15:53 Бойся равнодушных. | |
Бойся равнодушных! Это с их молчаливого согласия совершается все зло на земле! Юлиус Фучик. 27 января - Международный день памяти жертв Холокоста. В этот день мы вспоминаем более 6 миллионов зверски убитых только за то, что они были евреями. Наверное, нет ни одной еврейской семьи, которая не потеряла в этой войне своих близких… Как могло случиться, что смерть смогла собрать такой кровавый урожай? К началу войны лишь три года прошло со дня выхода фильма «Цирк», прославляющего равенство всех народов и рас, и лишь пять лет со дня выхода фильма «Искатели счастья», который был тепло встречен не только евреями- его с удовольствием смотрели по всему Союзу, с сочувствием относясь ко всем переживаниям его героев. Словом, эта уникальная в своем роде комедия явилась прекрасным интернациональным призывом к еще большему объединению всех рас и народов, населявших тогда СССР. Особенно тепло она была принята в Одессе, интернациональном городе, где в каждом дворе можно было найти персонажей, похожих на героев фильма. Всего-навсего пять лет спустя одесских евреев погнали по Ришельевской улице в сторону вокзала – в концлагерь. Вдоль всей улицы стояли, как это бывало во время демонстраций, те, кому жить при гитлеровцах было разрешено, и наблюдали, как их соседей гонят неведомо куда... Жалкие, насмерть перепуганные еврейские женщины тянули за руку ребятишек, узелки с пожитками мешали крепче удерживать детей, поддерживать стариков; некоторые своих больных, немощных родичей волокли на матрасах... После войны мне рассказывали, что некоторые из зрителей срывали с евреек кто шаль, кто кофточку, приговаривая: «Не обижайся, Саррочка, тебе это все равно уже не пригодится!» А ведь совсем недавно и те и другие вместе смотрели «Искателей счастья» и смеялись, и плакали сообща, искренне переживая все перипетии еврейской киноистории... Как это совместить, как осознать?.. Но если б такое было только в Одессе! Разве киевляне не провожали своих евреев свистом и улюлюканьем в Бабий Яр?.. наверное, было немало таких и в военном Сталино. Существует мнение, что репрессии 1937 года воспитали в людях безразличие к судьбе близких. Может быть. Но ведь то же безразличие к судьбе евреев властвовало и по всей Европе. …Год назад я прочитала книгу «Ключ Сары» Татьяны Россней. И долгое время находилась под впечатлением от этого романа. Сюжет книги развивается в двух плоскостях: 1942 год и 2002 год: рассказ о депортации евреев в Париже через призму истории десятилетней девочки-еврейки и расследование этой истории современной журналисткой. В книге рассказывается, что депортацию евреев совершали не немцы, а французы-полицейские, они с жестокостью осуществляли приказ немцев под равнодушные, а то и злорадные взгляды соседей, сослуживцев, знакомых. В поддержку гонимых раздавались лишь редкие голоса сочувствующих, возмущенных несправедливостью… Это было в просвещенной Франции. То же было по всей Европе. Пару лет назад польским режиссером Владиславом Пасиковским был снят фильм, польское название которого – Poklosie, английское - Aftermath - все будут переводить по-разному. Буквальный перевод- «Последствие», но более точное название - «Стерня». Сюжет взят из жизни, но упрощен. В жизни было так: 10 июля 1941 года половина жителей польского городка Едвабне, что в 85 милях от Варшавы, уничтожила вторую половину. Убийцы, во главе с мэром, были католиками. Их жертвы – одна тысяча шестьсот душ – евреями. Поляки убивали их несколько часов в короткой июльской ночи. Руками. Вооружившись чем попало – ножами, топорами, молотками. У кого были ружья - стреляли. Те, кто уцелел в мясорубке, спрятались в амбаре неподалеку, но ненадолго: амбар подожгли и недобитые евреи сгорели заживо. После победы погибшим поставили памятник – как павшим от рук нацистов. И полвека жители Едвабне ходили мимо памятной таблички, прекрасно зная правду, но никто и словом не обмолвился. Не стоит подробно пересказывать сюжет фильма. Его нужно смотреть. Главное, как отнеслись к фильму в Польше. Конечно же, никто не хотел давать деньги на «антипольский» фильм. Через семь лет деньги все же собрали и фильм сняли. После выхода фильма осенью 2012-го в ряде городов фильм был запрещен к показу, как антипольская пропаганда. Режиссеру угрожали, а исполнителя главной роли – Матея Штура - поляка, сыгравшего поляка, - атакуют антисемиты в прессе, а по телефону и в интернете обещают убить. Говорят, что он занесен в черный список национальной киноакадемии – чтоб не снимал его больше никто. Историю, аналогичную истории польского Едвабне, рассказывают о латвийской деревне Кауната. Наверное, такие трагедии не единичны. Их стараются забыть. Но забывать нельзя. Бойся равнодушных! Это с их молчаливого согласия совершается все зло на земле! Елизавета Гиллер | |
|
Всего комментариев: 0 | |