23:57 А. Иващенко "История еврейской общины Донецка" (Избранные страницы) | |
Сегодня мы начинаем публикацию избранных глав книги А. Иващенко "История еврейской общины Донецка". Годом основания Донецка считается 1869, когда английский предприниматель
Джон Хьюз основал металлургическое и угольное производство на территории
будущего Донецка и при заводе возник рабочий поселок Юзовка, названный в его
честь. На момент основания в Юзовке насчитывалось 164 жителя. Предприятием,
вокруг которого вырос поселок, стал металлургический завод. Юзовка входила в
Бахмутский уезд Екатеринославской губернии и имела статус местечка. Ниже приведем данные переписи 1897 года по Екатеринославской
губернии. Население — 2 113 674 чел. Мужчин — 52 %, женщин — 48 %. Семейное положение (7 с.): холостых — 54,5 %, в браке — 39,7 %, разведенных — 0,07 %, вдовых
— 5,62 %. Народность (8 с.): великорусы — 17,27 %, малорусы — 68,90 %, евреи — 4,69 %, немцы —
3,83 %, греки — 2,31 %. Примечания: состав населения определяется по показаниям о родном
языке. Губерния выделяется разнообразием 45 наречий, соответственно, 45
народностей. Более половины евреев живут в городах, исключая Бахмутский уезд,
где 3/4 — в уезде. Сословие (9 с.): крестьяне и казаки — 87,4 %, мещане — 9,87 %, дворяне — 0,96 %,
духовенство — 0,33 %, купцы — 0,37 %. Возраст (9 с.): 0–9 лет — 30,72 %, 10–19 лет — 20,91 %, 20–29 лет — 17,17 %, 30–39
лет — 12,19 %, 40–49 лет — 8,03 %, 50–59 лет — 5,50 %, 60–69 лет — 3,57 %,
70–79 лет — 1,41 %, более 80 лет — 0,47 %. Примечание: наблюдаются большая детская смертность и рождаемость
в селах. Образование (13 с.): грамотность — 21,49 %, высшее образование — 4 %. Примечания: при этом мужская грамотность в 3 раза выше женской;
наибольший процент грамотности у немцев и евреев, особенно у последних. Вероисповедание (10 с.): православие — 90,05 %, иудеи — 4,8 %, протестанты — 3,06 %,
католики — 1,52 %. Стремительный рост производства, рождение новых направлений,
увеличение мощности завода, появление шахт — все это приводило к бурному
развитию региона. В Юзовку, где все время нужны были рабочие руки, постоянно
приезжали тысячи людей. Работа была тяжелая, часто даже опасная, поэтому не
было серьезного административного контроля в плане принятия на работу. Народ
съезжался со всей империи, многие с темным прошлым, беглые, бывшие заключенные
и т.д. С самого начала народ был разнообразный, многонациональный. Многонациональность
стала одной из основных местных особенностей. Население Юзовки быстро росло.
Вместе с ним росло и еврейское население. Евреи ехали как из близлежащих населенных пунктов — крупного
уездного Бахмута, небольших еврейских колоний, так и со всей империи. В 1863 году в имперской политике прослеживается общее ухудшение
отношения к национальным меньшинствам. После убийства царя в 1881 году в мае 1882 года выходят «Майские
указы», которые предписывают евреям вернуться из Центральной России в черту
оседлости. Этот указ касался евреев, незаконно проживающих в Центральной
России, а также некоторых категорий законно проживающих, например купцов,
вышедших в отставку нижних чинов, отслуживших солдат и т.д. Многие из них
переезжают в Екатеринославскую губернию, в том числе и в Юзовку. Евреям запрещалось проживать и владеть недвижимостью на территории
войска Донского. Нужно отметить тот уникальный факт, что по Юзовке проходила
черта оседлости и административная граница между Украиной и областью войска
Донского. Граница проходила по реке Кальмиус. На одной стороне (сегодняшний
Ворошиловский район и дальше) была территория Украины, черта оседлости, Юзовка
и, соответственно, жили евреи. На другой (сегодняшний Калининский район и
дальше) начиналась казачья территория, где евреям нельзя было поселяться,
арендовать землю и пр. Граница с Россией, большое число переселенцев из русских регионов,
русский язык как общий для многонациональной массы — все это определило еще
одну важную черту местного менталитета — русский язык в качестве разговорного. Это более или менее свойственно всей Восточной Украине. Данный
фактор отразился также и на еврейской общине. Так, например, 70 % евреев
Екатеринославской губернии владели русским в отличие от 40 % евреев в Западной
Украине. Известен документ, в котором юзовская сионистская организация
обращается с просьбой присылать сионистскую литературу на русском. В Таким образом, мы видим несколько волн миграции евреев в Юзовку: — выселение после майских указов 1882 года; — переселение после 1903 года; — трудовая миграция в Юзовку на протяжении всего периода как в
стремительно развивающийся промышленный центр. С учетом всего вышесказанного неудивительно, что к 1917 году еврейское
население города сильно выросло. Приведем данные переписи населения Юзовки русские —31 952; евреи — 9934; украинцы — 7086; поляки — 2120; белорусы —1465; армяне — 421; татары — 334; казахи — 130; англичане — 101; цыгане — 96; немцы — 70 и др. Всего 54 718 чел. (Степкин В.П., Гергель В.И. Полная история
Донецка, 2008, с. 121). Нетрудно увидеть, что евреи были по численности второй нацией после
русских и составляли 18 % городского населения. Многонациональный характер Юзовки был связан с социальным укладом.
Приблизительная схема была следующей: — производством управляли англичане; — заводскими рабочими и шахтерами были русские; — крестьянами были украинцы; — ремесленниками и торговцами были евреи. Ниже вы можете увидеть список торговых заведений Юзовки. Торговые заведения Юзовки (сведения на 1912 год) Аптеки: А.М. Макарова, И.И. Лаче, Г.С. Левитана, Арановича. Аптекарские магазины: И.И. Пурто, С.И. Пурто, братьев Клейман, Я.И. Хейфеца, С.Г.
Эскина. Бакалейные магазины: братьев Вильдавских, Н.А. Бахтиарова, С.Ф. Попова, И.Ф.
Тимановского, В.И. Олейникова, Е.Е. Шевцова, С.М. Ситникова. Магазины галантерейных товаров: Ананова и Налбандова, Кицияева, Е.М. Тищенко, братьев Зейбель,
братьев Барских, М.М. Аграновича, Левадовского, братьев Тудоровских. Магазины граммофонов и швейных машин: М.Л. Гершмана, И. Гоффа, И.И. Долинского и Ф.С. Овчарова. Магазины готового платья: Я.И. Хаимовича, Стеймацкого и Горелика, Бухбиндора, Л. Вахтера, А. Венгеровского, братьев Вильдавских Заводы минеральных вод: Х.С. Соболева, Н.М. Фодермана, К. Ярхо. Кондитерские: И. Гуревича, Х.И. Животинского. Конфетное производство: С.И. Бесчинского, М.Д. Попова. Мануфактурные магазины: братьев Вильдавских, Н.Х. Уманского и А.М. Гальперина, торговый дом «М. и П.М. Гальцерин», А.И. Гонджи, Г.Х. Ицковича, Т.А. Александрова. Обувные магазины: братьев Тудоровских, Ф.А. Лазаренко, Д.А. Абрамова, Г.И.
Кранфельда, В.А. Кусольмана, Т.И. Буренко, Н.Н. Сушкова, С. Фукса, А.
Левштейна, магазин «Выгода». Типографии: М. Белякова, Б.С. Горелика, П.Е. Зузуля, Г.М. Мосякова, С.Г.
Лейна, Г.С. Пенякова. Фотоателье: «Доре», П.Е. Зузуля, М.Л. Ицковича, братьев Клейман. Ювелирные и часовые магазины: М.А. Бельского (часы, золото, серебро, бриллианты, различные
мельхиоровые и накладного серебра вещи), И. Гудаса, Я.Б. Зейдера, Б.
Шлиомовича. Магазины шляпок и шляп: братьев Барских, А. Венгеровского, М.Г. Гольштейна, О.В. Кацияева,
И.И. Мосина, Х.М. Хургеля (взято из материалов известного Донецкого краеведа
В.П. Степкина). Из данных переписи 1897 года видно, что с большим отрывом от
других видов деятельности на первом месте среди евреев губернии была торговля,
а на втором — изготовление одежды. Многие евреи были также управляющими. Как правило, евреи были
образованны, знали местную ментальность, язык, обычаи. С одной стороны, они
могли быть хорошими управленцами на местах, с другой стороны, продолжали
оставаться чужими для рабочих и, как следствие, не могли пойти с ними на сговор
против начальства. Все это мотивировало англичан зачастую выдвигать евреев на роль
управляющих. Однако самостоятельно взять землю или шахту в аренду евреи не
могли, это можно было сделать только при наличии компаньона нееврейского
происхождения. Кроме того, был ряд акционерных обществ и товариществ, где было
ограничено право или вообще запрещено иметь евреев в числе руководителей и
учредителей. В целом, как уже было отмечено, евреи в Юзовке занимались ремеслом
и торговлей, чем существенно отличались от массы русских рабочих. В этом было
принципиальное отличие от Центральной России, где почти не было евреев и все
социальные слои — рабочие, крестьяне, торговцы, ремесленники — были русскими. Дальше мы увидим, какую печальную роль сыграл этот факт. Как мы уже упоминали, в Центральной России практически не было
евреев и все социальные слои были одного происхождения. Таким образом,
конкуренция между купцами, ненависть рабочих к управляющему, неприязнь к
трактирщику, «у которого пропивают последнюю копейку», и торговцу, «который
грабит народ», не имела национальной почвы. Простой народ всегда считал, что
его эксплуатируют, обдирают и пр. Естественно, что не было никакой разницы в форме управления или
торговли между еврейскими и русскими купцами, фабрикантами, управляющими,
трактирщиками и пр. Но когда ненавистный социальный слой имеет четко выраженный образ
чужого — другой нации, другой веры, тогда дело принимает совсем иной оборот. В Юзовке социальное возмущение имело зачастую национальную почву.
Несмотря на то что, во-первых, подавляющее большинство евреев Юзовки были
бедными, как все, это описано во многих воспоминаниях, рассказах,
свидетельствах, а во-вторых, как мы уже говорили, действия всех управленцев и
торговцев были одинаковыми, независимыми от национальности. Кроме того, евреи были выгодны для властей в качестве традиционного
козла отпущения, на которого можно всегда все свалить. Юз управлял производством довольно жестко: были серьезные штрафы,
задержки по зарплате, тяжелые условия труда и проживания рабочих. В случае
возмущения рабочих зачастую все сваливалось на евреев. Так, например, 1875 году
в Юзовке произошел погром. Все началось с требований рабочих платить зарплату
своевременно. Чтобы перенаправить законный гнев рабочих и отвлечь от себя, Юз с
помощью полиции натравил рабочих на базар, где торговали в основном евреи.
Таким образом, рабочий бунт вылился в обычный еврейский погром. Нечто подобное произошло в 1887 году, когда были пущены слухи о
возможном погроме. В Холерные эпидемии часто посещали Юзовку, было даже отдельное
холерное кладбище. Степная жара, грязь, антисанитария, слабая личная гигиена,
проблемы с водоснабжением — все это способствовало частым вспышкам холеры. 2 августа 1892 года врач заводской больницы Б.И. Казас отправился
по вызову к заболевшей жене одного шахтера. Увидев признаки холеры, он
предложил срочно отправить ее в холерный барак на лечение, однако соседи и
родственники больной начали говорить, что никуда ее не пустят, так как там
«больных не лечат, а живьем засыпают известью» и пр. О докторе Казасе нужно сказать пару слов отдельно. Это известный
врач, караим, уроженец Евпатории. Врач от Б-га, который полностью отдавал себя
людям. Как говорил о нем поэт Сельвинский, «Казас один из тех легендарных
врачей, которые не только лечат бедняков бесплатно, но еще и снабжают их
лекарствами и деньгами». Во время Гражданской войны большевики хотели его расстрелять, но
сразу собралось множество возмущенных горожан, и его отпустили — настолько
любили доктора в Евпатории. Во время эпидемии тифа Казас работал с полной
самоотдачей, бесстрашно шел лечить в любые места, где были больные, в итоге сам
заразился. Он умер в Евпатории, там похоронен, одна из улиц города носит его
имя. Вот этот доктор парадоксальным образом и стал последней каплей. Начала собираться толпа горнорабочих с основным лозунгом, гласившим,
что англичане и евреи не болеют, а болеют только рабочие. Толпа быстро разрасталась и в конце концов пошла громить лавки,
трактиры, базар. Вначале толпа грабила и громила только еврейские лавки и питейные
заведения, а там, где хозяин выставлял икону, проходила. Однако бунт все больше
становился «бессмысленным и беспощадным», в котором было полностью забыто о
больных и врачах. Погромщики, в массе своей пьяные, начинали громить уже все подряд,
без разбора, любые лавки, питейные заведения, чайные и пр. То, что могли,
грабили и выпивали. Остальное просто сжигали, уничтожали. Вечером уже горела
вся торговая площадь Юзовки. Это переросло в грабежи, даже заводского имущества. Интересно, что
при этом заводские рабочие защищали заводскую кассу от рабочих-погромщиков. 2
дня полиция и небольшой отряд казаков не могли усмирить бунтовщиков. В конечном
счете беспорядки были прекращены с помощью армии. Были сожжены сотни домов,
убиты и ранены сотни людей. Был суд, 4 человека получили смертный приговор, 8 —
каторжные работы, 68 — тюремное заключение. Потрясающей фигурой в истории Холерного бунта, как и в истории
Юзовки вообще, был первый священник Свято-Преображенской церкви А.Г.
Матвиевский. Этот мужественный и благородный человек вышел навстречу толпе
погромщиков со слезами на глазах и распятием в руках, стал на колени и призывал
их разойтись по домам и успокоиться. Еврейское население местечка было ему
очень благодарно. Когда он умер, на его похоронах среди множества венков был и такой:
«От Юзовского еврейского общества». Сообщения о Холерном бунте были в американской и европейской
прессе. В российской официальной прессе масштабы бунта и его антиеврейская
направленность замалчивались. Кстати, интересно, что во время своей жизни в Юзовке будущий
Генеральный секретарь ЦК КПСС СССР Н.С. Хрущев был очевидцем еврейского
погрома. Он описывает его в своих воспоминаниях, это произвело на него столь
сильное впечатление, что потом всю жизнь он негативно относился к антисемитизму
и боролся с ним. | |
|
Всего комментариев: 0 | |