню уже, что и как это было, но знаю, что отец был В ВОСТОРГЕ от его Тевье!! И помню, как Михоэлс обнимался ним по окончании спектакля!! А на Колдунье папа плакал тихо-тихо, и это я помню как во сне!!!»
 

С. Михоэлс в роли Тевье-молочника(1938 г.)
И еще:
«Михоэлс был признан лучшим исполнителем КОРОЛЯ ЛИРА!!!! Это общеизвестный факт!!! Я знаю это не только от родителей, но и много читал! Ещё он был очень знаменит по ролям Тевье и Гоцмаха, персонажа пьесы «Колдунья». Роль колдуньи, Бобе-Яхне играл Зускин! Я видел пацаном этот спектакль - люди падали в обморок -это я помню!! Женщины рыдали навзрыд!!!! Мама моя ушла-не выдержала!!! Это я помню очень хорошо!! Потом весь день наш двор гудел, как на восточном базаре, от этого спектакля!!!»
Завершая одну из своих статей, С. Михоэлс сказал: «С огромным интересом ждем оценки зрителем Донбасса работы, проделанной театром за 16 лет своей жизни. 3а короткое время пребывания в Сталино и Ворошиловграде театр все же сумеет показать ряд работ, характеризующих отдельные этапы творческого пути. Хочется надеяться, что этот приезд свяжет нас более крепко с Донбассом по примеру того, как мы уже связаны органично с рядом городов и областей, где  театр успел обрести своего взыскательного, строгого, но любящего зрителя».

Я надеюсь, что эта статья всколыхнет воспоминания дончан, и кто-нибудь добавит свои впечатления к этому материалу. 
Буду очень ждать.

 Eлизавета Гиллер
Нравится Категория: Рассказы о былом | Просмотров: 956 | Добавил: Liza | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1  
помнить!!!!!!!!!!!!

Имя *:
Email *:
Код *: