Приветствую Вас, Гость
Главная » 2014 » Октябрь » 22 » Военные испытания Гирша Кирзнера
22:24
Военные испытания Гирша Кирзнера

Уходит из жизни старшее поколение, поколение тех, кто пережил ужасы войны и выжил, несмотря ни на что. Героя и автора сегодняшнего рассказа уже нет с нами  (он ушел из жизни 11 октября 2007 года), но, благодаря сыну, который записал и сохранил его воспоминания, мы  получили бесценный документ о том, как Гирш Кирзнер смог пройти через тяжелые испытания, ужасы оккупации, череду фашистских лагерей и выжить!  

Гирш Кирзнер. 1947 год.

 

Я родился 10 сентября 1926 года в городе Сталино  (ныне Донецк) на Украине. Через год,   в 1927 году, умерла моя мать. В начале войны я  вместе со своим отцом и его женой  находился в родном городе. Там же проживала моя старшая сестра,  Бегунова Хава Давыдовна (1907 года рождения) со своими двумя детьми.

В октябре месяце 1941 года город был окупирован немецкой армией, и через несколько дней вышел приказ  немецких властей с требованием ко всем евреям носить повязки на рукаве со звездой Давида. Нарушение приказа каралось смертной казнью. Вскоре начались периодические облавы, аресты  и расстрелы. Во время одной из таких облав  моего отца арестовали немецкие солдаты только потому, что он был еврей, и больше мы с сестрой его никогда не видели. Мы  после войны так и не смогли узнать, где находится его могила.

      После того как отец исчез, я вынужден был  ходить по окрестным селам с целью обмена личных вещей на продукты. Во время проверок немецкими солдатами,чтобы не быть убитым как еврей, я выдавал себя за татарина, не имеющего  документов, с вымышленной фамилией  Саркисян Григорий Данилович. Однажды, возвращаясь домой поздно ночью, я заблудился.

Шел сильный дождь, а затем ударил мороз, и я обморозил ноги. После долгих поисков  я нашел дорогу домой.

      В январе месяце 1942 года начались массовые облавы и аресты. Немецкие солдаты и украинские полицейские заходили в дома, арестовывали всех евреев, которые находились в квартире, уводили их и уничтожали. Однажды утром я пришел в дом своей сестры и не обнаружил там никого. Вещи были разбросаны по квартире. Соседка–украинка сообщила мне, что солдаты и полицейские увели всех, кто находился в это время в квартире и в том числе детей моей сестры  Хавы, а  она сама в этот момент отсутствовала  дома. Когда она вернулась домой, то спрятась у этой соседки. Сестра решила, что для того чтобы спастись, надо достать фальшивые документы  и уйти из города как можно скорее.   Кто-то  помог нам достать нужные документы для сестры и  еще одной родственницы, которая тоже осталась с нами, и мы ушли из города.

          По дороге всё время были проверки, и я опять выдавал себя за сироту, татарина по национальности. Так мы добрались до  совхоза им. Розы Люксембург  Каховского района Херсонской области. Там мы нашли себе жильё и работу и остановились в нем. Я жил и работал в третьем отделении этого совхоза. Трижды меня пытались отправить на работу в Германию, но мне удавалось скрываться от облав. Однако в марте или апреле месяце мне не удалось спрятаться, и меня забрали из дома и под охраной отправили в город Каховку. Оттуда меня и других пленных переправили на барже в город Херсон. Затем нас посадили в закрытые вагоны и повезли на запад. После   4 дней поездки, без еды и тепла, нас доставили  в пересыльный лагерь, находившийся на территории Польши. После отбора, меня  в числе более молодых и крепких пленных, отправили   в лагерь, находившийся в гористой местности в городе Саарбрюкен  (более точного названия этого города я не знаю).

         Здесь отобрали  большую группу людей и отправили в  общий лагерь в город Людвигсхафен. Там мне пришлось работать на химическом заводе, который располагался  недалеко от лагеря. Условия содержания в лагере были очень плохие. Три раза в день нас  кормили пустым супом из репы и дополнительно давали 200 г хлеба из отрубей в день. При росте 1м 75 см  я весил не более 50 килограммов. В 7 утра нас строили в колонну и в сопровождении солдат мы шли пешком на завод. Там мы работали в ужасных условиях с химическими веществами, и однажды я обжег руки  каустической содой, шрамы от ожога остались до настоящего времени.

 

Гирш Кирзнер. 2005 год

Я постоянно был голоден и, однажды, во время передвижения колонны утром на работу, выбежал из строя и схватил с  близлежащего поля  3  картофелины. Охранники заметили это и в этот же день  перевели меня из общего лагеря в концентрационный, находившийся рядом. Там меня отправили на очень тяжелую физическую работу по ручной разгрузке вагонов с углем. Вскоре мне удалось бежать из концлагеря, но меня  быстро  обнаружили  и вернули в концлагерь. Второй раз я смог бежать через 6 месяцев и добрался до города Мангейм (Мандергейм). Вскоре я был задержан полицией и сообщил им, что отстал от эшелона. Меня поместили в этом городе  в лагерь, и я был отправлен на работу дворником внутри лагеря. Там я проработал до декабря 1944 года, откуда и был освобожден американской армией.

 В период пребывания в лагерях, чтобы остаться в живых, мне приходилось называться  Саркисян Григорий Данилович  и  Бегунов Григорий Данилович и  говорить, что я татарин по национальности.

После освобождения из лагеря я вернулся на Родину.

 

Кирзнер Гирш (Цви) Давидович   

 

Нравится Категория: Горькие дни войны | Просмотров: 945 | Добавил: Liza | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: