Пугач Исай Маркович - 18 Сентября 2013 - Юзовка-Сталино-Донецк: страницы еврейской истории
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2013 » Сентябрь » 18 » Пугач Исай Маркович
20:29
Пугач Исай Маркович
Донецкий национальный технический университет имеет длинную и интересную историю. Немалый вклад в создание и развитие этого вуза сделали евреи. О некоторых из них (Я.И.Альшиц, И.Г. Штокман) мы уже помещали материалы на нашем сайте.
Некоторое время назад на сайте 
ДонНТУ я видела интересную картину, включающую в себя портреты всех выдающихся личностей этого вуза, и список всех, кто изображен на этой картине. Большая часть из этих людей носила еврейские фамилии. К сожалению, картину эту я не скопировала на свой компьютер, а вскоре ее убрали с сайта. Администрация сайта утверждает, что это временно.
Если картина будет вновь помещена на сайт 
ДонНТУ, я обязательно познакомлю с ней наших читателей.
 
Сегодня наш рассказ пойдет о человеке, который стоял у истоков вуза, выходцу из бедной еврейской семьи, Исае Марковиче Пугаче.


Первый ректор Донецкого национального технического университета
В портретной галерее I-го учебного корпуса, среди портретов ведущих ученых, основателей вуза, находится и портрет Исая Марковича Пугача. В музее истории ДонНТУ хранится немало экспонатов, связанных с именем первого директора Донецкого горного техникума, давшего в 1921 г. начало нашему вузу. 
И.М. Пугач родился в 1895 году в Чернигове в семье маляра и белошвейки, в которой воспитывалось еще семеро детей. В тринадцатилетнем возрасте он потерял отца и уехал в Горловку, поступил на шахту, был коногоном, саночником, крепильщиком. В 1913 г. ему удалось закончить горное училище со званием штейгера, а в 1917-1918 годах - высшие инженерные курсы. Так горнорудное дело стало его пожизненной профессией. 
В 1920 году Исай Маркович, работая заместителем главного инженера Юзовско-Макеевского угольного района, поддержал предложение городских властей о создании в Юзовке горного техникума для подготовки в кратчайшие сроки инженеров узкого профиля. Возглавить организацию первого в Донбассе высшего учебного заведения и было поручено И.М. Пугачу. 
Организация учебного процесса началась буквально на пустом месте. Невысокий, худощавый Пугач и его ученики обходили полуразрушенные заводы и шахты, отыскивая и откапывая из-под шлака пригодные станки и машины, котлы и трубы, инструмент. Все это грузили на телеги, впрягались в них сами, - транспорт в то время был полностью мобилизован для нужд Красной Армии. 
Вскоре директор Донецкого горного техникума предложил городским властям необычный проект: силами учащейся молодежи города соорудить в Юзовке, страдавшей от грязи и эпидемий, водопровод и трамвайную линию. Позднее началась и газификация. Помимо прямой пользы городу, И.М. Пугач планировал заработанные студентами деньги обратить на покупку литературы, наглядных пособий и обустройство общежитий. Студенты, к которым позже присоединились и жители города, рыли траншеи для прокладки труб, тянули линию первого трамвая, ремонтировали вагоны. Эти работы велись под руководством и по проектам И.М. Пугача, профессоров А.М. Первушина, А.И. Тулпарова, И.Е. Коробчанского и студента С.И. Евстратова. 
Исай Маркович большое значение придавал практике в организации учебного процесса будущих инженеров. "Весь процесс обучения, - писал он, - проходит в мастерских, на шахте, в лабораториях, технических кабинетах, музеях. Здесь на живых примерах студенты постигают специальные предметы: математику, химию, физику, естествознание и пр. Ни одного слова без иллюстрации, ни одного слова без опыта..." Он понимал, как важно владеть передовыми методами труда. Поэтому считал, что ни одна новинка, ни одно достижение в области техники, в каком бы уголке мира оно не появлялось, не должно проходить мимо наших предприятий. 
В 1926 году, после реорганизации техникума в Донецкий горный институт, Исай Маркович становится его ректором. Занимая этот пост в течение последующих пяти лет, он многое сделал для становления вуза. Затем он был назначен заместителем начальника московского метростроя. Здесь им был предложен проект строительства первой линии метрополитена, где особое внимание уделялось осушению плывунов. Этот метод действенен и сегодня. 
В военные и послевоенные годы И.М. Пугач был руководителем главных управлений кадров и учебных заведений Министерства угольной и тяжелой промышленности СССР. 
Широкую известность получили научные труды и учебники И.М. Пугача - "Горное дело" и "Горноспасательное дело". Он был также талантливым изобретателем и конструктором, участвовал в конструировании первых в стране угольных комбайнов.

По материалам газеты "Донецкий политехник"
Нравится Категория: Знай наших | Просмотров: 403 | Добавил: Liza | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
спасибо

Имя *:
Email *:
Код *: