Приветствую Вас, Гость
Главная » 2013 » Декабрь » 26 » Абрам Соломонович Воронов
12:12
Абрам Соломонович Воронов

Публикуется впервые

Об этом человеке мне посоветовал написать Юрий Бейлин.  Имя Абрама Воронова сейчас помнят, наверное, только в узком кругу специалистов. Однако А.С. Воронов был блестящим  диагностом, прекрасным преподавателем, талантливым ученым. Более двадцати лет он жил и работал в нашем городе.

Абрам Соломонович Воронов родился в Ростове-на-Дону в августе 1899 года в еврейской семье.

Отец его был шапочником-кустарем, мать — домохозяйкой. В 1918 году  талантливый юноша окончил ростовскую гимназию и был принят на медицинский факультет Ростовского государственного университета. После окончания учебы поступил на работу ординатором Госпитально-терапевтической клиники. Через три года молодой доктор был избран ассистентом кафедры госпитальной терапии, а в 1930-м получил звание доцента.

Профессиональный интерес А.С. Воронова  сосредоточился на проблемах гематологии, и в 1931 году он защитил докторскую диссертацию по этой теме, получив звание профессора кафедры госпитальной терапии.

А.С. Воронов придавал большое значение изучению особенностей каждого пациента. По его мнению, «у каждого отдельного больного столько особенностей, отличий, индивидуальных черт, и порою кажется, что трудно выяснить какую-либо закономерность во врачебном мышлении. Однако это далеко не так. Клиника есть научная дисциплина со всеми присущими ей методами исследования и своими уже сформировавшимися закономерностями. И доктор просто обязан в таких вопросах добиваться совершенства». Эта позиция в дальнейшем и определила основные направления его деятельности как клинициста и ученого.

В 1933 году профессор Воронов был назначен на должность руководителя кафедры. Он  продолжил  и постоянно развивал клинико-физиологическое направление школы Игоря Владимировича Завадского, который был учителем А.С. Воронова. Серьезный, вдумчивый, внимательный, он практически сразу приобрел репутацию опытного клинициста. Ежедневные клинические обходы и консультации Воронова стали настоящей школой клинического мышления для нескольких поколений молодых врачей.

Профессор Воронов подчеркивал:  «Необходимо возбуждать у студентов творческую мысль, умение понимать механизмы тех или иных болезненных проявлений и направлять мышление по правильному руслу путем сопоставления различных симптомов и полученных у больного данных».

А.С. Воронов писал: «Я считаю, что хорошо собрать анамнез — задача трудная, но выполнимая. Именно здесь необходимы и творчество, и опыт. Нельзя вносить субъективизм и навязывать больному желаемые для подтверждения возникшего у врача предположения ответы. А это, к сожалению, встречается нередко, что, конечно, приводит к ошибочным диагнозам».

Аргументация его была убедительной, приводимые на лекциях факты неопровержимы. Он был непревзойденным импровизатором, однако за кажущейся легкостью стояли большой клинический опыт, огромный объем знаний, острый ум, удивительная наблюдательность и редкостное умение охватить суть вопроса одной фразой. Все это делало его выступления настолько интересными, что их охотно посещали практические врачи и студенты всех курсов.

Работавшая с А.С. Вороновым, доцент М.С. Соболева вспоминает: «Лекции профессора Воронова удивляли, потрясали, завораживали. Ассистент представлял больного, профессор проводил дифференциальную диагностику, излагая и убеждая так, что, слушая его, не возникало сомнения, что у больного такая-то болезнь, но профессор продолжал обсуждать следующий синдром, и ты вместе с ним мысленно отвергал это заболевание и предполагал другое и т.д., пока, наконец, не высвечивался истинный диагноз».

Под руководством профессора Воронова его молодые коллеги защищали диссертации, выезжали в научные экспедиции, предлагали новые эффективные методики лечения тех или иных заболеваний.

Весьма полезным для клинициста профессор Воронов считал анализ редко встречающихся заболеваний. В подобных случаях, говорил он, особенно ярко демонстрируется значение правильного мышления у постели больного, и вместе с тем это побуждает студента и врача к активной самостоятельной мысли. Профессор нередко подчеркивал и высоко оценивал определение казуистики, данное академиком И.П. Павловым: «Клиническая казуистика останется навсегда богатым источником новых физиологических мыслей и неожиданных физиологических фактов. Умение правильно распознать заболевание является одной из наиболее важных, трудных и ответственных сторон врачебной деятельности».

Свой огромный клинический опыт профессор Воронов суммировал в опубликованных «Клинических лекциях по терапии», монографиях «Диагностика редких форм заболеваний» (1961 г.), «Госпитальная терапия» (1963 г.), представляющих собой прекрасный образец клинического мышления у постели больного.

Накануне войны в клинике госпитальной терапии Ростовского мединститута были организованы курсы повышения квалификации среднего и старшего медперсонала Северо-Кавказского военного округа, и в годы войны полученные знания очень пригодились. Сама кафедра во время оккупации серьезно пострадала, но профессор Воронов сумел быстро наладить ее работу. Этому способствовало и назначение его в 1947 году главным областным и городским терапевтом. Он же являлся председателем Терапевтического общества и председателем Консультативного бюро при Облздравотделе.

Клиника госпитальной терапии оказывала большую помощь станции санитарной авиации при Ростовском облздравотделе, консультируя тяжелых больных со всей области. Наиболее сложных пациентов А.С.Воронов вел сам. Он всегда считал, что учитель должен брать на себя самое трудное до тех пор, пока ученики не научатся делать это лучше него.

Несмотря на большие достижения и высокую самоотдачу, сфабрикованное в Москве «Дело врачей» больно ударило и по профессору Воронову.

В январе- феврале 1953 года были арестованы лучшие специалисты-врачи Ростова-на Дону, в том числе и Абрам Соломонович.

Но осужденным и обвиняемым невероятно «повезло», через месяц после смерти Сталина, 4 апреля 1953 г. было опубликовано потрясшее всех сообщение МВД СССР о полной реабилитации и освобождении всех арестованных в Москве врачей.

Вскоре прекратили расследование по аналогичному делу и в Ростове-на-Дону. 30 апреля А. С. Воронов был освобожден.

Профессор Воронов не мог больше оставаться в родном городе и в 1954 году профессор А.С. Воронов переехал в Донецк, где возглавил кафедру госпитальной терапии Донецкого медицинского института им. Максима Горького, которой руководил в течение последующих 20 лет, вплоть до ухода на пенсию.

«Можно смело сказать, что поколению врачей, работавших с профессором Вороновым в клинике и слушавших его лекции и доклады, которые он читал, как правило, по четвергам, удивительно повезло. Доктора общались с неповторимым и уникальным человеком, умным, эрудированным, талантливым, — вспоминает его ученица Е.А. Костенко. — Он был лишен самовлюбленности, обладал чувством человеческого и профессионального достоинства и этому учил коллег. Характерно, что по окончании лекций никто не спешил расходиться. Кто-то задавал вопросы, кто-то высказывал свои соображения, кто-то спорил, и все это было в порядке вещей».

По единодушному утверждению коллег, диапазон клинических знаний профессора был огромен. Профессор Воронов привил коллегам интерес к изучению болезней кроветворения. При нем в Донецке было организовано первое областное гематологическое отделение, где работали его ученики. Благодаря энергии и настойчивости профессора в городе построили два новых корпуса областной больницы, в которых помимо терапевтической клиники размещались гинекологическое, офтальмологическое и неврологическое отделения. При этом условия работы кафедры значительно улучшились: появилось 2 отделения по 60 коек, 2 учебные комнаты, лекционная аудитория на 250 мест, биохимическая лаборатория и кабинет функциональной диагностики.

За годы работы на кафедре госпитальной терапии Донецкого мединститута А.С. Воронов подготовил 10 кандидатов медицинских наук, опубликовал свыше ста научных статей, издал три монографии.

Профессор умер в 1975 году в возрасте 76 лет, но и сегодня, спустя почти полвека, о нем помнят и в Ростовском ГМУ, и в Донецком национальном медицинском университете. Его работы цитируют, его педагогический опыт используют при обучении студентов, ведь профессор А.С. Воронов сумел передать сотням будущих медиков настоящее искусство врачевания, сострадание и терпимость к больным.

Елизавета Гиллер

Библиография:. 
1. Терентьев В.П. Судьбой и временем хранимы. К 95-летию 
кафедры внутренних болезней №1 // Терентьев В.П., Батюшин М.М. Ростов-на-Дону: 
Рост ГМУ. 2011. 232 с. 
2. Козлова Е.Г. Миссия учителя // Фармацевтический вестник. 
М.: выпуск № 26 (639), 13 сентября 2013 
  

Нравится Категория: Знай наших | Просмотров: 2227 | Добавил: Liza | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 4
4 Liza  
0
Воронов А.С., Ватутин Н.Т. - Отпустите их, они опаздывают домой (N.-Y.)
Фраза принадлежит одному из великих советских терапевтов, профессору А.С. Воронову, заведовавшему кафедрой госпитальной хирургии  на то время в Донецком медицинском институте.
Студент 6 курса, будущий профессор Н.Т. Ватутин вспоминает пикантные обстоятельства.
Группа студентов на профессорском обходе. После осмотра пациента все как бы столпились в коридоре вокруг профессора, и тот начинает обсуждение случая. Студенты слушают не совсем внимательно. У  самого Ватутина даже проскальзывает  мысль - ну когда же он нас отпустит.
И вдруг профессор, поворачиваясь в сторону преподавателя и совершая небрежное движение кистью руки от себя, произносит сакральное - отпустите их, они опаздывают домой.
Великим был  Воронов не только во врачебном и педагогическом искусствах, и даже чтении мыслей на расстоянии, но и в гениальности принимаемых решений.

3 Liza  
Большое спасибо за внимание к сайту.
Я добавила библиографию к статье.

2 tamar  
Я и мой муж учились в Донецком мединституте с 1956 по 1962г.г. Профессор Воронов читал нам лекции по госпитальной терапии на старших курсах.У нас было много талантливых учителей, но его лекции я бы назвала уникальными.Каждую лекцию он начинал не с болезни. а с больного.. В статье описано подробно, как он их проводил. не буду повторяться Главное,. чему он научил всех нас и лично меня--каждый больной уникален, анамнез должен быть собран подробно, часто кажущиеся мелочи, порой казуистические, помогают правильно поставить диагноз. Правильно и вовремя поставленный диагноз-- первая и главная цель врача.. Прошло уже более 50 лет с тех пор,. как мы слушали его, а я до сих пор помню некоторые из его лекций Счастлив ученик,. которому довелось учиться у большого учёного и талантливого лектора!.

1 Илья  
Спасибо за статью о профессоре Воронове. Он спас бабушку моей жены. Это легенда. Жена у него лично получила рецепт, который спас бабушку. Рецепт, к сожалению, утерян, но он бы сейчас мог бы сильно нас выручить. У жены, похоже, те же проблемы.
Профессор сказал, что надо найти все составляющие рецепта, а это было 16 трав. Жена их нашла в нескольких аптеках, потом, для изготовления лекарства, все было передано в одну аптеку, где оно и было приготовлено. Эффект был потрясающим, ведь раньше диагноз был совсем безнадежным. Только профессор Воронов определил точный диагноз, и этим лекарством снял все проблемы НАВСЕГДА.
Вечная ему память.

Имя *:
Email *:
Код *: