Рождение театра (продолжение) - 30 Апреля 2014 - Юзовка-Сталино-Донецк: страницы еврейской истории
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2014 » Апрель » 30 » Рождение театра (продолжение)
22:57
Рождение театра (продолжение)

Cегоодня мы завершаем публикацию материала М.Альтера о рождении Донецкого оперного театра, опубликованную много лет назад на страницах газеты "Наша жизнь". 

Как формировалась труппа театра

Лапицкий Иосиф Михайлович (театр. псевд. Михайлов) в нашей опере оказался по воле случая. Он приехал по делам Киевской оперы, которую возглав­лял в качестве художественного руководи­теля и главного режиссера много лет, в Москву. И, разумеется, в один из дней при­шел в Большой театр.

“Заглянул он и в репетиционную, - рассказывал многими годами   позже М.И. Рейзен. – Вместе почаевничали, по­делились своими семейными заботами. Потом и о театральных делах: «Не надо­ело ли тебе, Иосиф, в Киеве? – говорю ему. – Столько лет на одном месте, в од­ном театре”. А он мне говорит, что, если откровенно, то уже надоело... Я же ему в ответ на эти слова и говорю: “Вот бы и поехал ты в город Сталино. В столице Донбасса строится большое здание под оперу. Рекомендую выбраться и съездить посмотреть. Может быть, понравится...”

Рекомендацию Рейзена Иосиф Лапицкий не оставил без внимания. Предста­вился случай, съездил в Сталино. В зда­нии оперы шли отделочные работы. По­нравилось. Посетил руководство. Встре­тили доброжелательно. Пообещали вся­ческую поддержку. И к тому же для ар­тистов завершали строить большой жи­лой дом вблизи театра.

Тогда Лапицкому было 63 года, но чув­ствовал он себя вполне крепким. И после раздумий “за” и “против” все же решил пе­реехать в Сталино.

Небольшой театральный коллектив, на­зывавшийся “Луганский театр оперы и бале­та”, и примерно такой же коллектив из Винницы передислоцировали в Сталино в труп­пу, которую начал формировать Иосиф Лапицкий. Это первое пополнение труппы нужно было усилить актерами более высокого класса. По просьбе Иосифа Михайловича из Киевского театра, которым он ру­ководил, приехали в Сталино несколько молодых, но весьма одаренных актеров. Своих учеников-студентов с перспективой роста в Донецкой опере направил Рейзен. Узнав о новорожденной опере, в Сталино переехали работать несколько артистов из других городов России.

«Иван Сусанин» -первый спектакль

Этот оперный спектакль патриотическо­го звучания, по убеждению И.М. Лапицкого, был ко времени: гитлеровцы вторгались в страны Европы, не все ясно было в отно­шениях Советского Союза с Германией. Вслух об этом не говорили, но какое-то предгрозовье селилось в душах тех, кто умел читать газеты между строк.

К концу сорокового года “Иван Суса­нин” был вчерне сделан. К тому времени и сцена нового театра была готова к общим репетициям, которые стали частыми. Пер­вые три месяца наступившего 41-го года они проходили при декорациях, постепенно при полном антураже.

Открытие театра было намечено на 1 мая 1941 года. А в последний день апреля “Сусанина” показали строителям, местному начальству, депутатам городского и област­ного Советов.

Для дневного показа старшеклассникам средних школ, учащимся техникумов, студен­там институтов были выпущены недорогие абонементы на просмотр пяти спектаклей. К тому времени в Сталино был дислоци­рован штаб крупного войскового соедине­ния. Армейцы посещали оперу бесплатно.

Премьера состоялась в начале мая 41-го года, и все в ней было великолепно: и вели­чественные декорации, и одежда артистов, которые в массовых выходах заполняли сцену, и даже не бутафорская, а живая лошадь светло-серой масти, участвовавшая в спектакле. Масштабностью зрелища, пока­занного в Опере, были поражены все от мала до велика.

Начавшаяся в июне того же года война не позволила многим использовать свой абонемент...

В ГОДЫ ВОЙНЫ

Война сделала несбыточными творчес­кие и жизненные планы И.М.Лапицкого и его детища – Оперного театра. Артисты и сотрудники из молодежи призыв­ного возраста ушли в действующую армию. Театр отправился в эвакуацию в далекий тыл – за Урал.

Новый городской голова, подстегивае­мый оккупантами, попытался возродить по­каз спектаклей в Опере. Зрелище было жал­ким. Но театр посещали немецкие офицеры и унтеры, которые по ранению попали в госпиталь. Ходили и местные – из тех, кто пристроился в городскую управу и ее под­разделения.

В эвакуации, а она длилась примерно два с половиной года, труппе театра было трудно. Но и далеко от родных стен коллек­тив давал концерты, показывал небольшие спектакли.

Возвращение

Театр оперы и балета в свой город, в свое здание, которое по-настоящему он не успел обжить, возвращался без своего руко­водителя. 5 ноябри 1944 года Иосиф Михай­лович Лапицкий завершил свой земной круг. Он внес огромный личный вклад в развитие театральной культуры и искусства городов Киева и Сталино...

Некоторое недоумение вызывает то, что на главном фасаде здания отсутствует ме­мориальная доска со строгим чеканным тек­стом (хотя бы таким):

Первосоздатель и главный режиссер – художественный руководитель Донецкого театра оперы и балета в 1940-1944 годах – заслуженный артист РСФСР Лапицкий Иосиф Михайлович 16 (20) января 1876 – 5 ноября 1944 г.

Это не поздно сделать и теперь, в преддверии 60-й годовщины рождения театра.

Хочется верить, что так и будет.

М. Альтер

 

Нравится Категория: Рассказы о былом | Просмотров: 281 | Добавил: Liza | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: