Приветствую Вас, Гость
Главная » 2014 » Май » 25 » Вовлечение евреев Украины в промышленность Донбасса (1920-1930е гг.)
21:55
Вовлечение евреев Украины в промышленность Донбасса (1920-1930е гг.)

 На нашем сайте мы рассматривали несколько периодов усиленной миграции евреев в наш регион вообще и в наш город в частности.

Мне удалось найти статью Елены Сучковой о периоде 20-30 годов, когда в период индустриализации страны требовались рабочие руки, в то же время местечки Украины страдали от бедности и безработицы. Молодежь местечек стала  переезжать в Донбасс. Елена Сучкова всесторонне изучила этот вопрос. Сегодня мы публикуем первую часть ее статьи.

Чем глубже изучается история советского еврейства, тем больший интерес вызывает этот исторический феномен. История евреев Украины 1920 – 1930-х гг., несмотря на всё более возрастающее внимание исследователей к ней, во многих аспектах остаётся неизученной темой. Среди таких мало исследованных проблем – привлечение евреев к работе на промышленных предприятиях советского государства.

Впервые этот вопрос был поднят в работе американского историка Сало Барона «Русский еврей под властью царей и Советов» 1 ещё в 1964 г.  Социальноэкономическое положение еврейской общины в первое десятилетие становления советской власти и мероприятия партийных органов, направленные на «продуктивизацию»  еврейского населения, были рассмотрены авторами «Сборника статей по еврейской истории и литературе».
В учебнике по истории евреев Украины в разделе «Евреи в Советской Украине» внимание читателей обращено на причины миграции украинского еврейства в межвоенный период, связанные, по мнению авторов, с экономическим и социальным фактором.
В первой отечественной монографии, посвящённой украинской
еврейской общине в 1919 – 1929 гг., Олег Козерод, анализируя вопрос реформирования социальной структуры еврейского населения местечек, рассматривает главным образом проблему аграризации еврейских масс. В приложении к работе автор приводит выдержки из книги Г. Ледата «Антисемитизм и антисемиты», изданной в Ленинграде в 1929 г., в которой содержатся статистические материалы о социальной структуре еврейского населения по данным переписи 1926 г.: о численности евреев членов профсоюзов тяжёлой, лёгкой индустрии, о безработице среди еврейских рабочих и служащих.4  .
В третьей главе монографии запорожского историка Владимира Орлянского «Пути и методы реализации политики коренизации по отношению к украинскому еврейству»5  рассматриваются вопросы переселения евреев на землю и развитие кустарных промыслов среди еврейского населения. Проблема вовлечения евреев в промышленное производство осталась вне поля зрения автора, найдя своё частичное отображение лишь в пятой главе «Антисемитизм в
Украине в 1920–1930е годы», где исследуются уже последствия изучаемого нами исторического события.
Наиболее обстоятельно данная тема была рассмотрена в работе Э.Л.  Школьниковой «Трансформация еврейского местечка в СССР
в 1930е годы (по материалам Государственного архива Российской
Федерации и еврейской прессы на идиш и русском)»6. Однако привлечение евреев в индустрию – это лишь один из множества аспектов, повлиявших на историю штетлов в Украине, поэтому автор исследования, отмечая важность проблемы, ограничивается анализом решений советских органов власти и оценкой их наиболее существенных результатов.
Вовлечению еврейского населения Украины в промышленное производство страны в 20-30е годы было посвящено выступление Ольги Обыдёновой на Четвёртых Запорожских еврейских чтениях7 в мае 2000 г., однако и в нём не были освещены многие аспекты поставленной проблемы.

Именно Донбасс как наиболее эффективно развивающийся промышленный район СССР межвоенного периода стал тем регионом,
куда переселялись представители национальных меньшинств страны. В данной статье автор на основе комплексного анализа архивных дел, научных работ отечественных и зарубежных историков, материалов статистических сборников поставил целью всесторонне исследовать процесс вовлечения еврейского населения в промышленное производство Донбасса в 20-30е гг. ХХ века.
Основополагающими источниками исследования стали материалы областных государственных архивов Украины в Донецке и Луганске, Центрального государственного архива высших органов власти и управления Украины в Киеве, Российского государственного архива социально-политической истории и Государственного архива Российской Федерации в Москве. При подготовке статьи также были использованы документы из Российского государственного архива экономики (Москва) и Центрального архива истории еврейского народа (Иерусалим).
Автором проанализированы работы по истории советского еврейства из фондов Национальной библиотеки Украины  им. В.И. Вернадского, Института иудаики, Израильского культурного центра (Киев), Национальной библиотеки Израиля и библиотеки Еврейского университета в Иерусалиме, Российской государственной библиотеки, Института научной информации по общественным наукам РАН и библиотеки Еврейского университета в Москве, Донецкой областной универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупской и библиотеки синагоги в Донецке.
Особое внимание советскими партийными органами уделялось в этом вопросе еврейскому населению Украины по целому ряду причин. В связи с огосударствлением торговли, крупного и мелкого производства и другими экономическими мерами в середине 1920х гг., безработица среди евреев приняла угрожающие масштабы. Органы власти заявили о наличии «местечковой» проблемы.
Сотрудниками еврейской секции в 1925 г. констатировалось чрезвычайно тяжелое экономическое положение еврейской бедноты местечек и небольших городов, граничащее с опасностью вырождения, наличие больших масс, не имеющих под собой экономической базы, систематическая за последние годы безработица в кустарных и ремесленных производствах, где сконцентрированы значительные кадры еврейских рабочих (швейное, деревоотделочное производство и др.). Отмечалось большое развитие сионистского движения при выросшей активности всех слоев еврейского
населения, а также сохранившееся во многих отношениях фактическое правовое неравенство еврейской бедноты, составляющей значительную часть еврейского населения. Совокупность этих факторов, по мнению работников евсекции, диктовала необходимость заострить внимание всех партийных организаций и органов советской власти на положении еврейского населения и принять целый ряд чрезвычайных мер, как по общему усилению евработы, так и по улучшению экономического, культурного и правового положения еврейского населения местечек, в особенности по привлечению
значительных масс к производительному труду.
В документах евсекции отмечалось: «Задача привлечения еврейских масс к производительному труду должна быть поставлена как одна из важнейших задач советской власти и должна проводиться как по линии дальнейшего перевода еврейских масс на земледелие на свободные колонизационные фонды, так и по линии вовлечения их в производство, особенно крупное, куда еврейское население до революции, по причинам национальных ограничений, не имело доступа».8   Идея о том, что евреев необходимо занять «экономически полезным», продуктивным трудом, стала идеологической базой многих мероприятий советского правительства. Государственными органами были разработаны меры, направленные на коренные изменения и в социальной структуре еврейского населения. К основным из них относятся:

1.Привлечение евреев к сельскохозяйственному труду путем переселения на целинные земли юга Украины, Крыма, в дальнейшем – в Биробиджан, а также внутриокружное расселение и развитие приместечкового земледелия.
2.Вовлечение евреев в процесс производства на промышленных предприятиях, целевой набор на шахты Донбасса, а также на крупномасштабные стройки страны.
3.Направление еврейской молодёжи на различные курсы для получения рабочих специальностей с дальнейшим трудоустройством.
4.Поддержка государством традиционных для евреев кустарноремесленных промыслов в материальнотехническом, финансовом, экономическом и правовом отношениях9.
Степень эффективности практической реализации разработанных советскими органами мероприятий была различной.
В первом пятилетнем плане 1928 – 1933 гг. был сделан упор на ускоренное развитие индустрии. Её рост требовал огромного притока рабочей силы и квалифицированных кадров. Украинские, русские, белорусские крестьяне, оставшись без средств к существованию в результате коллективизации, устремились в города. К ним присоединился поток евреев из местечек, искавших возможность получить работу и образование в растущих индустриальных центрах. Изначально переселение евреев носило стихийный характер и только во второй половине 20х гг. стало приобретать организованную форму.
 В конце лета 1927 г. И. Вейцблитом была исследована ситуация  в штетле Деражня. Автор книги «Деражня: современное еврейское  местечко» 10 отмечал, что, несмотря на сильную тягу к изменению места жительства, переселение из Деражни проходило неудачно.
Например, при получении нарядов в Крым и Криворожье в течение двух-трех было записано до 100 семей, желающих переехать на землю. Однако не все переселенцы сумели приспособиться к новым условиям жизни вне стен родного города.
Весьма интересны попытки молодёжи самостоятельно вырваться из Деражни. Несколько юношей уехали в Днепропетровск искать работу на заводе им. Г. Петровского. Устроиться им удалось лишь в Каменском на строительных работах. Остальные парни местечка стали создавать компании по 35 человек и также готовиться в путь.
В первый же день приезда И. Вейцблита в Деражню к нему подошёл молодой комсомолец, работающий сельским почтальоном, и рассказал о том, что несколько друзей решили ехать в г. Сталино работать шахтёрами. «Я бы поехал в Нижний Тагил, там на заводе устроился мой товарищ, но билет туда стоит 29 рублей, у меня же и у моих товарищей по 10-15 рублей».
В конце лета 1927 г. в течение нескольких дней собрались двенадцать человек от 18 до 25 лет, желающих ехать в Донбасс. Вейцблит сам видел, как один молодой парень продал подсвечники своей матери за 5 рублей, а остальные 5 рублей, необходимые для покупки билета, собрали по местечку несколько сострадательных людей. Перед самым отъездом случилась заминка. Начали распространяться слухи, что прибыло письмо от одного парня из Каменского, в котором пишется, что нельзя там работать, так как «кацапы» бьют. Вейцблит разыскал письмо и нашёл там такую фразу: «Здесь во время получки рабочие напиваются и ломают головы друг другу». Эта фраза была истолкована жителями местечка как нападение на рабочих евреев. После длительного раздумья первые десять человек из Деражни уехали в Донбасс в поисках работы и новой жизни, а через некоторое время пришло сообщение о том, что все парни устроились, работают у коксовых печей и зарабатывают до 2 рублей 50 копеек в день. Сразу же организовалась новая компания из десяти человек, которая осенью 1927 г. уже работала в Донбассе.
В соответствии с постановлением СНК УССР от 19 мая 1926 г. «Об улучшении положения трудящихся евреев» и инструкцией Комитета борьбы с безработицей «О привлечении еврейского населения к производительному труду» биржи труда проводили вербовку работников из местечек Правобережной Украины11. В 1927-1930 гг. этой работой занимались Сталинское и Луганское окружные бюро нацменьшинств. На правобережные округа спускались наряды, создавались специальные комиссии по отбору молодёжи.
Уже в 1926 г. Донбасс принял первую группу еврейской трудящейся молодёжи из 300 человек, которую распределили по 57 рабочих  на предприятия «Югостали», «Донугля», «Химугля», «Текстиль треста», «Коксобензола» и других объединений12.
Для Донбасса евреи-рабочие – характерное явление ещё с конца ХIХ века, хотя они и составляли небольшую часть пролетариата региона в дореволюционный период. На 1й Губернской конференции евотделов Донецкой организации КП(б)У, которая состоялась в Бахмуте в июле 1921 г., отмечалось, что в мастерских, на фабриках и заводах Луганского (2500 рабочих), Юзовского (1500 рабочих), Мариупольского (3000 рабочих), Дебальцевского уездов
сосредоточены более или менее крупные еврейские рабочие массы, не владеющие русским языком13. В отчёте о работе политотдела нацменьшинств в том же году подчёркивалось, что в Мариупольском, Юзовском, Таганрогском, Дебальцевском, Луганском и других уездах Донбасса имеются компактные массы еврейских рабочих –выходцев из Литвы, Латвии, Польши, говорящих на идише14.
В Донбассе массовая кампания по вовлечению евреев в промышленность развернулась сразу же после выхода постановлений, в Мариуполе, где на 1 октября 1926 г. было зарегистрировано 174 безработных еврея. В том же году из их числа на мариупольский металлургический завод им. Ильича трудоустроили 15 человек, на бердянский завод «Первомайский» – 12 человек, небольшие группы евреев пополнили ряды рабочих на швейно-чулочной фабрике, графитном заводе, типографии и сапожной мастерской15.
Благодаря интенсивной работе Отдела труда достаточно быстро удалось достигнуть определённых результатов, например, уже к  середине 1928 г. евреи составляли около 80% рабочих на швейной фабрике города Мариуполя16, однако к концу 1928 г. на бирже труда этого же города среди безработных насчитывалось 406 евреев17.
К тому же остро стоял вопрос с детьми кустарей, которые не могли быть посланы на работу, так как их не регистрировали на бирже.
Составляя в структуре населения страны в 1926 г. менее 2%, а среди городского населения – 8,3%, удельный вес евреев среди рабочих был равен 2,7%, среди служащих – почти 8%. Среди сельско-хозяйственного населения доля евреев была очень мала и не достигала даже 0,2%. В числе 8,3% евреев – жителей городов СССР 40% составляли кустари и ремесленники, 93% из которых не имели наёмных рабочих. Что касается частных торговцев и предпринимателей, то на долю евреев приходилось почти 20% всех торговцев СССР (всего в 1926 г. торговцев – 634 тыс. человек; евреев-торговцев – 125 тыс.). В том числе: по Белоруссии – 90%, по Украине –66%, по Москве – 15%18.
Процент лишенцев среди евреев был значителен и намного больше, чем среди остального населения. Это было связано прежде всегос особенностями социально-экономической структуры еврейского населения в СССР в середине 20х гг. Исторически сложилось, что евреи в Российской империи за редким исключением не имели возможности заниматься сельским хозяйством, а при неразвитой индустрии им оставалось лишь ростовщичество, торговля и ремесло.
По этим профессиям, как «воздушным» и непродуктивным, пришёлся главный удар. Такие люди, даже будучи очень бедными, благодаря их профессии считались «буржуазными элементами» и были нежелательны для новой власти.
Конституция СССР, принятая в декабре 1922 г., давала гражданские права только рабочим и крестьянам – новым привилегированным классам. Отказ во многих правах всем религиозным функционерам, владельцам земли, тем, кто использовал наёмный труд, ростовщикам, торговцам, посредникам и людям без определённых занятий означал то, что большая часть евреев оказалась без прав в новом обществе19.
Дети таких людей, даже став взрослыми, тоже были лишенцами, если они жили с родителями или были в финансовой зависимости от них. Лишение гражданских прав выходило далеко за рамки политической жизни. Такие люди исключались из профсоюзов и клубов, не получали продовольственные карточки. Их положение непосредственно сказывалось на возможностях получения образования, трудоустройства, на социальном престиже20.
Изданный в январе 1927 г. декрет несколько улучшил положение, сделав некоторые исключения при составлении списков голосующих. Возможно, как результат этого декрета в 1926-1927м гг. доля евреев среди лишенцев на Украине уменьшилась с 44,6% до 29,1%, хотя их процент в городах по-прежнему был очень высок, при этом евреи составляли лишь 5,43% от всего населения УССР21.

Власти совсем не были заинтересованы в наличии такой деклассированной массы, которая могла стать источником недовольства. Ведь во многих общинах бывшей черты оседлости даже в 1926-1927м гг. доля евреев среди деклассированных достигала 45%22. В конце 20х гг. положение было просто катастрофическим. Сворачивание нэпа, сопровождавшееся растущими налогами и конфискациями, лишило частника средств к существованию. Мелкая промышленность и ручной труд задыхались, в том числе и по причине нехватки сырья. Из местечек, откуда пошёл массовый отток в города, стало тяжелее уехать.
К общим проблемам трудоустройства прибавилась и специфическая черта еврейской безработицы, когда на предприятия охотнее брали крепких здоровьем деревенских жителей, нежели евреев23.
Бюро национальных меньшинств при окружном исполкоме требовало более активного распределения на работу, отделом труда принимались соответствующие меры. Например, на предприятия государственной и городской промышленности Мариуполя с 1 мая по 10 октября 1929 г. биржей труда был распределен 341 еврей24.
Донбасс – прежде всего регион с интенсивно развивающейся угледобывающей промышленностью. Несмотря на то, что занятость евреев в тяжелой промышленности края постоянно увеличивалась (например, в 1928 г. по 
округе она возросла на 40%), по данным на конец марта 1928 г., как было отмечено на заседании Нацменбюро при Сталинском окружном исполкоме, евреи в шахтах не работали25.

Последний факт обусловил то, что в 1929 г. Сталинское, Будённовское и Луганское рудоуправления договорились с Комитетом борьбы с безработицей западных округов Украины о приёме и переквалификации еврейской местечковой бедноты по основным специальностям горной промышленности26. В июне 1929 г. было проведено заседание Комиссии по обсуждению вопроса о втягивании евреев в тяжёлую индустрию, в работе которой принимали участие представители Бюро национальных меньшинств – Халдей, Отдела труда – Воробьёв и председатель правления Всесоюзного общества по земельному устройству трудящихся евреев в СССР (далее – ОЗЕТ) – Этин. Присутствующие рассматривали вопрос о привлечении евреев в тяжёлую промышленность Сталинского округа и постановили по данному округу наметить ориентировочную схему планомерного их распределения: на завод Сталино – 20 человек, на заводы Боссэ и Путиловка – по 10 человек, также по 10 человек на рудники Ветка и Рыковка, а на рудники Смолянка, Будёновка и Рутченковка – по 20 человек. И, таким образом, принять на металлургические и горнодобывающие предприятия Сталинского округа 120 человек27.
 

Eлена Сучкова

http://worlddocuments.org

Нравится Категория: История еврейской общины | Просмотров: 1337 | Добавил: Liza | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: