Приветствую Вас, Гость
Главная » 2012 » Март » 6 » Возрожденная из пепла
15:20
Возрожденная из пепла
Почти полтора года назад, накануне Хануки, из солнечного Лос-Анжелеса  в Донецк пришла посылка, в которой находилась настоящая ценность: книга Г. Цыгуткина, в которой он рассказывал о возрождении Донецкой еврейской общины. Ниже публикуем главы из книги с предисловием редакции газеты "Наша жизнь".
Все, что в еврейской общине Донецка происходит сегодня, сейчас, — на виду и известно всем в подробностях, а вот то, что происходило совсем недавно, скажем, в 80-е годы прошлого века, когда община только формировалась… Это покрыто не то, чтобы завесой тайны, нет. Но оказалось, что об этом практически никто уже не помнит: «иных уж нет, а те далече…», а на службе тогдашней общины ни сайта (кажется, тогда и слова такого не знали), ни газеты не было. Ничем иным, как Ханукальным чудом, нельзя назвать то, что именно в эти дни в распоряжении редакции оказались все книги — сам-, а точнее, тамиздата, из далекого Лос-Анджелеса, написанные первым председателем возрожденной еврейской общины Донецка реб Григорием Цыгуткиным. Те, кто интересуется недавним прошлым еврейской общины, пребывают в замешательстве: как же так? Мы хотим знать об истоках. А случайные изыскания обрывочны и крайне субъективны. Неужели наша история, которая должна быть вроде незыблемой, оказалась столь непредсказуемой?! Люди поневоле задаются такими вопросами, даже не подозревая, что на другой стороне земли живет и здравствует человек, который знает всё. Это Григорий Цыгуткин. Став первым председателем возрожденной общины, он стал и ее первым летописцем: изо дня в день вел поденные записи. Он видел все, он и зафиксировал все, эту непростую, а порой и драматичную новейшую историю евреев. На страницах его книг, а их несколько, — борьба за возвращение здания донецкой синагоги ее законным владельцам, первая реставрация святыни, создание культурно-просветительского общества… Именно он, Григорий Ефремович Цыгуткин, помогал нашему раввину Пинхасу Вышедски в его первых шагах на донецкой земле. Тираж этих изданий, судя по всему, несколько экземпляров. Всего. Тем они нам кажутся ценней. Сегодня мы публикуем несколько фрагментов из книги о донецкой синагоге «Возрожденная из пепла», надеясь, что со временем все книги по истории еврейской общины г. Донецка, написанные Г. Е. Цыгуткиным, а также книги о его родословной, о Диком поле, на землях которого его предки обосновались еще в первой четверти XIX века, о еврейских земледельческих колониях, займут достойное место на полках Донецкой областной еврейской библиотеки. 
 
На основании документов госархива г. Донецка установлено, что в 1908 году на средства прихожан была построена синагога по 4-ой линии (ныне — ул. Октябрьская), дом № 36. Рядом, стена к стене, был построен дом для раввина, под № 34.
Во время революции 1917 года синагоге был вручен документ: «Постановлением Совета рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов города Юзово здание, имущество в т.ч. и культовые принадлежности, передаются безвозмездно общине иудеев г. Юзово».
Постановление было напечатано на пишущей машинке на украинском языке.
Ко времени нашего повествования были живы несколько человек, которые до 1938 года синагогу посещали.
Есть в деле еще один документ, подтверждающий, что в 1924 году в синагоге был произведен ремонт, сохранился документ на оплату стройматериалов и оплату за работу. В конце 30-х годов XX столетия несчастья обрушились на религию, в частности на иудеев. Коммунистическая партия выдвинула лозунг, что «Религия — опиум для народа». Начали закрываться культовые православные храмы, наконец добрались и до общины иудеев.
В 1938 году был арестован раввин г. Сталино Самуил Кодкин, он был осужден по расстрельной 58-ой статье, пункт 4 и 11, это статья означает: шпионаж и измена родине. В том же году приговор был приведен в исполнение.
Синагога, как синагога, свое существование прекратила…
Когда в 1985 году к власти пришел Горбачев, вышли указы о передаче культовых зданий религиозным конфессиям. К нам стали наведываться гости из Израиля, были организованы курсы по изу­чения иврита, так, например, в 4-ом корпусе ДОНГУ проводились занятия по вечерам.
На Рош-Гашана к нам в гости пожаловала чета: Михаэль Шашар и его жена Эстер. Они привезли с собой несколько тонн груза — все для проведения нашего Нового Года. Возник вопрос: где провести встречу Рош-Гашана?
К тому времени в Донецке уже был создан культурно-просветительский центр «Алеф», во главе с Давидом Полонским.
На одном из заседаний «Алефа» была создана оргкомиссия, которая вплотную должна была заняться возвращением нашего старого здания синагоги. Во главе этой комиссии стал Иоффе Алесандр Борисович, человек лишенный «дипломатических» навыков в переговорах с чиновниками отдела культуры облисполкома. Словом, первый визит провалился, их просто выставили за дверь. На повторное посещение решили включить меня. До этих событий я уже побывал в Донецком госархиве и девушка, работник архива, нашла небольшой сверток, касающийся нашей синагоги. И с этими «железными» документами мы заявились в облисполком.
Представьте лицо чиновника, когда он прочитал постановление, и я ему еще вручил указ президента «о возвращении культовых зданий религиозным конфессиям». Кроме прочего, мы ему тактично напомнили, что специально для проведения нашего Нового Года приехала иностранная делегация.
При нас чиновник позвонил директору кукольного театра (здание синагоги превратили в мастерскую кукольного театра) и приказал отдать ключи от «мастерской»: «Евреи свой новый год будут справлять там!»
Ключи тот не отдал, но здание кукольного театра для проведения вечерней молитвы использовать разрешил. Шашары привезли с собой целый ящик с наглядными пособиями, и мы решили оклеить ими стены здания, а еще и пристегнули к сценическим кулисам портреты знаменитых евреев.
Первый сэдер, вечернюю молитву, проводили в настоящем кукольном театре, все прошло нормально. А утром явился директор кукольного театра и, увидев оклеенные стены, пришел в ярость. Я ему ответил: «Отдай ключи от синагоги — мы уйдем!» Так и получилось…
Мы бросили клич: кто может, пусть приходит с ведром, тряпкой, шваброй, мы очистим синагогу от хлама и второй сэдер проведем уже в своем Доме! Разожгли костер и сожгли всю рухлядь, накопившуюся в здании за многие годы. Итак, наше старое здание синагоги в наших руках!
Теперь уже трудно представить радость людей, радость евреев, зашедших в свой Дом Б-га! Мы спокойно молимся, мы у себя Дома. Эта старая синагога отныне и навсегда наш Дом! То, что здание полностью разрушено, что требуется большой ремонт, а, значит, нужны материалы и много денег, никто в тот момент не думал. Главное — здание синагоги из рук чиновников мы вырвали! Теперь можно подумать и о создании и регистрации общины иудеев г. Донецке, о ремонте…
Итак, были составлены списки членов вновь созданной общины иудеев г. Донецка, прошли регистрацию в отделе по делам религий облисполкома (председатель комиссии Серпилин Лев Андреевич)…
А после праздников собрался актив «Алефа». Предстояло решить несколько вопросов: 1 Утвердить списки членов общины иудеев г. Донецка; 2. Избрать председателя общины и утвердить состав её совета. Собрание вел опытный в таких делах Китайгородский Михаил Иосифович, сумевший завладеть вниманием аудитории, что является не простым делом. Слово взял 90-летний Самуил Елишевич. Он предложил избрать председателем общины меня…
Предоставили слово мне. Я правдиво, как опытный строитель, обрисовал положение нашего здания. Остались целыми, не отштукатуренными, четыре стены, остальное подлежит реконструкции и капитальному ремонту. Нет освещения, воды, туалетов, отопления; замене подлежат часть окон и дверей, в большом ремонте нуждаются и полы, а электрические щиты в таком состоянии, что могут вспыхнуть в любой момент. В таком состоянии находилось в то время здание синагоги.
С начальником горпроекта Вигдергаузом Павлом Исааковичем я договорился о том, что он составит генплан реконструкции и капремонта здания синагоги… По моему представлению был утвержден совет общины, членами совета общины стали Клейнерман Е.И., Майзель Е.Ф., Китайгородский М.И., Фридман Л.М.
Общее собрание состоялось в октябре месяце, нужно было спешить — скоро зима, нужно было отремонтировать пару комнат на втором этаже, для проведения молитвы и обучения ивриту.
Я пенсионер, но работаю по специальности в управлении механизации нашего треста. Эту «должность» я «застолбил» до ухода на пенсию. Таким образом, я себя «нагрузил выше головы». Так на мои плечи легла непосильная ноша — ремонт здания синагоги…
Продолжение следует
Г. Цыгуткин
 
Здание синагоги до ремонта
Нравится Категория: История еврейской общины | Просмотров: 1776 | Добавил: Liza | Теги: Синагога в Донецке, сталино, Донецкая еврейская община, евреи Юзовки, евреи Донбасса, Вышедский, История евреев Донецка, Цыгуткин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Mark  
Прочел то что написал Г.Цыгуткин и хочу добавить, что он мало уделил роли Полонского Давида Ефимовича в создании общества Алеф. Пару слов о Полонском. Он был управляющим строительным трестом в Свердловске и у него когда то мастером работал Б.Ельцин. Уже будучи пенсионером он поселился в г. Донецке и создал это общество Алеф, в правление которого входил и я. Отвечал за научно-экономическую часть, т.е. был замом Д. Полонского по экономике.И вот когда Д.Полонский предложил пойти в обком и потребовать чтобы нам отдали бывшее здание синагоги, в котором в то время был склад театра кукол, то многие побоялись идти туда и Г.Цигуткин тоже не пошел , а пошли Д.Полонский , я и еще один член правления, не помню его фамилию. И мы добились , ссылаясь на постановление о возвращении культурных ценностей что нам третий секретарь обкома пообещал вернуть это здание для культурного общества Алеф. Мы пообещали что там наряду с обществом Алеф будет и сонагога. Сейчас я точно уже не помню как передавлись ключи , но решение для исполкома от обкома принесли мы. А первый ремонт за свой счет начали члены моего кооператива под руководством Альтмана. Мы отремонтировали две комнаты на втором этаже, где и начала работать синагога под руководством Г.Цыгуткина. Когда Д.Полонский уехал в Израиль руководителем общества Алеф избрали Будиловскую Марию Абрамовну. В общесве Алеф была создана и молодежная группа. Однажды они в количестве около 30 человек сели в трамвай и в окна выставили флажки Израиля и проехали несколько остановок и их никто не ттронул. Будиловская, я , Альтман и Яблоновский ездили в Москву на всемирный конгресс хабадного движения и там мы встречались с представителем любавического ребе с просьбой выделения денег на восстановления синагоги. В то время они пообещали но не дали а дали потом через несколько лет , когда я уже был в израиле

Имя *:
Email *:
Код *: