21:43 РОЖДЕНИЕ ТЕАТРА | |
Сегодня мы помещаем первую часть статьи М.Альтера, посвященной истории Донецкого Оперного театра и опубликованной несколько лет назад на страницах газеты "Наша жизнь" . Материал предоставлен редактором газеты, Яковом Вириным. Фото 1941 года из Федерального архива Германии. В 1917 году, после двадцатилетних устных и письменных словопрений местечко Юзовка получило от Временного правительства ранг безуездного города. Через семь лет этот город Украины стал называться Сталино. Но он по-прежнему оставался Юзовкой, с уличными клозетами, возле которых вываливался в кучи бытовой мусор, с немощеными улицами, дорогами и такими же пешеходными тротуарами. Город не знал электрического освещения, водопровода, коммунального транспорта, магазинов госторговли, хотя все это в большей или меньшей мере было в двух соседних городах – Бахмуте (Артемовске) и Мариуполе. Между тем Сталино числом жителей вдвое опережал эти города. В 1932 году создается единая административно-территориальная единица – Донецкая область. Ее центром становится город Сталино. Новый ранг нашего города требовал проведения различных съездов, собраний актива, зрелищно-культурных мероприятий. Город унаследовал от старой Юзовки несколько помещений, пригодных для массовых мероприятий. Старое, обветшалое от времени здание городского театра, имевшего немногим более пятисот кресел. И еще два бывших частных зала клубного типа: “Наш уголок”, в котором после Октября пребывал клуб совторгслужащих, и зал в доме братьев Тудоровских, который стали именовать клубом им. Энгельса. В этих залах было примерно по триста мест в каждом. Здание театра подремонтировали, зал немного расширили (на 75 мест). Но и он не мог удовлетворить нужды областных мероприятий, для которых требовался зал на восемьсот и более мест. Правда, к тому времени в Сталино появились два новых зала такой вместимости: здание Госцирка (деревянное, позже оно сгорело) и кинотеатр “Комсомолец”. Но они работали по плотному расписанию сеансов, и не представлялось возможным использовать их по-другому. Харьковские архитекторы получили задание разработать планировочный проект застройки центра и горняцких районов Сталино зданиями культурного, торгово-бытового назначения, больничными комплексами, транспортно-коммунальными коммуникациями. В центре города, помимо крупных административных зданий, планировалось возвести театральное и библиотечное здания. Это нынешняя научная библиотека им. Крупской и здание Театра оперы и балета. Такова краткая предыстория появления Донецкого театра оперы и балета, которому в следующем году (отсчет от первого показа спектакля) исполнится 60 лет. Театр: проект и его решение В 1933 году из Харькова в Сталино перевели в полном составе Краснозаводский музыкально-драматический театр. Ему и передали старое юзовское театральное здание. Поэтому, когда встал вопрос о строительстве в Сталино нового театрального здания, решили, что в нем будет работать опера и балет. Первым основным параметром, внесенным в проектное задание, была вместимость зрительного зала – количество кресел для зрителей в партере. Специалисты, вошедшие в комиссию по театру, сошлись на том, что в зрительном зале должно быть примерно 1200 посадочных мест. От этой цифры повели расчеты площадей фойе, буфетных помещений, лестничных маршей, левого, правового и центрального входов в зрительный зал. Площадь последнего позволяла определить и высоту зала. В гармоничности его размещения нетрудно убедиться и сегодня: его высота впечатляет особой легкостью, воздушностью, не довлеет на сидящих в креслах в партере. Лестничные марши широкие, ступени легки для подъема по ним в центральное и верхнее фойе. Учли и их пропускную способность в случае аварийной ситуации, например, пожара. Оперная и балетная труппы могли составлять примерно двести артистов – столько сотрудников могло быть занято в различных местах, где готовили реквизит, декорации, шили одежду и обувь актерам, участвовавшим в спектаклях. На конкурс “Проект здания театра оперы и балета в г. Сталино” поступило три проекта. После их закрытого и открытого, публичного, обсуждения выбор остановили на проекте архитектора Л. Котовского. Предложенное им здание отличала монументальность, значительность объемов, узнаваемость как театрального объекта, а не какого-либо другого, строгая, но вместе с тем привлекательная наружная архитектура, наличие двух фасадов – главного и служебного. Высоко была оценена и внутренняя планировка здания, особенно его зрительной части: парадность, торжественность, отделка стен, лестничных маршей. Скульптурные портреты выдающихся композиторов, деятелей музыкальной культуры, отечественных и зарубежных, органично вписывались элементами оформления зала. Возникла сложность с привязкой здания к конкретному участку главной улицы города, к тому времени уже имевшей название им. Артема. Перед главным фасадом, как это повсеместно принято, следовало образовать площадь – театральную площадь. Архитектор Л. Котовский просил сдвинуть здание в глубь станции железной дороги, а товарный двор – хотя бы метров на двадцать. В этом случае следовало снести пакгауз – хранилище овощей. Торговцы (администраторы) отстояли от сноса это обветшалое здание. И потому театральная площадь своими размерами несколько не соответствует монументальности здания театра оперы и балета. Здание оперы возводили с 1937 по 1939 годы. Год велись внутренние отделочные работы. Строителями были лучшие мастеровые из различных организаций Сталино, Макеевки, Мариуполя, Славянска, Днепропетровска, Харькова, Луганска. Жесткий контроль обеспечивал высокое качество работ. На период устройства крыши из листов оцинкованной стали руководитель строительной организации В.Б. Кашанский перенес свой офис – небольшой дощатый домик – на крышу театра. Он лично контролировал эту работу, которую вели мастеровые. Крыша должна была быть самого высокого качества. – Представляете, что будет, если на внутреннюю лепнину зала и дорогую отделку стен попадет дождевая вода? – говорил он. – Это недопустимо... В моей записной книжке сохранились имена главных отделочников. Бригада скульптора М.А. Евсеева изготовила и отлила из гипса более 15 тысяч погонных метров карнизов, несколько сот потолочных розеток, настенных медальонов. Эта лепнина выдержала испытание временем. И только в недавний первый капитальный ремонт здания часть евсеевской лепнины обновили. Альфрейные работы – отделку стен под мрамор – вела бригада опытнейшего мастера Г. Рахковича, работавшего вместе со своим сыном. М.С. Альтер | |
|
Всего комментариев: 0 | |