Приветствую Вас, Гость
Главная » 2014 » Февраль » 10 » А. ИВАЩЕНКО "ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОЙ ОБЩИНЫ ДОНЕЦКА" 1920-1930 гг.
23:14
А. ИВАЩЕНКО "ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОЙ ОБЩИНЫ ДОНЕЦКА" 1920-1930 гг.

Сегодня мы публикуем главу, посвященную отрезку времени между революцией и Великой Отечественной войной.
Это время огромного перелома в сознании людей: с одной стороны на государственном уровне идет борьба с антисемитизмом, с другой - уничтожаются все проявления еврейского самосознания...

В 1920 г. победой красных заканчивается Гражданская война. В Юзовку окончательно приходит советская власть. Сохранился уни­кальный документ. Это договор между евреями Юзовки и Советом ра­бочих и крестьянских депутатов о принятии в бессрочное и бесплатное пользование второй из 3 донецких синагог, которая находилась на 4-й линии.

На первых порах новая власть оставляет евреям синагоги, но, как и из храмов других религий, изымает дорогостоящие культовые вещи из драгметаллов под официальным предлогом «помощь голодаю­щим».

Еврейская общинная жизнь продолжается и в новых условиях.

В 1924 г. начинается ремонт упомянутой выше синагоги на 4-й ли­нии.

В этом же году город был переименован в Сталино. Интересно, что в одних документах, связанных с ремонтом 1924 года, фигурирует Юзовка, а в других — уже Сталино.

Таким образом, мы видим, что синагога функционирует, делается ремонт, имеются наемные сотрудники и пр.

В 20–30-е годы город продолжает развиваться. В 1932 году он стано­вится областным центром.

Советская власть сказывается на евреях двояко. С одной стороны, денационализация сняла ограничительные рамки, и много евреев на­чало продвигаться по общественной линии. Евреи составляли большой процент среди служащих в органах власти, НКВД, управления произ­водством. Большое число евреев было занято в традиционной для Дон­басса горной промышленности, из них можно назвать немало ведущих специалистов горного дела. История науки, медицины, образования в Донецке того периода полна именами известных донецких ученых и специалистов еврейского происхождения.

Была объявлена борьба с антисемитизмом, так как естественным образом антисемитизм не вписывался в общую направленность по де­национализации, размыванию национальных и культурных границ, слиянию разных народов в новую общность «советский народ».

С другой стороны, именно по этой причине не вписывались в официальную идеологию и любые проявления еврейской нацио­нальной жизни. Кроме того, как известно, советская власть объяви­ла войну религии, в том числе и иудаизму. Создавалась новая единая идеология для всех, фактически новая религия — коммунизм, по­этому в новом обществе не было места для другой идеологии и для других верований.

Во многих статьях из Сталинской прессы задевается еврейский во­прос. Как мы уже говорили, с одной стороны, там жестко осуждается антисемитизм, с другой стороны — крайне негативное отношение к иудаизму.

Интересно, что там также упоминается Палестина, но эти рубрики, как правило, идут в сторону «осуждения британских захватчиков и экс­плуататоров», без принятия одной из сторон в арабо-еврейском кон­фликте.

Постепенно советская власть таки добралась до евреев. В общем контексте, о котором мы говорили ранее, еврейская общинная жизнь со своим укладом, внутренним самоуправлением, религиозной и на­циональной самоидентификацией, по определению не могла остаться нетронутой.

В городе начинают закрываться религиозные заведения и синагоги. Необходимо отметить, что это было частью общего процесса закрытия всех религиозных зданий, любых конфессий. Далее мы приводим исто­рию закрытия синагог Сталино, взятую из статьи Анатолия Жарова «Синагоги в Юзовке»: «Первыми власти взялись за здание новой 3-й синагоги по 7-й линии, 115. В протоколе № 53 заседания Президиу­ма Юзовского окружисполкома от 11.04.1924 года (ГАДО, Ф-Р2, оп. 1, д. 16, л. 108. — Прим. авт.) третьим пунктом заслушали информацию о решении «общего собрания евреев-рабочих Юзовки от 16.03.1924 г. о передаче помещения синагоги по 7-й линии (115!) в распоряжение Окркомхоза ввиду жилищной нужды»: ввиду острой жилищной нужды по г. Юзовке и отсутствия помещений для сборных пунктов военкомата, а также, что в Юзовке имеется 3 синагоги, передаваемое помещение си­нагоги по 7-й линии передать в ведение Окркомхоза для оборудования сборного пункта Окрвоенкомата...»

Через несколько лет дошла печальная очередь и до первой в Юзовке синагоги. Во время заседания президиума Сталинского окружисполко-ма 21.06.1929 года (ГАДО, Ф-Р2, оп. 1, д. 189, л. 12 (об.)) инспектор по религиозным пунктам Майзин доложил «о закрытии еврейской сина­гоги решением Рабсовета Союза Безбожников, что собрали 2980 под­писей евреев-трудящихся». Было констатировано, что «подавляющее большинство евреев-трудящихся города Сталино выразило желание закрыть синагогу и устроить на ее месте Национальный Дом культуры. Общее количество верующих евреев составляет всего 1043 человека, и обслуживать религиозные потребности этой незначительной группы может вторая синагога, которая тоже есть в городе Сталино. А потому, на основании статьи 371 Административного кодекса, указанную сина­гогу закрыть. Помещение ее зарезервировать за Политобразованием для обустройства в ней Национального Еврейского дома культуры...» При­нять такое решение власти помогло письмо зав. админотделом окру-жисполкома Вольфсона и того же Майзина, в котором они сообщали, что «общее количество евреев в Сталино — 11 772 человека, взрослых — 4436... Желания верующего населения может удовлетворить 2-я сина­гога, что находится по 4-й линии». Из сохранившихся подшивок самой главной окружной газеты «Диктатура труда» за те годы можно узнать, что действительно в Сталино одно время существовал еврейский клуб. Затем якобы в здании по 7-й линии,10 была художественная студия или еще другие детские кружки.

Документ о закрытии оставшейся единственной в городе Сталино еврейской синагоги датируется 23 апреля 1930 года (ГАДО, Ф-Р279, оп. 1, д. 203, л. 170). Тогда Сталинский горсовет принял такое решение якобы «по просьбе трудящихся евреев». Интересно, что одновремен­но с закрытием синагоги власть тогда же решила поступить аналогич­ным образом и со Спасо-Преображенским православным собором и православной церковью на Рыковском руднике. Однако тогда полно­стью закрыть эти религиозные учреждения чиновникам не удалось. Но они были настойчивы в своем стремлении. 10 ноября 1931 года президиум Сталинского горсовета второй раз просил ВУЦИК «рас­смотреть и удовлетворить ходатайство рабочих-ударников с заводов и работников, работающих на других предприятиях, о закрытии церкви и синагоги» (ГАДО, Ф-Р279, оп. 1, д. 347, л. 114). Видимо, уже в начале 1932 года последняя действующая синагога в городе все-таки была за­крыта.

Итак, в Сталино постепенно прекращалась еврейская общинная ре­лигиозная жизнь.

В 1938 г. был арестован и расстрелян раввин Соломон Давидович Кодкин. О нем расскажем немного подробней. С.Д. Кодкин родился в Смоленской области в 1875 году. Был раввином с 1912 по 1927 г. в городе Константинограде Полтавской области.

С 1917 года был активным членом сионистской организации, кото­рая организовывала кружки по изучению иврита, хедеры, националь­ные школы, пропагандировала алию. Позже эта организация стала подпольной, призывала противиться различным призывам советской власти. Так, например, призывали евреев не ехать в Биробиджан, а ехать в Землю Израиля.

Спасаясь от репрессий, переехал в Сталино. С 1928 по 1937 г. был раввином в Сталино.

С 1937 до 1938 г. работал фельдшером. В 1938 г. арестован по обви­нению в контрреволюционной пропаганде, организации и проведении на дому нелегальных собраний. В итоге было заявлено о его участии в антисоветской, сионистской, шпионской деятельности и вынесен при­говор «расстрелять».

Приговор был приведен в исполнение через несколько месяцев по­сле ареста.

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны евреи, с од­ной стороны, имеют равные права с другими народностями СССР, а с другой — полностью уничтожены все формы еврейской религиозной, национальной, общинной жизни.

Трудно сказать, сколько евреев находилось в Сталино к лету 1941 года.

По Всесоюзной переписи населения 1939 г. население Сталино составляет 466 300 человек. По состоянию на лето 1941 г. нет точных цифр, однако, безусловно, население увеличилось из-за естественно­го прироста и внутренней миграции, так как Донбасс по-прежнему оставался притягательным регионом. По мнению исследователей, количество евреев в городе на момент начала войны составляло от 10 до 20 % населения.

Полностью книгу можно прочитать по ссылке: А.Иващенко. История еврейской общины Донецка

Нравится Категория: История еврейской общины | Просмотров: 866 | Добавил: Liza | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: