22:57 Рождение театра (продолжение) | |
Cегоодня мы завершаем публикацию материала М.Альтера о рождении Донецкого оперного театра, опубликованную много лет назад на страницах газеты "Наша жизнь". Как формировалась труппа театра Лапицкий Иосиф Михайлович (театр. псевд. Михайлов) в нашей опере оказался по воле случая. Он приехал по делам Киевской оперы, которую возглавлял в качестве художественного руководителя и главного режиссера много лет, в Москву. И, разумеется, в один из дней пришел в Большой театр. “Заглянул он и в репетиционную, - рассказывал многими годами позже М.И. Рейзен. – Вместе почаевничали, поделились своими семейными заботами. Потом и о театральных делах: «Не надоело ли тебе, Иосиф, в Киеве? – говорю ему. – Столько лет на одном месте, в одном театре”. А он мне говорит, что, если откровенно, то уже надоело... Я же ему в ответ на эти слова и говорю: “Вот бы и поехал ты в город Сталино. В столице Донбасса строится большое здание под оперу. Рекомендую выбраться и съездить посмотреть. Может быть, понравится...” Рекомендацию Рейзена Иосиф Лапицкий не оставил без внимания. Представился случай, съездил в Сталино. В здании оперы шли отделочные работы. Понравилось. Посетил руководство. Встретили доброжелательно. Пообещали всяческую поддержку. И к тому же для артистов завершали строить большой жилой дом вблизи театра. Тогда Лапицкому было 63 года, но чувствовал он себя вполне крепким. И после раздумий “за” и “против” все же решил переехать в Сталино. Небольшой театральный коллектив, называвшийся “Луганский театр оперы и балета”, и примерно такой же коллектив из Винницы передислоцировали в Сталино в труппу, которую начал формировать Иосиф Лапицкий. Это первое пополнение труппы нужно было усилить актерами более высокого класса. По просьбе Иосифа Михайловича из Киевского театра, которым он руководил, приехали в Сталино несколько молодых, но весьма одаренных актеров. Своих учеников-студентов с перспективой роста в Донецкой опере направил Рейзен. Узнав о новорожденной опере, в Сталино переехали работать несколько артистов из других городов России. «Иван Сусанин» -первый спектакль Этот оперный спектакль патриотического звучания, по убеждению И.М. Лапицкого, был ко времени: гитлеровцы вторгались в страны Европы, не все ясно было в отношениях Советского Союза с Германией. Вслух об этом не говорили, но какое-то предгрозовье селилось в душах тех, кто умел читать газеты между строк. К концу сорокового года “Иван Сусанин” был вчерне сделан. К тому времени и сцена нового театра была готова к общим репетициям, которые стали частыми. Первые три месяца наступившего 41-го года они проходили при декорациях, постепенно при полном антураже. Открытие театра было намечено на 12 апреля 1941 года. А в последний день апреля “Сусанина” показали строителям, местному начальству, депутатам городского и областного Советов. Для дневного показа старшеклассникам средних школ, учащимся техникумов, студентам институтов были выпущены недорогие абонементы на просмотр пяти спектаклей. К тому времени в Сталино был дислоцирован штаб крупного войскового соединения. Армейцы посещали оперу бесплатно. Премьера состоялась в 12 апреля 41-го года, и все в ней было великолепно: и величественные декорации, и одежда артистов, которые в массовых выходах заполняли сцену, и даже не бутафорская, а живая лошадь светло-серой масти, участвовавшая в спектакле. Масштабностью зрелища, показанного в Опере, были поражены все от мала до велика. Начавшаяся в июне того же года война не позволила многим использовать свой абонемент... В ГОДЫ ВОЙНЫ Война сделала несбыточными творческие и жизненные планы И.М.Лапицкого и его детища – Оперного театра. Артисты и сотрудники из молодежи призывного возраста ушли в действующую армию. Театр отправился в эвакуацию в далекий тыл – за Урал. Новый городской голова, подстегиваемый оккупантами, попытался возродить показ спектаклей в Опере. Зрелище было жалким. Но театр посещали немецкие офицеры и унтеры, которые по ранению попали в госпиталь. Ходили и местные – из тех, кто пристроился в городскую управу и ее подразделения. В эвакуации, а она длилась примерно два с половиной года, труппе театра было трудно. Но и далеко от родных стен коллектив давал концерты, показывал небольшие спектакли. Возвращение Театр оперы и балета в свой город, в свое здание, которое по-настоящему он не успел обжить, возвращался без своего руководителя. 5 ноябри 1944 года Иосиф Михайлович Лапицкий завершил свой земной круг. Он внес огромный личный вклад в развитие театральной культуры и искусства городов Киева и Сталино... Некоторое недоумение вызывает то, что на главном фасаде здания отсутствует мемориальная доска со строгим чеканным текстом (хотя бы таким): Первосоздатель и главный режиссер – художественный руководитель Донецкого театра оперы и балета в 1940-1944 годах – заслуженный артист РСФСР Лапицкий Иосиф Михайлович 16 (20) января 1876 – 5 ноября 1944 г. Это не поздно сделать и теперь, в преддверии 60-й годовщины рождения театра. Хочется верить, что так и будет. М. Альтер
| |
|
Всего комментариев: 0 | |