Приветствую Вас, Гость
Главная » 2012 » Апрель » 18 » Восстание в Сабиборе
18:10
Восстание в Сабиборе
Приближается горькая дата - День памяти жертв Холокоста. Шесть миллионов загубленных жизней навсегда останутся в памяти нашего народа. Нет ни одной семьи, которая не потеряла своих близких в той войне. Мы знаем и помним о героизме солдат-евреев на фронте. Но очень мало известно о героическом сопротивлении фашистам в концлагерях- фабриках смерти. Одна из таких героических страниц- восстание безоружных в лагере смерти- Сабибор. Горстка героев смогла вырваться из лап фашистов, одержать моральную победу над этими нелюдями. У меня были обрывочные знания об этом лагере и об этом героическом эпизоде еврейской истории. Но недавно Илья Райкис сообщил мне, что бывший дончанин Аркадий Вайспапир является одним из героев Сабибора. Сейчас  А. Вайспапир  живет в Киеве и в прошлом году отметил свое 90-летие.

 
В ряду нацистских концлагерей в период Второй мировой войны Собибор занимает как бы «скромное» место: там было уничтожено «всего» около 250 тыс. евреев из разных стран Европы. Лагерь Собибор начал действовать15 мая 1942 г. и просуществовал 17 месяцев, пока 14 октября 1943 г. здесь не произошло приведшее к успеху восстание узников.

 
Из 550 заключенных Собибора из ада вырвались почти 400, многие достигли партизанских соединений, сражались на фронтах. Среди них — и 83-летний киевлянин Аркадий Моисеевич Вайспапир.

Аркадий Моисеевич родился в 1921 г. в с. Бобровый Кут Херсонской обл. в крестьянской семье. В 1938 г. его отец, Моисей Лейбович, был репрессирован и расстрелян, посмертно реабилитирован лишь в 1960 г. Но горе не помешало способному пареньку в этом же году с отличием закончить еврейскую школу-десятилетку. Год юноша проработал в тракторной бригаде, а в 1940 г. был призван в Красную Армию.
С первого дня Великой Отечественной войны участвовал в боях. Под Киевом командир отделения сержант Вайспапир был тяжело ранен, затем вместе со всеми ранеными медсанбата попал в плен. Так начался путь скорби и страданий: Чернигов, Гомель, госпиталь для военнопленных в Минске, где сержант Вайспапир находился до марта 1942 г., когда после расовой проверки очутился в карцере Минского концлагеря, затем в лагере на ул. Широкой, где Аркадий работал грузчиком на складах вместе с узниками Минского гетто.
В сентябре 1943 г. Аркадия отправили в лагерь смерти Собибор в Польше. Крепкий, плечистый юноша в числе 80 работоспособных узников очутился в первом лагере Собибора, остальные прибывшие из Минска погибли в душегубке второго концлагеря. Аркадий знал, что его также ждет гибель. Спасение одно — бегство.
Начал искать надежных людей среди заключенных. Их оказалось немало. Несколько месяцев готовилось восстание, которым руководил военнопленный Александр Аронович Печерский — Сашко — отважный и мудрый человек. Оружие — ножи и топоры — были заранее изготовлены лагерными кузнецами.
На рассвете 14 октября 1943 г. Печерский и еще 7 человек отправились в малую столярную мастерскую. Территория первого лагеря видна оттуда как на ладони. В большой столярной мастерской за старшего был Лейтман, с ним двадцать военнопленных, у каждого под рубашкой спрятан нож. В половину четвертого капо Чепик отвел Бориса Цыбульского во второй лагерь, где его ожидали Леон Фельдгендлер и Борух, которые должны разоружить и прикончить находящихся там четырех немецких офицеров...
Заместитель коменданта лагеря Найман собирался прибыть в портняжную мастерскую в 16:00, но прискакал верхом на двадцать минут раньше. Его встретили старший мастер Юзеф, Шубаев и Розенфельд — и в тот же миг Шубаев схватил прикрытый тряпкой топор… Труп Наймана затолкали под нары, следы крови на полу засыпали песком. Шубаев сообщил Печерскому об удачной акции и передал первый трофей — парабеллум Наймана.
В 16:00 в сапожную мастерскую заглянул начальник охраны лагеря Грейшуц. Вайспапир нанес шефу лагерной охраны сильный удар топором сзади, второй удар Грейшуц получил от 17-летнего Иегуды Лернера, который передал Вайспапиру парабеллум убитого.
Внезапно в мастерскую пришел офицер СС Клят, тогда Вайспапир и Лернер зарубили и этого фашиста. Из второго лагеря прибежал Цыбульский:
— Сашко, со всеми четырьмя офицерами покончено. Оружие забрали.
Телефонную связь и сигнализацию перерезал парижанин Иосиф Дунец. В гараже Генрих Энгель из Лодзи железным прутом уложил унтершарфюрера Ганса Вольфа и завладел его автоматом.
Пора было давать сигнал ко всеобщему штурму, но Печерский ждал. Еще не рассчитались с самыми кровавыми палачами Собибора — шефом первого лагеря Френцелем, штабсфюрером СС Вернером Дюбуа, унтершарфюрером Францем Вольфом. Тем не менее, сигнал надо подавать… Печерский приказал капо Бжецкому выстроить всех в одну колонну. Впереди встали советские военнопленные, которые должны были напасть на оружейный склад. Леон Фельдгендлер привел из второго лагеря колонну в150 человек. Поднялся шум: те, кто до сих пор ничего не знали, начали о чем-то догадываться, и каждому хотелось быть поближе к воротам.
В этот миг словно из-под земли вырос шеф караульной службы и принялся стрелять направо и налево. Как и предыдущих офицеров СС, его зарубили топорами.


Удержать людей уже никто не мог. Раздался приказ Печерского:
— Все к офицерскому дому! Рвите проволоку, бегите в лес!


Только теперь на сторожевых вышках заметили, что в лагере происходит что-то неладное. Поднялась стрельба. Узники бросились к центральным воротам, но леса достигли не все: многие подорвались на минном поле. Руководимая Печерским группа бросилась к оружейному складу. Но шквал огня заставил их залечь и прижаться к земле: к складу бежали эсесовцы. И тут прозвучал голос Вайспапира:


— Товарищ командир, пора отходить!
— Поодиночке к лесу! — крикнул Печерский.


На небольшой лесной полянке напоследок собрались все спасенные.


— Друзья, — сказал Печерский, — мы должны разделиться на группы по 8–10 человек. Каждая группа намечает свой путь. Иначе мы не выберемся отсюда.
Печерский назначил руководителей групп. 9 человек из группы Печерского перешли вброд Буг и попали в партизанскую бригаду им.Сталина в Белоруссии. Аркадий Вайспапир стал пулеметчиком партизанского отряда им.Фрунзе Брестского соединения. Александр Шубаев и Борис Цыбульский погибли в партизанском отряде, Семен Мазуркевич и Михаил Цукович пали смертью храбрых на фронте. Легендарному руководителю восстания в Собиборе Александру Печерскому, Алексею Вайцену, Борису Таборинскому, Науму Плотницкому и Аркадию Вайспапиру было суждено пройти фронтовые дороги и познать радость великой Победы. После соединения партизанского отряда с Красной Армией в апреле 1945 г. старшина разведроты 70-й армии Аркадий Вайспапир закончил войну в г.Висмаре (Германия). Он награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «Партизан Отечественной войны», «За отвагу», всеми послевоенными знаками отличия.


Никто не ждал фронтовика в родном селе. Старший брат Беньямин не вернулся с фронта. Мать Раиса Иосифовна и 5-летняя сестренка Бася погибли от рук фашистских палачей вместе с другими евреями села Бобровый Кут…

Аркадий Вайспапир закончил с отличием Запорожский индустриальный институт. Работал в Луганске, Артемовске, где прошел путь до главного инженера завода запчастей. В Донецке был начальником отдела в управлении Совнархоза. В 1994 году семья Вайспапиров переехала в Киев. С женой Фаиной Самойловной, много лет проработавшей учительницей математики, воспитали двух сыновей. Михаил — врач, Вадим — инженер. Подрастают трое внуков.


Всю жизнь Аркадий Моисеевич поддерживает связь с друзьями по лагерю Собибор. Первая встреча узников состоялась 14 октября 1963 г. в Ростове-на-Дону в день 20-летия восстания. В ней приняли участие Александр Печерский, Семен Розенфельд, Аркадий Вайспапир, писатели Михаил Лев и Виктор Томин. Встречи происходили каждые 5 лет.


Уже нет в живых руководителя восстания Александра Печерского, чье имя овеяно неувядаемой славой. Ушли из жизни Наум Плотницкий, Борис Таборинский. Из легендарной «девятки» остались только Аркадий Вайспапир да Алексей Вайцен, проживающий в Рязани.


В 1998 г., в день 55-летия восстания в доме Довара Фрайберга в Израиле встретились Аркадий Вайспапир и вернувшиеся на историческую родину Иегуда Лернер и Семен Розенфельд. В 2001 г. Аркадий Моисеевич с сыновьями побывал на встрече узников в мемориальном музее Собибора. Последняя встреча участников восстания состоялась в мае 2004 г. в Тель-Авиве.


Седым ветеранам до сих пор снятся бараки Собибора, печи крематория, лай овчарок, погибшие товарищи: Шломо Лейтман, Александр Шубаев, Борис Цыбульский... Только бы человечество всегда об этом помнило, чтоб ужасы нацистских концлагерей никогда не повторились!

  Нина КРИВОРУЧКО


Нравится Категория: Горькие дни войны | Просмотров: 3275 | Добавил: Liza | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: