А. Иващенко "История еврейской общины Донецка" (Избранные страницы) - 6 Февраля 2014 - Юзовка-Сталино-Донецк: страницы еврейской истории
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2014 » Февраль » 6 » А. Иващенко "История еврейской общины Донецка" (Избранные страницы)
23:57
А. Иващенко "История еврейской общины Донецка" (Избранные страницы)

Сегодня мы начинаем публикацию избранных глав книги А. Иващенко "История еврейской общины Донецка".

Годом основания Донецка считается 1869, когда английский пред­приниматель Джон Хьюз основал металлургическое и угольное произ­водство на территории будущего Донецка и при заводе возник рабочий поселок Юзовка, названный в его честь.

На момент основания в Юзовке насчитывалось 164 жителя. Пред­приятием, вокруг которого вырос поселок, стал металлургический за­вод. Юзовка входила в Бахмутский уезд Екатеринославской губернии и имела статус местечка.

Ниже приведем данные переписи 1897 года по Екатеринославской губернии.

Население — 2 113 674 чел. Мужчин — 52 %, женщин — 48 %.

Семейное положение (7 с.):

холостых — 54,5 %, в браке — 39,7 %, разведенных — 0,07 %, вдовых — 5,62 %.

Народность (8 с.):

великорусы — 17,27 %, малорусы — 68,90 %, евреи — 4,69 %, немцы — 3,83 %, греки — 2,31 %.

Примечания: состав населения определяется по показаниям о родном языке. Губерния выделяется разнообразием 45 наречий, соответственно, 45 народностей.

Более половины евреев живут в городах, исключая Бахмутский уезд, где 3/4 — в уезде.

Сословие (9 с.):

крестьяне и казаки — 87,4 %, мещане — 9,87 %, дворяне — 0,96 %, духовенство — 0,33 %, купцы — 0,37 %.

Возраст (9 с.):

0–9 лет — 30,72 %, 10–19 лет — 20,91 %, 20–29 лет — 17,17 %, 30–39 лет — 12,19 %, 40–49 лет — 8,03 %, 50–59 лет — 5,50 %, 60–69 лет — 3,57 %, 70–79 лет — 1,41 %, более 80 лет — 0,47 %.

Примечание: наблюдаются большая детская смертность и рождае­мость в селах.

Образование (13 с.):

грамотность — 21,49 %, высшее образование — 4 %.

Примечания: при этом мужская грамотность в 3 раза выше женской; наибольший процент грамотности у немцев и евреев, особенно у послед­них.

Вероисповедание (10 с.):

православие — 90,05 %, иудеи — 4,8 %, протестанты — 3,06 %, католики — 1,52 %.

Стремительный рост производства, рождение новых направлений, увеличение мощности завода, появление шахт — все это приводило к бурному развитию региона. В Юзовку, где все время нужны были рабо­чие руки, постоянно приезжали тысячи людей. Работа была тяжелая, часто даже опасная, поэтому не было серьезного административного контроля в плане принятия на работу. Народ съезжался со всей импе­рии, многие с темным прошлым, беглые, бывшие заключенные и т.д. С самого начала народ был разнообразный, многонациональный. Многонациональность стала одной из основных местных особенностей. Население Юзовки быстро росло. Вместе с ним росло и еврейское на­селение.

Евреи ехали как из близлежащих населенных пунктов — крупного уездного Бахмута, небольших еврейских колоний, так и со всей империи.

В 1863 году в имперской политике прослеживается общее ухудше­ние отношения к национальным меньшинствам.

После убийства царя в 1881 году в мае 1882 года выходят «Майские указы», которые предписывают евреям вернуться из Центральной Рос­сии в черту оседлости.

Этот указ касался евреев, незаконно проживающих в Центральной России, а также некоторых категорий законно проживающих, напри­мер купцов, вышедших в отставку нижних чинов, отслуживших солдат и т.д. Многие из них переезжают в Екатеринославскую губернию, в том числе и в Юзовку.

Евреям запрещалось проживать и владеть недвижимостью на терри­тории войска Донского. Нужно отметить тот уникальный факт, что по Юзовке проходила черта оседлости и административная граница между Украиной и областью войска Донского.

Граница проходила по реке Кальмиус. На одной стороне (сегодняш­ний Ворошиловский район и дальше) была территория Украины, черта оседлости, Юзовка и, соответственно, жили евреи. На другой (сегодняш­ний Калининский район и дальше) начиналась казачья территория, где евреям нельзя было поселяться, арендовать землю и пр.

Граница с Россией, большое число переселенцев из русских регио­нов, русский язык как общий для многонациональной массы — все это определило еще одну важную черту местного менталитета — русский язык в качестве разговорного.

Это более или менее свойственно всей Восточной Украине. Данный фактор отразился также и на еврейской общине. Так, например, 70 % евреев Екатеринославской губернии владели русским в отличие от 40 % евреев в Западной Украине.

Известен документ, в котором юзовская сионистская организа­ция обращается с просьбой присылать сионистскую литературу на русском.

В 1903 г. в законодательстве происходит небольшой положитель­ный сдвиг в отношении евреев, жителям ряда поселений упрощают условия для экономической деятельности. В число этих поселений входит и Юзовка. Этим объясняется большой процент лавочников, ремесленников, наемных рабочих, прибывших в Юзовку из других губерний.

Таким образом, мы видим несколько волн миграции евреев в Юзовку:

— выселение после майских указов 1882 года;

— переселение после 1903 года;

— трудовая миграция в Юзовку на протяжении всего периода как в стремительно развивающийся промышленный центр.

С учетом всего вышесказанного неудивительно, что к 1917 году ев­рейское население города сильно выросло. Приведем данные переписи населения Юзовки 1917 г.:

русские —31 952;

евреи — 9934;

украинцы — 7086;

поляки — 2120;

белорусы —1465;

армяне — 421;

татары — 334;

казахи — 130;

англичане — 101;

цыгане — 96;

немцы — 70 и др.

Всего 54 718 чел. (Степкин В.П., Гергель В.И. Полная история Донец­ка, 2008, с. 121).

Нетрудно увидеть, что евреи были по численности второй нацией по­сле русских и составляли 18 % городского населения.

Многонациональный характер Юзовки был связан с социальным укладом. Приблизительная схема была следующей:

— производством управляли англичане;

— заводскими рабочими и шахтерами были русские;

— крестьянами были украинцы;

— ремесленниками и торговцами были евреи.

Ниже вы можете увидеть список торговых заведений Юзовки.

Торговые заведения Юзовки (сведения на 1912 год) Аптеки:

А.М. Макарова, И.И. Лаче,

Г.С. Левитана, Арановича.

Аптекарские магазины:

И.И. Пурто, С.И. Пурто, братьев Клейман, Я.И. Хейфеца, С.Г. Эскина.

Бакалейные магазины:

братьев Вильдавских, Н.А. Бахтиарова, С.Ф. Попова, И.Ф. Тимановского, В.И. Олейникова, Е.Е. Шевцова, С.М. Ситникова.

Магазины галантерейных товаров:

Ананова и Налбандова, Кицияева, Е.М. Тищенко, братьев Зейбель, братьев Барских, М.М. Аграновича, Левадовского, братьев Тудоровских.

Магазины граммофонов и швейных машин:

М.Л. Гершмана,

И. Гоффа,

И.И. Долинского и Ф.С. Овчарова.

Магазины готового платья:

Я.И. Хаимовича,

Стеймацкого и Горелика,

Бухбиндора,

Л. Вахтера,

А. Венгеровского,

братьев Вильдавских

Заводы минеральных вод:

Х.С. Соболева, Н.М. Фодермана, К. Ярхо.

Кондитерские:

И. Гуревича,

Х.И. Животинского.

Конфетное производство:

С.И. Бесчинского, М.Д. Попова.

Мануфактурные магазины:

братьев Вильдавских,

Н.Х. Уманского и А.М. Гальперина,

торговый дом «М. и П.М. Гальцерин»,

А.И. Гонджи,

Г.Х. Ицковича,

Т.А. Александрова.

Обувные магазины:

братьев Тудоровских, Ф.А. Лазаренко, Д.А. Абрамова, Г.И. Кранфельда, В.А. Кусольмана, Т.И. Буренко, Н.Н. Сушкова, С. Фукса, А. Левштейна, магазин «Выгода».

Типографии:

М. Белякова, Б.С. Горелика, П.Е. Зузуля, Г.М. Мосякова, С.Г. Лейна, Г.С. Пенякова.

Фотоателье:

«Доре», П.Е. Зузуля, М.Л. Ицковича, братьев Клейман.

Ювелирные и часовые магазины:

М.А. Бельского (часы, золото, серебро, бриллианты, различные мельхиоровые и накладного серебра вещи), И. Гудаса, Я.Б. Зейдера, Б. Шлиомовича.

Магазины шляпок и шляп:

братьев Барских, А. Венгеровского, М.Г. Гольштейна, О.В. Кацияева, И.И. Мосина,

Х.М. Хургеля (взято из материалов известного Донецкого краеведа В.П. Степкина).

Из данных переписи 1897 года видно, что с большим отрывом от других видов деятельности на первом месте среди евреев губернии была торговля, а на втором — изготовление одежды.

Многие евреи были также управляющими. Как правило, евреи были образованны, знали местную ментальность, язык, обычаи. С одной стороны, они могли быть хорошими управленцами на местах, с другой стороны, продолжали оставаться чужими для рабочих и, как следствие, не могли пойти с ними на сговор против начальства.

Все это мотивировало англичан зачастую выдвигать евреев на роль управляющих.

Однако самостоятельно взять землю или шахту в аренду евреи не могли, это можно было сделать только при наличии компаньона не­еврейского происхождения.

Кроме того, был ряд акционерных обществ и товариществ, где было ограничено право или вообще запрещено иметь евреев в числе руково­дителей и учредителей.

В целом, как уже было отмечено, евреи в Юзовке занимались ре­меслом и торговлей, чем существенно отличались от массы русских рабочих. В этом было принципиальное отличие от Центральной России, где почти не было евреев и все социальные слои — рабочие, крестьяне, торговцы, ремесленники — были русскими.

Дальше мы увидим, какую печальную роль сыграл этот факт.

Как мы уже упоминали, в Центральной России практически не было евреев и все социальные слои были одного происхождения. Таким обра­зом, конкуренция между купцами, ненависть рабочих к управляющему, неприязнь к трактирщику, «у которого пропивают последнюю копей­ку», и торговцу, «который грабит народ», не имела национальной почвы. Простой народ всегда считал, что его эксплуатируют, обдирают и пр.

Естественно, что не было никакой разницы в форме управления или торговли между еврейскими и русскими купцами, фабрикантами, управляющими, трактирщиками и пр.

Но когда ненавистный социальный слой имеет четко выраженный образ чужого — другой нации, другой веры, тогда дело принимает со­всем иной оборот.

В Юзовке социальное возмущение имело зачастую национальную почву. Несмотря на то что, во-первых, подавляющее большинство ев­реев Юзовки были бедными, как все, это описано во многих воспоми­наниях, рассказах, свидетельствах, а во-вторых, как мы уже говорили, действия всех управленцев и торговцев были одинаковыми, независи­мыми от национальности.

Кроме того, евреи были выгодны для властей в качестве традицион­ного козла отпущения, на которого можно всегда все свалить.

Юз управлял производством довольно жестко: были серьезные штрафы, задержки по зарплате, тяжелые условия труда и проживания рабочих. В случае возмущения рабочих зачастую все сваливалось на евреев. Так, например, 1875 году в Юзовке произошел погром. Все на­чалось с требований рабочих платить зарплату своевременно. Чтобы перенаправить законный гнев рабочих и отвлечь от себя, Юз с помо­щью полиции натравил рабочих на базар, где торговали в основном евреи. Таким образом, рабочий бунт вылился в обычный еврейский погром.

Нечто подобное произошло в 1887 году, когда были пущены слухи о возможном погроме.

В 1892 г. в Юзовке вспыхнул Холерный бунт.

Холерные эпидемии часто посещали Юзовку, было даже отдельное холерное кладбище. Степная жара, грязь, антисанитария, слабая лич­ная гигиена, проблемы с водоснабжением — все это способствовало частым вспышкам холеры.

2 августа 1892 года врач заводской больницы Б.И. Казас отправился по вызову к заболевшей жене одного шахтера. Увидев признаки холеры, он предложил срочно отправить ее в холерный барак на лечение, однако соседи и родственники больной начали говорить, что никуда ее не пу­стят, так как там «больных не лечат, а живьем засыпают известью» и пр.

О докторе Казасе нужно сказать пару слов отдельно. Это известный врач, караим, уроженец Евпатории. Врач от Б-га, который полностью отдавал себя людям.

Как говорил о нем поэт Сельвинский, «Казас один из тех леген­дарных врачей, которые не только лечат бедняков бесплатно, но еще и снабжают их лекарствами и деньгами».

Во время Гражданской войны большевики хотели его расстрелять, но сразу собралось множество возмущенных горожан, и его отпусти­ли — настолько любили доктора в Евпатории. Во время эпидемии тифа Казас работал с полной самоотдачей, бесстрашно шел лечить в любые места, где были больные, в итоге сам заразился. Он умер в Евпатории, там похоронен, одна из улиц города носит его имя.

Вот этот доктор парадоксальным образом и стал последней каплей.

Начала собираться толпа горнорабочих с основным лозунгом, гла­сившим, что англичане и евреи не болеют, а болеют только рабочие.

Толпа быстро разрасталась и в конце концов пошла громить лавки, трактиры, базар.

Вначале толпа грабила и громила только еврейские лавки и питей­ные заведения, а там, где хозяин выставлял икону, проходила. Однако бунт все больше становился «бессмысленным и беспощадным», в кото­ром было полностью забыто о больных и врачах.

Погромщики, в массе своей пьяные, начинали громить уже все под­ряд, без разбора, любые лавки, питейные заведения, чайные и пр. То, что могли, грабили и выпивали. Остальное просто сжигали, уничтожа­ли. Вечером уже горела вся торговая площадь Юзовки.

Это переросло в грабежи, даже заводского имущества. Интересно, что при этом заводские рабочие защищали заводскую кассу от рабо­чих-погромщиков. 2 дня полиция и небольшой отряд казаков не могли усмирить бунтовщиков. В конечном счете беспорядки были прекраще­ны с помощью армии. Были сожжены сотни домов, убиты и ранены сотни людей. Был суд, 4 человека получили смертный приговор, 8 — каторжные работы, 68 — тюремное заключение.

Потрясающей фигурой в истории Холерного бунта, как и в исто­рии Юзовки вообще, был первый священник Свято-Преображенской церкви А.Г. Матвиевский.

Этот мужественный и благородный человек вышел навстречу толпе погромщиков со слезами на глазах и распятием в руках, стал на колени и призывал их разойтись по домам и успокоиться. Еврейское население местечка было ему очень благодарно.

Когда он умер, на его похоронах среди множества венков был и та­кой: «От Юзовского еврейского общества».

Сообщения о Холерном бунте были в американской и европейской прессе.

В российской официальной прессе масштабы бунта и его антиев­рейская направленность замалчивались.

Кстати, интересно, что во время своей жизни в Юзовке будущий Генеральный секретарь ЦК КПСС СССР Н.С. Хрущев был очевидцем еврейского погрома. Он описывает его в своих воспоминаниях, это произвело на него столь сильное впечатление, что потом всю жизнь он негативно относился к антисемитизму и боролся с ним.

Нравится Категория: История еврейской общины | Просмотров: 454 | Добавил: Liza | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: