Приветствую Вас, Гость
Главная » 2015 » Январь » 4 » С благодарностью и любовью о моей тете – М.Г. Ельяшевич
12:29
С благодарностью и любовью о моей тете – М.Г. Ельяшевич

Мы уже помещали на нашем сайте воспоминания о Марии Григорьевне Ельяшевич- фрагменты из опубликованной ДонНТУ в 2008 году, к столетию этой талантливой женщины.

Сегодня мы помещаем рассказ о дружной семье Ельяшевич. Благодарим Инну Елиософ за предоставленные фотографии из семейного альбома.

Я обращаюсь ко всем евреям-дончанам, бывшим и нынешним. Пересмотрите свои семейные альбомы, расскажите о своих предках: как они оказались на донецкой земле, чем занимались, об эвакуации во время Великой Отечественной войны, о восстановлении   родного города после осв
обождения. Все это- крупицы нашей истории.

На снимке: ​Песя Моисеевна, её муж Абрам Давидович Дрозд, её сестра Эсфирь Моисеевна (стоит). Песя Моисеевна и Абрам Давидович всегда жили с Мирой Григорьевной и Виктором Георгиевичем в одной квартире.

Моя тетя, Мира Григорьевна, родилась в большой многодетной семье. Она была  девятым ребенком. Семья рано осталась без отца.  В 1918 году в районе Гуляй-Поля, где жила семья, орудовали банды махновцев. Они вызвали из дома моего деда и без всяких на то причин убили, зарубив топором, оставив вдову с 11 детьми. Миру взяла на воспитание бездетная сестра бабушки.

Это - Нехама Моисеевна Ельяшевич, мама Миры Григорьевны Ельяшевич.

Семья была очень дружная. Окончив институт, Мира помогла получить высшее образование младшим брату и сестре, моей маме. В институте Мира Григорьевна вышла замуж за Виктора Георгиевича Гейера. Бабушка очень переживала из-за брака тети, но потом  дядя Витя стал любимым зятем. Они с любовью и уважением относились друг к другу. Как-то, много лет спустя,  когда бабушки уже не было, а я была  взрослым человеком, он говорил мне, что она была необыкновенно  умным, тактичным замечательным человеком. В семье все любили и уважали друг друга. Мама вспоминала, что до войны, когда еще была жива бабушка, в семье был обычай. Каждую неделю все дети, кто был в Донецке, с мужьями и женами собирались в малюсенькой однокомнатной  квартирке на восьмой линии, где жила бабушка, приносили с собой какую-либо еду, а она старалась каждому приготовить что-нибудь любимое. Тетя Мира любила голову фаршированной рыбы и горячий компот из сухофруктов. С тех времен на праздничных застольях нашей большой, дружной, многочисленной семьи фаршированная рыбья голова предназначалась тете Мире.

 

Сёстры и братья Ельяшевич, некоторые – с мужьями или женами - фото конца 50х годов ХХ в. В первом ряду – Мира Григорьевна и Виктор Георгиевич Гейер. В третьем ряду справа – Александра Григорьевна с мужем (лицом к фотографу).  Во втором ряду в центре - сестра их мамы Песя Моисеевна Дрозд, которая вырастила Миру Григорьевну.

Взаимовыручка всегда была главным принципом семьи. Так все годы учебы в институте моя мама жила в семье тети Миры, несмотря на стесненные условия жизни в однокомнатной квартирке, переделанной из бывшего туалета. Вообще в их семье  всегда находил приют кто-то из близких. 

Великая Отечественная война оставила свой горький след и в нашей семье. Умерла в эвакуации, в далекой Средней Азии,  моя бабушка. Погиб на войне младший брат. Не успели эвакуироваться из Мариуполя один из старших братьев с женой и  двумя детьми, а также  одна из сестер с мужем. Их имена, как и имена миллионов  евреев – жертв Холокоста, занесены в книгу памяти в Иерусалимском музее Яд Вашем.

Мира Григорьевна и Виктор Георгиевич  были опорой всей семьи. Моя жизнь во многом определена именно их советами и помощью. В 1957году я закончила школу с хорошим аттестатом зрелости и решила продолжить учебу в Донецком индустриальном институте, который успешно окончили многие члены нашей семьи. Вопрос о специальности решался на семейном совете. Так как в те годы конкурсы при поступлении в институт были большие, было решено подстраховаться. Я подала документы на менее престижную, чем строительная, специальность горного инженера - шахтостроителя с тем, чтобы  при условии поступления в институт,  успешной сдачи первой сессии и возможного отсева на строительном факультете, перейти  на этот факультет. Я успешно сдала вступительные экзамены, набрав 24 балла из 25 возможных, хорошо сдала первую сессию. Быть может, и был отсев на строительном факультете, но я категорически отказалась переходить на другую специальность, закончила институт по первоначально выбранной специальности и никогда об этом не пожалела.

Следующее поколение  -  двоюродные сёстры и братья, некоторые – с мужьями или женами - эта фотография 1994 г. В первом ряду вторая слева направо - Александра Григорьевна Ельяшевич, далее четвёртая – её дочь Элеонора Самуиловна Халабузарь, написавшая воспоминания о своей тёте. (Здесь же и Белла Ехескелевна Дрозд – в центре второго ряда).

Вспоминается такой случай. Вступительные экзамены по физике. Готовлюсь отвечать. Вдруг вижу, что заходит какой-то мужчина и, оглядывая всех абитуриентов, внимательно смотрит на меня. Как потом я узнала – это Мира Григорьевна, волнуясь за меня, попросила одного из своих коллег, который по статусу имел право входить в экзаменационную аудиторию, определить, чувствую ли я себя достаточно уверенно.

Закончив институт, я по распределению попала в трест «Донецкшахтострой». Но там предложили  сменную работу горного мастера по вентиляции, чего я,  имея восьмимесячного сына, выполнять не могла. Встал вопрос об изменении направления. И опять на выручку пришла наша опора, тетя Мира. Она добилась в  Минуглепроме Украины изменения направления на работу и, учитывая хорошие оценки и отличный диплом, меня направили на работу в Донецкий научно – исследовательский угольный институт, где работаю уже свыше 45 лет.

Нужно отметить, что Мира Григорьевна, сама много и успешно работая, того же требовала и от нас Она всегда интересовалась, чем мы занимаемся, каковы наши профессиональные успехи и всегда давала справедливую оценку нашему труду. В 1969 году, закончив аспирантуру ДонУГИ, я защитила кандидатскую диссертацию. Конечно,  моя тетя Мира была на защите, волнуясь и переживая за меня.  После успешной защиты она меня сдержанно похвалила, сказав, что докладывала работу хорошо, но на вопросы отвечала немного по-женски. Это стало уроком для меня. Я поняла, что я должна работать не хуже успешных мужчин, без каких-либо скидок.

Самуил Евсеевич Ельяшевич (Елишевич) – двоюродный брат Миры Григорьевны. Один из наиболее активных инициаторов возвращения здания синагоги. Нынешняя синагога в Донецке существует только благодаря тому, что Самуил Евсеевич неоднократно ходил в горком и обком г. Донецка с просьбой о её открытии.

Вспоминаю блестящую защиту докторской диссертации в ИГД им. Скочинского Мирой Григорьевной. Защита была настолько успешной, что  председатель ученого совета,  поздравив ее, вдруг спохватился, что он это сделал еще до голосования. Блестящая работа и убедительная защита была оценена единогласным голосованием.

Все знаменательные события в нашей семье происходили с неравнодушным участием моей тети.   Я, ее любимая племянница, выхожу замуж, а тетя Мира и дядя Виктор отдыхают на курорте, поэтому они не могут присутствовать на церемонии  бракосочетания. Но все должно быть красиво, и она звонит и просит, чтобы невеста, т.е. я, была обязательно с белыми цветами в руках, а свидетелем был их сын Валерий.

Блестящие преподаватели и ученые, Гейер и Ельяшевич, пользовались огромным уважением своих учеников. Вспоминается такой случай. Отдыхаю я в Гаграх, и  мне передают просьбу, чтобы я встретила тетю Миру, которая должна приехать туда же, но только в другой санаторий. Поезд приходил в пять часов утра. Я, конечно, поехала ее встречать на вокзал и вижу, как с цветами на машине ее встречает какой-то незнакомец. Оказывается, их  бывший студент, который в то время  занимал большую должность в Сочи, узнав о ее приезде, попросил своего подчиненного, одного из руководителей Гагринского филиала, встретить уважаемого своего бывшего преподавателя, доктора наук, со всеми возможными почестями. Более того, именно в тот день, когда я уезжала домой, бывший студент приехал из Сочи повидаться с Мирой Григорьевной, и она сказала, что хочет проводить племянницу. В результате, меня провожала не только тетя, но и высокое начальство из Сочи, а также местное начальство с семьей.

В нашей семье повелось, что без совета Миры Григорьевны ничего не решалось. Она была сильной, волевой женщиной и старалась никогда не огорчать своих родных. Но, как говорится, жизнь есть жизнь, и ее болезнь и смерть стали горем всей семьи. Она умерла 17 декабря, на следующий день после моего дня рождения. Мне кажется, что силой воли она заставила себя прожить еще один день, чтобы не омрачать дату моего рождения.

Я любила, люблю и всегда, до конца жизни, буду любить и помнить мою дорогую тетю.

К сожалению, из всей многочисленной семьи старшего поколения остались только я и один мой двоюродный брат. Но я уверена, что каждый из тех, кого уже нет в живых, могли бы продолжить эти воспоминания многочисленными примерами безграничной любви и заботы ко всем нам. Спасибо тебе, моя дорогая тетя Мира, за то, что ты была у нас.

 

Э.С. Халабузарь,

кандидат технических наук

 

 

Нравится Категория: Семейный альбом | Просмотров: 1365 | Добавил: Liza | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 5
4 Юрий  
0
Конечно активностьо Семёна Эльяшевича активность сыграла свою роль в освобождении СИНАГОГИ!!! А начинал эту нелёгкую битву Рысс -младший!!!Потом Полонский,к сожалению, забыл его имя и отчество!!!И уж затем и другие активисты подключились!!

3 Юрий  
0
Прочитал статью о семье Ельяшевчей (Дрозд)!!! Спасибо тем, кто пишет рассказы, не профессиональные писатели ,а простые хранители памяти о своих предках-донбассовцах-евреях!! Что уже хорошо,даже несмотря на то,что иногда не получается целостного восприятия!!!
Я знал Элишевича Семёна по его активной работе во времена битвы за восстаноление Синагоги!!!Но в Обществе "Алеф" он участия не принимал заметного!!!И надо сказать,всё-таки ,правду-ЗДАНИЕ СИНАГОГИ ОТБИЛО У ВЛАСТИ ОБЩЕСТВО "АЛЕФ" И ЕЁ РУКОВОДИТЕЛЬ МАЛКА БУДИЛОВСКАЯ!!!!!

5 Liza  
0
По поводу роли Элияшевича в воззвращении синагоги- капля камень долбила, Каждый играл свою роль. Спасибо всем, кто этим занимался и кто смог добиться возвращения синагоги Есть анекдот
Съел Насреддин один бублик - не наелся, съел второй - не наелся, съел третий - все голоден. Купил булочку и сразу почувствовал, что сыт. Думает: «И зачем я покупал три бублика, надо было сразу булочку купить».

1 Инна  
0
Спасибо, Лиза!
Инна

2 Liza  
0
Инночка, большое спасибо за отзывчивость, за прекрасные семейные фотографии

Имя *:
Email *:
Код *: