Приветствую Вас, Гость
Главная » 2022 » Январь » 4 » Владимир Лившиц. Предновогоднее…
20:43
Владимир Лившиц. Предновогоднее…

Несколько дней назад в газете "Голос", издаваемой в г. Нетании(Израиль),  было опубликовано интервью с Владимиром Лифшицем, нашим земляком. Брала интервью тоже наша землячка, Татьяна Цирульская. Хочу познакомить вас с этим интервью.

Гость сегодняшнего номера – Владимир Лившиц. Человек-театр, сам себе и актер, и режиссер, и автор идеи.

Несколько лет назад он впервые вышел на сцену в Нетании при поддержке клуба «Золотой возраст», которым руководит Сузана Азари. Сегодня Владимира Лившица и его моноТеатр с радостью принимают в разных городах Израиля. Свой театральный год он завершил спектаклем «Маленькие комедии», поставленным по шуточным поэмам Пушкина.

– Владимир, примите мою зрительскую благодарность за столь изысканный и остроумный спектакль. Уходит в прошлое 2021-ый, оставляя послевкусие больше трагическое, нежели комическое. Так почему же все-таки – «Маленькие комедии»? И почему – Пушкин?

– Наш мир дуалистичен: свет – тьма, зло – добро, любовь – ненависть, трагедия – комедия… Одно без другого существовать не может. Именно об этом говорил Воланд, беседуя с Левием Матвеем в знаменитом романе Михаила Булгакова. Поэтому, как антитезу нашему весьма трагичному сегодня, хотелось противопоставить нечто легкое, изящное, искристое и игристое, как хорошее вино, близкое и понятное русскоязычному зрителю. Конечно же – это пушкинская поэзия и сам Пушкин, который, как известно, «наше все»! И еще: как всякое великое художественное явление, он, безусловно, современен.

Вот так и родилась идея перенести на сцену две поэмы Александра Сергеевича – «Домик в Коломне» и «Граф Нулин», которые более всего похожи на классные анекдоты. А анекдот XIX-го века отличается от анекдота века XXI-го, на мой взгляд, только стилистикой и приемом изложения. Потому и появились в моем спектакле мобильный телефон, прогноз погоды, мелодия из программы «Спокойной ночи, малыши!» и песня Юрия Шевчука…

– В Facebook все чаще встречаются анонсы ваших спектаклей. Каждую вашу работу зрители принимают с восторгом. Но у вас наверняка своя оценочная шкала. Какой из спектаклей вы считаете наиболее удачным?

– Ну, как тут не вспомнить пушкинские строки:

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно…

 Сегодня в репертуаре у меня 8 спектаклей. Вот уже 12 лет я играю «Иллюстрацию» – спектакль, с которого начался мой моноТеатр. Мне кажется удачной попыткой переноса на сцену повести Ромена Роллана «Кола Брюньон», из которой получился спектакль «Жизнь прекрасна!». К сожалению, очень редко выхожу к зрителю со спектаклем «Жили-были» по повести Бориса Васильева «Вы чьё, старичьё?» и пронзительным «Спектаклем на завтра» о последней ночи великого педагога и писателя Януша Корчака…

– На то он и моноспектакль, чтобы на сцене был один актер. К тому же вы искусно оживляете предметы реквизита: стулья, свечи… А по настоящим, живым партнерам не скучаете?

– Как известно, театр – искусство коллективное. И, хотя, практически, все тексты этих спектаклей – это мои инсценировки и композиции, выстроенные по законам и принципам драматургии, у всех у них есть литературная основа. Потому я смело могу сказать, что в моих спектаклях участвуют и выходят – хоть и символически! – на сцену писатели и поэты, а также – композиторы и музыканты. А помогает озвучивать их моя жена Лариса.

Что же касаемо живого партнера, то он есть – это зритель. Ведь любой спектакль – это диалог между сценой и зрительным залом. И огромное счастье чувствовать, что возникает мостик между нами, что этот диалог состоялся, а партнер-зритель искренне отвечает мне своей реакцией. Вот по этому живому партнеру я скучаю, когда готовлюсь к выходу на сцену.

– А можно заглянуть в ваше закулисье? Как готовятся спектакли? Как вам удается запоминать текст для монологов продолжительностью в час и даже больше – ведь «некому руку подать» и реплику – тоже?..

– Для спектакля «Маленькие комедии» я почти год разыскивал на блошиных рынках и развалах нужные мне подсвечники, в общих чертах понимая, как они будут в спектакле работать. Но только когда я увидел подсвечник в форме колонны, замысел сформировался окончательно, и я понял, каким будет пролог и финал спектакля.

Есть еще один аспект, влияющий на процесс подготовки спектакля – это регулярность его проката. Спектакль и актер должны находиться в творческом тонусе. Но когда между показом спектакля проходит не месяц, не два, а месяцы и даже годы, то… Где-то за две недели до назначенной даты спектакля я начинаю восстанавливать его, но, к сожалению, вне сценической площадки, которую я получаю, в лучшем случае, за два часа до начала.

  Что касается запоминания текста, то никакого секрета из этого я не делаю: когда учу текст, то создаю в своем воображении картинку происходящего, такую внутреннюю киноленту. И потом, выходя на сцену, я транслирую этот «фильм» в зал, делюсь со зрителем своим вИдением. Конечно, у каждого актера свои приемы запоминания текста. У меня – такой.

   – Вы – дедушка четверых внуков, которые, как я знаю, живут далеко. Вам не приходится играть для них Деда Мороза и прятать под елку подарки. А вот лично вам удалось сберечь в душе «детское» отношение к Новому году, что, как мне кажется, и определяет настоящий, не паспортный, возраст взрослого человека?

– В любом актере живет ребенок. Потому что только дети искренне и полностью погружены в пространство игры: для них игра, в которой они принимают на себя различные функции и роли, – это их способ познания, отражения мира и осознания себя в нем. Вот так же и актер – взрослый человек, получающий удовольствие в игре под названием ТЕАТР, где на первом месте стоит вымысел. Ну, как тут снова не вспомнить Пушкина:

И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь…

Что вы скажете на прощание уходящему году? О чем попросите наступающий?

– Я скажу: «Прощай, 2021-й! Я буду тебя помнить: ты был очень непростым, но ты был, и спасибо тебе за это! А ты, наступающий, постарайся принести мир Украине и моему родному Донбассу! И, пожалуйста, будь добрее к моим родным и друзьям. А мне подари, если можешь, возможность чаще выходить на сцену к моему партнеру-зрителю».

Беседовала Татьяна Цирульская

Нравится Категория: Знай наших | Просмотров: 333 | Добавил: Liza | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: