23:14 А. ИВАЩЕНКО "ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОЙ ОБЩИНЫ ДОНЕЦКА" 1920-1930 гг. | |
Сегодня мы публикуем главу, посвященную отрезку времени между революцией и Великой Отечественной войной. В На первых порах новая власть оставляет евреям синагоги, но, как и из храмов других религий, изымает дорогостоящие культовые вещи из драгметаллов под официальным предлогом «помощь голодающим». Еврейская общинная жизнь продолжается и в новых условиях. В В этом же году город был переименован в Сталино. Интересно, что в одних документах, связанных с ремонтом 1924 года, фигурирует Юзовка, а в других — уже Сталино. Таким образом, мы видим, что синагога функционирует, делается ремонт, имеются наемные сотрудники и пр. В 20–30-е годы город продолжает развиваться. В 1932 году он становится областным центром. Советская власть сказывается на евреях двояко. С одной стороны, денационализация сняла ограничительные рамки, и много евреев начало продвигаться по общественной линии. Евреи составляли большой процент среди служащих в органах власти, НКВД, управления производством. Большое число евреев было занято в традиционной для Донбасса горной промышленности, из них можно назвать немало ведущих специалистов горного дела. История науки, медицины, образования в Донецке того периода полна именами известных донецких ученых и специалистов еврейского происхождения. Была объявлена борьба с антисемитизмом, так как естественным образом антисемитизм не вписывался в общую направленность по денационализации, размыванию национальных и культурных границ, слиянию разных народов в новую общность «советский народ». С другой стороны, именно по этой причине не вписывались в официальную идеологию и любые проявления еврейской национальной жизни. Кроме того, как известно, советская власть объявила войну религии, в том числе и иудаизму. Создавалась новая единая идеология для всех, фактически новая религия — коммунизм, поэтому в новом обществе не было места для другой идеологии и для других верований. Во многих статьях из Сталинской прессы задевается еврейский вопрос. Как мы уже говорили, с одной стороны, там жестко осуждается антисемитизм, с другой стороны — крайне негативное отношение к иудаизму. Интересно, что там также упоминается Палестина, но эти рубрики, как правило, идут в сторону «осуждения британских захватчиков и эксплуататоров», без принятия одной из сторон в арабо-еврейском конфликте. Постепенно советская власть таки добралась до евреев. В общем контексте, о котором мы говорили ранее, еврейская общинная жизнь со своим укладом, внутренним самоуправлением, религиозной и национальной самоидентификацией, по определению не могла остаться нетронутой. В городе начинают закрываться религиозные заведения и синагоги. Необходимо отметить, что это было частью общего процесса закрытия всех религиозных зданий, любых конфессий. Далее мы приводим историю закрытия синагог Сталино, взятую из статьи Анатолия Жарова «Синагоги в Юзовке»: «Первыми власти взялись за здание новой 3-й синагоги по 7-й линии, 115. В протоколе № 53 заседания Президиума Юзовского окружисполкома от 11.04.1924 года (ГАДО, Ф-Р2, оп. 1, д. Через несколько лет дошла печальная очередь и до первой в Юзовке синагоги. Во время заседания президиума Сталинского окружисполко-ма 21.06.1929 года (ГАДО, Ф-Р2, оп. 1, д. Документ о закрытии оставшейся единственной в городе Сталино еврейской синагоги датируется 23 апреля 1930 года (ГАДО, Ф-Р279, оп. 1, д. Итак, в Сталино постепенно прекращалась еврейская общинная религиозная жизнь. В С 1917 года был активным членом сионистской организации, которая организовывала кружки по изучению иврита, хедеры, национальные школы, пропагандировала алию. Позже эта организация стала подпольной, призывала противиться различным призывам советской власти. Так, например, призывали евреев не ехать в Биробиджан, а ехать в Землю Израиля. Спасаясь от репрессий, переехал в Сталино. С 1928 по С 1937 до Приговор был приведен в исполнение через несколько месяцев после ареста. Таким образом, к началу Великой Отечественной войны евреи, с одной стороны, имеют равные права с другими народностями СССР, а с другой — полностью уничтожены все формы еврейской религиозной, национальной, общинной жизни. Трудно сказать, сколько евреев находилось в Сталино к лету 1941 года. По Всесоюзной переписи населения Полностью книгу можно прочитать по ссылке: А.Иващенко. История еврейской общины Донецка | |
|
Всего комментариев: 0 | |