Приветствую Вас, Гость
Главная » 2014 » Апрель » 10 » РОЖДЕНИЕ ТЕАТРА
21:43
РОЖДЕНИЕ ТЕАТРА

Сегодня мы помещаем первую часть статьи М.Альтера, посвященной истории Донецкого Оперного театра и опубликованной несколько лет назад на  страницах газеты "Наша жизнь" . Материал  предоставлен редактором газеты, Яковом Вириным.

Фото 1941 года из Федерального архива Германии.

В 1917 году, после двадцатилетних устных и письменных словопрений местечко Юзовка получило от Вре­менного правительства ранг безуездного города. Через семь лет этот город Украины стал называться Сталино. Но он по-прежнему оставался Юзовкой, с уличными клозетами, возле которых вываливался в кучи бытовой мусор, с немощеными улицами, дорогами и такими же пешеходными тротуарами. Город не знал электрического освещения, водопровода, коммунального транспорта, магазинов госторговли, хотя все это в большей или меньшей мере было в двух соседних городах – Бахмуте (Артемовске) и Мариуполе. Между тем Сталино числом жителей вдвое опережал эти города. В 1932 году создается единая администра­тивно-территориальная единица – Донец­кая область. Ее центром становится го­род Сталино.

Новый ранг нашего города требовал проведения различных съездов, собраний актива, зрелищно-культурных мероприятий. Город унаследовал от старой Юзовки не­сколько помещений, пригодных для массо­вых мероприятий. Старое, обветшалое от времени здание городского театра, имевшего немногим более пятисот кресел. И еще два бывших ча­стных зала клубного типа: “Наш уголок”, в котором после Октября пребывал клуб совторгслужащих, и зал в доме братьев Тудоровских, который стали именовать клубом им. Энгельса. В этих залах было примерно по триста мест в каждом. Здание театра подремонтировали, зал немного расширили (на 75 мест). Но и он не мог удовлетворить нужды областных мероприятий, для которых требовался зал на восемьсот и более мест.

Правда, к тому времени в Сталино по­явились два новых зала такой вместимости: здание Госцирка (деревянное, позже оно сгорело) и кинотеатр “Комсомолец”. Но они работали по плотному расписанию се­ансов, и не представлялось возможным ис­пользовать их по-другому.

Харьковские архитекторы получили за­дание разработать планировочный проект застройки центра и горняцких районов Сталино зданиями культурного, торгово-бытового назначения, больничными комплек­сами, транспортно-коммунальными коммуни­кациями. В центре города, помимо крупных адми­нистративных зданий, планировалось возве­сти театральное и библиотечное здания. Это нынешняя научная библиотека им. Круп­ской и здание Театра оперы и балета.

Такова краткая предыстория появления Донецкого театра оперы и балета, которо­му в следующем году (отсчет от первого по­каза спектакля) исполнится 60 лет.

Театр: проект и его решение

В 1933 году из Харькова в Сталино пере­вели в полном составе Краснозаводский музыкально-драматический театр. Ему и передали старое юзовское театральное здание. Поэтому, когда встал вопрос о стро­ительстве в Сталино нового театрального зда­ния, решили, что в нем будет работать опера и балет.

Первым основным параметром, внесен­ным в проектное задание, была вместимость зрительного зала – количество кресел для зрителей в партере. Специалисты, вошедшие в комиссию по театру, сошлись на том, что в зрительном зале должно быть примерно 1200 посадочных мест. От этой цифры пове­ли расчеты площадей фойе, буфетных поме­щений, лестничных маршей, левого, право­вого и центрального входов в зрительный зал. Площадь последнего позволяла опреде­лить и высоту зала. В гармоничности его размещения нетрудно убедиться и сегодня: его высота впечатляет особой легкостью, воздушностью, не довлеет на сидящих в креслах в партере. Лестничные марши ши­рокие, ступени легки для подъема по ним в центральное и верхнее фойе. Учли и их пропускную способность в случае аварий­ной ситуации, например, пожара.

Оперная и балетная труппы могли со­ставлять примерно двести артистов – столь­ко сотрудников могло быть занято в различных местах, где готовили реквизит, декора­ции, шили одежду и обувь актерам, участво­вавшим в спектаклях.

На конкурс “Проект здания театра опе­ры и балета в г. Сталино” поступило три проекта. После их закрытого и открытого, публичного, обсуждения выбор остановили на проекте архитектора Л. Котовского.

Предложенное им здание отличала мо­нументальность, значительность объемов, узнаваемость как театрального объекта, а не какого-либо другого, строгая, но вместе с тем привлекательная наружная архитекту­ра, наличие двух фасадов – главного и слу­жебного. Высоко была оценена и внутрен­няя планировка здания, особенно его зри­тельной части: парадность, торжествен­ность, отделка стен, лестничных маршей. Скульптурные портреты выдающихся ком­позиторов, деятелей музыкальной культуры, отечественных и зарубежных, органично вписывались элементами оформления зала.

Возникла сложность с привязкой здания к конкретному участку главной улицы горо­да, к тому времени уже имевшей название им. Артема. Перед главным фасадом, как это повсеместно принято, следовало образовать площадь – театральную площадь. Архитектор Л. Котовский просил сдвинуть здание в глубь станции железной дороги, а товарный двор – хотя бы метров на двадцать. В этом случае следовало снести пакгауз – хранилище ово­щей. Торговцы (администраторы) отстояли от сноса это обветшалое здание. И потому театральная площадь своими размерами не­сколько не соответствует монументальности здания театра оперы и балета.

Здание оперы возводили с 1937 по 1939 годы. Год велись внутренние отделочные ра­боты. Строителями были лучшие мастеровые из различных организаций Сталино, Макеевки, Мариуполя, Славянска, Днепропетров­ска, Харькова, Луганска.

Жесткий контроль обеспечивал высокое качество работ. На период устройства кры­ши из листов оцинкованной стали руково­дитель строительной организации В.Б. Кашанский перенес свой офис – небольшой до­щатый домик – на крышу театра. Он лично контролировал эту работу, которую вели мастеровые. Крыша должна была быть самого высокого качества.

– Представляете, что будет, если на вну­треннюю лепнину зала и дорогую отделку стен попадет дождевая вода? – говорил он. – Это недопустимо...

В моей записной книжке сохранились имена главных отделочников. Бригада скульптора М.А. Евсеева изготовила и отли­ла из гипса более 15 тысяч погонных метров карнизов, несколько сот потолочных розеток, настенных медальонов. Эта лепнина вы­держала испытание временем. И только в недавний первый капитальный ремонт зда­ния часть евсеевской лепнины обновили.

Альфрейные работы – отделку стен под мрамор – вела бригада опытнейшего мастера Г. Рахковича, работавшего вместе со своим сыном.

М.С. Альтер

Нравится Категория: Рассказы о былом | Просмотров: 1145 | Добавил: Liza | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: