Приветствую Вас, Гость
Главная » 2013 » Декабрь » 12 » Самооборона
22:01
Самооборона

Нынешнее поколение мало что знает о таком явлении  еврейской истории, как  еврейские земледельческие колонии. В советское время о  колониях не было публикаций даже в самых полных энциклопедиях, и в музейных экспозициях не находилось места материалам об этом периоде еврейской истории. Сейчас стали доступны многие сведения о еврейских колониях. Сегодня вы можете прочитать воспоминания о них из первых уст.

В редакцию газеты "Наша жизнь" пришло письмо от нашего земляка Григория Цыгуткина, ныне живущего в США: "Уважаемая редакция! В Вашей газете №176 была напечатана большая статья «Последний шойхет в Советском Донецке» Хаима Желиховского, где упоминаются еврейские сельскохозяйственные колонии - Красноселка, Роскошная (евреи называли ее Галушкес), Новозлатополь. Также и я хочу поделиться с читателями своими воспоминаниями".

Мы помещаем мемуары Г. Цыгуткина о периоде Гражданской войны, опубликованные в газете "Наша жизнь".

На юго-востоке Украины расположились несколько колоний в Ново-Златопольском районе Запорожской области и две колонии в Волновахском районе Донецкой области*.

Колонии на юго-западе Украины:

1. Колония Надежное, евреи ее называли Вилнер, а иногда Вилнер газлоним (в переводе с идиша «Вильнюсские разбойник» — ред. Н.Ж.). Оттуда родом знаменитый подводник Герой Советского Союза адмирал Коновалов Владимир Калманович.

2. Колония Зеленополь (евреи ее называли Мядлер).

3. Колония Сладководное (евреи ее назвали Кобыльное).

4. Две колонии в Донецкой области — Хлебодаровка и Затишье. Оттуда родом знаменитый артиллерист, Герой Советского Союза генерал-майор Брозголь Николай Израилевич 1912 —1974 гг. Бригадные поэты про своего прославленного комбрига сочинили песню:

«Слушай пехота — царица полей

Грохот орудий и гул батарей.

Пушки Брозголя на запад идут,

К скорой победе нас приведут!»

В колонии Надежное я закончил 4 класса, 5 — 7 классы закончил в Зеленополе на идиш и до войны успел закончить 8 и 9 классы в русской десятилетке в Ново-Златополе (или, как говорили евреи, Первый нумер) в 25 км от нашей колонии.

Итак, колония Надежное (Вилнер) находится на юго-востоке Украины, соседствует с Донецкой и Ростовской областями (ныне — село Надежное Розовского района Запорожской области — ред. Н.Ж.), обладает 1100  га земли. Смену власти ее жители приняли спокойно, наделы получили их предки, и им все досталось по наследству. Что беспокоило еврейские колонии — это всякого рода «батьки». Между прочим, Гуляй-Поле всего в 50 км от Вилнер. По слухам, там появился батько Махно. Стал вопрос о создании самообороны. Оружие «найдется» — в колонию вернулись фронтовики-солдаты, и не с пустыми руками. Командиром единогласно избрали ефрейтора Исаака Григорьевича Цьгугкина 1893 года рождения, младшего брата моего отца, моего дядю. Ему тогда было 25 лет. Еврей-ефрейтор? Нужно было воевать, Исаак Григорьевич показал, как нужно воевать.

Младший брат моего отца Ицл или Исаак до 13 лет ходил в хедер, потом закончил 2 класса школы. После был отдан на обучение портновскому делу. Он хорошо изучил ремесло, хотя никогда не любил распространяться об этом. В 1915 году был призван на царскую службу и вскоре попал на фронт. После революции, осенью 1918 года, он вернулся домой.

Все было в то смутное время, в еврейских селах поднялась паника, народ метался — прятали детей, худобу и свой скарб. Это было время анархии, безвластия, и всякие атаманы-батьки, собрав вокруг себя шайку бандюг, вроде Нестора Махно, Зеленого и др., начали грабить и убивать в округе. Но были и смелые, отчаянные хлопцы, бросившие вызов бандюгам из Гуляй-Поля, украинских и греческих сел. Когда слухи о погромах в еврейских селах стали явными, в нашем селе организовалась так называемая самооборона, молодежь взялась за оружие, были среди них и солдаты-фронтовики, видавшие смерть. В отряд записались человек 25 — 30.

Первая стычка произошла в 1918 г. на границе Вилнер и украинского села Петракивка. Ночью прибежал приятель отца Федор Зима из Петракивки и сказал, что «батьки» решили: «Настала пора пограбить жидив». Поп был против, он говорил, что наши села мирно жили, но «батьки» и самогон сделали свое дело.

«Громада» не стала слушать попа, и после обильного возлияния банды из села Гончарихи (ныне с. Красная Поляна) и из села Петракивка (эти села в 10-12 км от нашего села) решили пограбить еврейские села, и начать с нашего села Вилнер. О том, что они выступили, разведка обнаружила загодя. По рассказу моего отца, их решили встретить на границе полей нашего и их сел. Бандиты не предполагали о существовании отряда самообороны, «бой» получился скоротечным. Это был передовой, разведывательный, конный отряд, насчитывающий до десятка человек, в основном молодые ребята, а «главные силы» ехали на подводах. Верховых разоружили мгновенно и повязали. Оказалось, что среди них были и знакомые, села-то соседские, часто общались. Они наслушались махновских агитаторов и, конечно, местных черносотенцев, были и такие, вот и решили пограбить.

С теми, кто ехали на подводах, пришлось повозиться, один бандит был убит, несколько ранены. Наши оборонцы потерь не имели. Налетчиков высадили из телег и пешком повели в нашу колонию, на площади организовали суд. Исаак Григорьевич решил все сделать по «закону» и никто не смел ослушаться. В присутствии всего села учинили допрос, выяснили точно, кто был подстрекателем и зачинщиком этого налета. И точно, это были эмиссары батьки Махно, черносотенцы и, конечно, море самогона.

Там были знакомые, их стали срамить: «Как же вы могли ехать грабить нас, батюшка вам говорил, что с соседями надо мирно жить!» Были среди евреев горячие головы. Они требовали отобрать лошадей, телеги, а бандитов высечь и отпустить, но командир был против, он говорил «не будем грабителями». По решению схода села налетчиков посовестили, напомнили, что испокон веков жили рядом, как подобает добрым соседям. Они протрезвели, стали каяться и обещали дома рассказать всем, что натворили и что больше такое не повторится. Было принято решение — оружие конфисковать, а самих, с телегами и лошадьми, отпустить.

Слух о разгроме банды облетел всю округу. В нашу колонию сбежалось из окрестных колоний огромное множество народа. Была организована выпечка хлеба и питание. Этим занимались активисты и синагога. Силы самообороны увеличились за счет прибывших. Небезынтересный факт, в состав отряда самообороны входили не только евреи, а и немцы — Отто Вал, Йоган Бержиминскй (я их хорошо помню). Были в отряде и украинцы, рожденные в нашем селе, они общались на идиш. Мой отец упомянул Григория Горбаня и двух его сыновей, Павла Маслеева с сыном Степаном, я их тоже хорошо помню. В отряд записался и друг моего отца Федор Зима. Мой дядя Исаак, по натуре молчун, немного рассказывал о том времени. Уже после Великой Отечественной войны, в 50-тых годах, я от его имени написал запрос в главный архив Советской армии (хотя дядя считал это пустой затеей). Через несколько месяцев был получен ответ, где было указано, что И. Г. Цыгуткин в 1918 — 21 гг. принимал участие в боевых операциях гражданской войны, сперва в составе 5-той армии, после в разных частях, участвовал в разгроме армии Деникина, в т.ч. против кавкорпуса генерала Мамонтова, под Москвой. Согласно этого документа, И. Г. Цыгуткин был признан участником гражданской   войны   и   получил   право   на   персональную пенсию республиканского значения. Ему была выплачена разница в оплате рядового пенсионера и персонального почти за 10 лет! Можете представить рожи чиновников г. Горловка, читавших ответ из главного архива Советской Армии? Как, еврей — участник гражданской войны? Не может быть! Ну и т.д. Это небольшое отступление от главных событий.


...Давайте еще раз вернемся в 1918 г. Видимо слух об отряде самообороны в нашем селе дошел и до самого батьки Махно. В село прибыл эмиссар-посланец батьки, его задержали и доставили в штаб отряда. Мой отец присутствовал на этих переговорах и немного рассказал о том событии. Советская власть приняла решение привлечь Махно для борьбы с контрреволюцией, с Директорией в Киеве, с Врангелем в Крыму. Петлюровцы еще были сильны. По решению Советского правительства батька Махно был назначен командующим 5-ой Красной Армии (третьей бригады Красной Армии, см. http://www.makhno.ru/lit/Timoshuk/03.php — прим. ред.) и ему было поручено ее формирование из селян округа Гуляй-Поле. Отряд из нашего села в полном составе был мобилизован и включен в состав 5-й армии. Банды Махно составляли его личную «гвардию».

Части 5-той армии сосредоточились в районе г. Екатеринославе (ныне — Днепропетровск), в том числе и «гвардия» Махно на тачанках. И когда войска «Головного отамана» Петлюры начали наступление из Киева на Харьков через Екатеринослав, «гвардия» рассыпалась по степи, прихватив с собой и батьку, а батальон фронтовиков организованно отступил на Харьков и там соединился с частями Красной армии. Мой дядя Исаак Цыгуткин был назначен «ротным», т.е. командиром роты, принимал участие в боевых операциях гражданской войны.

В разгроме банд Махно части, в  которых служил Исаак Григорьвич, участие не принимали. Этим занималась бригада Г. И. Котовского.

Исаак Григорьевич Цыгуткин, персональный пенсионер республиканского значения скончался в 1972 году, похоронен на еврейском участке Мушкетовского кладбища города Донецка.

Не знаю или вам это будет интересно, но я решил написать. Оказалось, в Ново-Златопольском районе было еще два села построенные после революции Джойнтом, и поселились там, как мы их называли — Польские евреи.

1. «Форойс». Здесь постройки были типа «землянки». Председателем колхоза был назначен двоюродный брат моего отца Хаим-Шолем Цыгуткин.

2 мая 1932 или 1933 года нас, детей нашей школы, везли домой после олимпиады, которая проводилась в Ново-Златополе 1 и 2 мая, и по дороге мы остановились у моих родственников колхоза «Форойс». Муме-Хайе нас угостила завтраком, больше я их не встречал. Знаю, что до войны эта семья жила в Мариуполе

2. Вторая колония — «Ратнфарбанд». Это селение объединилась с украинским селением, евреи его называли «Графское». «Ратнфарбанд» было также построено, как и «Форойс» — землянки, покрытые греческой черепицей.

 

P. S. В 1942 г. мои земляки на подводах убежали от наступающих фашистов, их догнали СС на мотоциклах, загнали в противотанковый ров и из пулеметов расстреляли. Эти сведения мне рассказали жители села Балабановки Ростовской области. Это скорбное место оградили и установили памятник. Я и Шлейме Дикенштейн дважды посетили братскую могилу наших земляков. В живых в нашей колонии осталось около 5% населения.

Уважаемая редакция! Это то, что осталось в моей памяти.

Бывший житель колонии Надежное (Вилнер)

Григорий ЦЫГУТКИН, США, Лос-Анджелес

Иллюстрации: evkol.nm.ru, ru.wikipedia.org


* На территории Донецкой области располагались три еврейских колонии: Затишье, Хлебодаровка, Равнополь. 

Нравится Категория: Рассказы о былом | Просмотров: 1504 | Добавил: Liza | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: