Приветствую Вас, Гость
Главная » 2018 » Октябрь » 5 » Владимир Лившиц: Я – инженер, поэтому занимаюсь театром
17:47
Владимир Лившиц: Я – инженер, поэтому занимаюсь театром

Сегодня я предлагаю вам ознакомиться с интервью,  взятым  Ларисой Лисняк,  РПД «Донецкие новости», у нашего земляка Владимира Лившица.

Известный донецкий режиссер Владимир Лившиц сейчас живет на две страны. Он часто приезжает из Израиля в Украину – к детям, внукам, а также к своим зрителям. В Донецке Владимир Юрьевич создал два камерных театра, через площадки которых прошли сотни актеров-любителей, несколько поколений... Сейчас основные силы направлены на относительно новый проект – моноТеатр Владимира Лившица. Режиссер акцентирует, что не планировал создавать театр одного актера, это вынужденный шаг. Тем не менее, моноТеатр позволяет продолжать заниматься любимым делом, держать себя в актерской форме, реализовывать режиссерские находки и гастролировать.

Я с Владимиром Юрьевичем знакома несколько десятков лет. Не виделись, наверное, лет восемь. Поэтому, встретившись в Киеве после такого длительного перерыва, поговорить было о чем. Беседовали более двух часов. О разном. Конечно, о театре. Но и о Донецке – том и нынешнем. 
Первая часть интервью с режиссером посвящена больше прошлому – как все начиналось. А о нынешнем – к чему все пришло – поговорим в следующей его части.

– Почему Вы занялись именно любительским театром? Вас не манил «большой»?

– Ну, как не манил. Безусловно, я туда засматривался. Но так получилось, что я к профессиональному театру пришел в  возрасте, условно, преклонном. В 1974 году сначала окончил Макеевский инженерно-строительный институт (МИСИ), потом армия, затем работал инженером. И только в 1983-м, в 31 год, я поступил в Харьковский государственный институт культуры на режиссуру.

– Вы и инженером поработали? А что проектировали?

– Я по специальности инженер-гидравлик. Работал в ЦКИПИВЛе – Центральной контрольно-исследовательской проектно-изыскательской водной лаборатории Производственного объединения «Укрпромводчермет». Занимался пропускной способностью магистральных водоводов Донбасса, в частности, канал «Северский Донец – Донбасс», Южнодонбасский водопровод, Славяносербский водопровод и др. Проработал инженером 8 лет, до 1982 года.

– А где же театр?

– Театр у меня начался с раннего детства. Будучи школьником, на донецком радио я каждую неделю вел радиожурнал «Горн». Ходил туда, как на работу. У нас был и многосерийный радиоспектакль про каких-то пришельцев. Где-то в 6-7 классе сыграл на донецком телевидении в нескольких уже телевизионных спектаклях.

Но в старших классах нужно было определяться с профессией. И родители сказали: получишь специальность, которая позволит содержать твою будущую семью, а потом – делай что хочешь.

Я поступил в МИСИ, и там мы с ходу создали театр студенческих миниатюр. В 1974 году защищал диплом мой товарищ Игорь Борц (родоначальник донецкого КВН, – прим.). Он позвал меня в свой дипломный спектакль. Здесь я впервые столкнулся со «взрослым» театром – профессиональный анализ пьесы, работа над ролью, актерские тренажи, большая сцена, большая пьеса, роль. И я очень этим делом загорелся. Но после института меня забрали в армию – в МИСИ «военки» не было, и год я отслужил на Дальнем Востоке.

Отслужил, вернулся, стал руководить СТЭМом МИСИ. А тут Игорь Борц на несколько лет выехал из Донецка, и мне на «сохранение» отдал знаменитый донецкий СТЭМ ДПИ.

Все это шло параллельно с моей работой инженером. Семья, дети. Но держаться не было больше сил, так хотелось заниматься своим делом. И супруга сказала – ладно, иди, учись. Выбирал вуз больше из географических факторов – тот, что поближе. Поближе был Харьков. В 1983 году я поступил на первый курс Харьковского государственного института культуры, мне был 31 год.

И когда спрашивают, кто я по специальности, отвечаю – я инженер-строитель, специалист по водоснабжению и канализации, поэтому занимаюсь театром! :)

– И как родился Ваш первый театр «Окраина»?

– Во время учебы я перешел в Дворец культуры и техники шахты «Октябрьская», чтобы ручками пощупать, чему нас учили в институте. Вот в этом ДКиТ, на окраине Донецка (далее – уже аэропорт), в 1984 году и образовался театр «Окраина». Сначала было четыре-пять человек. Но со временем народ у нас подобрался сильный, вот так и пошло. На Октябрьском я успел поставить спектакль «Зинуля», а в качестве дипломного выбрал «Седьмой подвиг Геракла» Рощина. Потом мы перебрались в центр города, и с начала 90-х базировались в Областном дворце детского и юношеского творчества (бывший Дворец пионеров).

 

Театр «Окраина», спектакль «К вам сумасшедший»

– Честно говоря, с удивлением узнала о Вашей педагогической карьере в Донецком национальном университете. Т.е. еще и педагог?

– Ну, это, скорее, не педагогическая, а преподавательская деятельность, хотя, конечно... Да, где-то после 2002 года… В 1999 году я ушел из областного дворца, «Окраина» закончилась. Некоторое время поработал режиссером в Донецком украинском музыкально-драматическом театре. При ДонНУ действовал Донецкий гуманитарный институт, меня пригласила директор читать курс, связанный с историей театра, студентам-культурологам. После реструктуризации института студентов перевели непосредственно в ДонНУ, на филологический факультет, под крыло кафедры украинской филологии и культуры. Я читал практически на всех курсах, вел 7-8 дисциплин: преподавал историю театра и кино, основы культуры речи, ораторское искусство, методику организации и проведения мероприятий, презентаций и многое другое. При этом параллельно продолжал заниматься своим театром.

– В этот период вы уже руководили театром «Пятое колесо»…

– Да. После того, как я ушел из драмтеатра, собрал театральную группу, из которой в 2002 году и образовался театр «Пятое колесо». Премьерный спектакль – «Бемби» по повести Феликса Зальтена – вышел в 2003 году.

Театр «Пятое колесо», спектакль «Бемби»

Был у нас интересный проект в 2007-м, связанный с темой ВИЧ. В нескольких регионах Украины реализовывалась американская программа «Стигма и дискриминация ВИЧ-инфицированных» и мне предложили сделать что-то типа акции. Я посмотрел варианты, сказал – мне это не интересно, это не работает. В ответ говорю: давайте, напишу пьесу и поставлю. Написал. При этом беседовал с врачами нашего донецкого кожвендиспансера, сдавал кровь на анализ ВИЧ/СПИД (мне надо было понимать процедуру), консультировался с юристами. Пьеса называлась «Дело №…». Это была интерактивная постановка, в которой был напрямую задействован зритель.

Сюжет простой. Идет судебное заседание (я играл судью) по иску, который конкретно никому не предъявлен. Суть: при переливании крови школьнице занесли ВИЧ, директор школы узнала об этом, девочку начали третировать, она бросила учебу, там еще и со своим молодым человеком она рассталась – это, если так можно выразиться, стало последней каплей – и незадолго до выпускного она покончила с собой, приняв большую дозу снотворного. В начале спектакля судья обращался к зрителям: вы сегодня – присяжные заседатели, вы можете задавать любые вопросы участникам судебного заседания, вы выносите вердикт о виновности-невиновности «подсудимых», а я, на основании вашего вердикта и статей Уголовного кодекса, решаю вопрос об избрании меры наказания. И затем на сцену выходили «свидетели» (актеры), сначала им задавал вопросы судья, а потом – присяжные (т. е. зрители). Надо сказать, присяжные были очень активными, вопросы, порой, были очень жесткие (поэтому мы заранее готовили актерам «легенды», чтобы они в рамках своих героев были готовы к любым ситуациям). Когда «допрос» завершался, судья со свидетелями удалялись из зала, а присяжные начинали дискутировать и выносили вердикт – кто виновен в доведении до самоубийства. Минут 15-20 спектакль продолжался без актеров (где вы еще такое видели?!).

Поэтому каждый раз спектакль был новым, его невозможно было повторить. Одно дело, когда зрителями были школьники. Другое – когда, например, играли спектакль под Горловкой в мужской колонии, где часть заключенных была ВИЧ-инфицирована.

При «Пятом колесе» в 2009 году я сыграл первый свой моноспектакль «Иллюстрация» по повести Каневского «Тэза с нашего двора». Спектакль готовил 7 лет – это от момента, когда я начал задумываться о нем. Играю его до сих пор.

 

– То есть Вы создали три театра…

– Два.

– А моноТеатр Владимира Лившица, не воспринимаете как театр?

– Сейчас уже да. Но я не собирался его создавать. Это был эксперимент, у меня не было мысли о его продолжении, отдельный проект в рамках «Пятого колеса». Но потом эту форму я перенес и на «Пятое колесо». Она оказалась весьма кстати, когда у нас были проблемы с помещением (иногда приходилось репетировать даже на набережной Кальмиуса). Но нужен был материал для «минимоноспектаклей», каждый из которых игрался бы одним актером, и которые можно было бы объединить в единое целое. Как раз в это время мне попались сказки Евгения Клюева. Я принес их в театр, раздал ребятам – вот, читайте, выбирайте. Каждый выбрал по сказке, которая была ему наиболее близка. В итоге, получился первый спектакль по Клюеву, который назывался «Сказки Простого Карандаша». Но сказок много, жалко было расставаться с таким роскошным материалом. Поэтому потом появились «Сказки Шариковой Ручки». Затем – «Сказки Бутафорских Фруктов». Получился вот такой клюевский триптих.

И ни один спектакль не был похож на предыдущий. Это была театральная «детская пирамидка» – есть стержень, на который нанизываются кольца, не важно, в какой последовательности. Так и здесь: была базовая сказка-стержень, которая держала весь спектакль, а на нее каждый раз «нанизывались» разные сказки (элементарно, в зависимости от того, кто из актеров мог играть в тот или иной день, ведь помимо театра у всех есть работа или учеба).

– Клюева долго играли?

– Играем и сейчас. Вот, 5 октября в Киеве я сыграю моноспектакль «Жизнь прекрасна!», а «Пятое колесо» покажет «Два километра умных слов» – это такой «коктейль» из клюевского триптиха

– То есть вы сохранили свой донецкий театр, несмотря на войну?

– Не я сохранил – мы сохранили! Война внесла свои коррективы. В «Пятом колесе» было 15 человек. Состав и сейчас остался почти полностью, только актеры разбросаны по всей стране. Большинство из них выехали из Донецка и сейчас живут в Харькове, Львове, Краматорске, Одессе, Киеве. Кто-то в силу обстоятельств остался. Но даже после событий 2014 года мы не потеряли друг друга. И, конечно уже редко, но собираемся вместе, чтобы обняться и сыграть дорогие нашему сердцу спектакли. Например, в конце августа – в Харькове на фестивале «Живи!». Вот, на спектакль 5 октября в Киев приедут 10 актеров, и даже наша актриса из Донецка.

Театр «Пятое колесо», спектакль «Сказки Бутафорских Фруктов»

– Сколько за все эти годы через ваши театры прошло человек?

– Не считал, сотни... Несколько сотен.

– Кто-то из них выбрал актерскую профессию?

– В основном, это актеры из «Окраины». Вот, Лера Демченко сейчас уже сама преподает режиссуру в Киевском международном университете. Дима Малашенко, закончив Киевский университет театра и кино им. Карпенко-Карого, играл у Романа Виктюка, затем был участником группы телешоу «Большая разница», активно снимается в сериалах, ездит со спектаклями. Яна Соболевская сначала работала в киевских театрах, сейчас – в Театре им. Вахтангова в Москве, много снимается в кино. Из «Пятого колеса» – Катя Шоломицкая, окончив киевский университет им. Карпенко-Карого, сейчас – актриса Киевского театра на Левом берегу и театра «Открытый взгляд», снимается в кино. И многие другие.

– Какой спектакль самый любимый?

– Он не один. В каждом был свой кайф, я набирался опыта, придумывал и открывал для себя что-то новое. Вот, «Седьмой подвиг Геракла» шел на большой сцене Дворца культуры, и там было, где развернуться. В пьесе (как и в легенде) дело касалось расчистки авгиевых конюшен, а было время Перестройки, поэтому вместо навоза мои авгиевы конюшни были завалены газетами. Ходить по ним было нельзя – проваливались, поэтому были помосты, мосточки, кубы, по которым передвигались герои, чтобы не оступиться в «это дело». Над сценой – лозунги. На сцене – большие деревянные щиты, из-за них появлялись персонажи. И в финале эти щиты падали с безумным грохотом, воздушной волной сметались газеты, все это летело в зал на зрителя…

Я очень любил «А мы плывем по небу», «К вам сумасшедший»… А легендарный спектакль «Собаки» – это вообще отдельная история! Это все театр «Окраина».

А в «Пятом колесе» – это, конечно, триптих по произведениям Клюева, и замечательный «Если б я был…» по произведениям Кривина.

***

5 октября в Киеве в рамках VI Международного театрального фестиваля JoyFest Владимир Лившиц сыграет свой моноспектакль «Жизнь прекрасна!» (по повести Ромена Роллана «Кола Брюньон»), а затем начнется спектакль по сказкам Клюева театра «Пятое колесо». Адрес: Киев, ул. Крещатик, 14, начало в 17:30, вход – свободный.

Продолжение следует.

Лариса Лисняк, РПД «Донецкие новости»

Нравится Категория: Дончане в Израиле, израильтяне в Донецке | Просмотров: 912 | Добавил: Liza | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: