Город, который я люблю - 2 Февраля 2012 - Юзовка-Сталино-Донецк: страницы еврейской истории
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2012 » Февраль » 2 » Город, который я люблю
23:47
Город, который я люблю
Спроектированный им памятник «Слава шахтерскому труду» стал визитной карточкой столицы Донбасса. Благодаря его ландшафтной архитектуре Донецк в 70-х годах прошлого века был признан ЮНЕСКО самым зеленым промышленным городом мира, заслужив славу города миллиона роз. И заметно выделяющийся своей красотой на фоне индустриального пейзажа «дом с башенками» (как его прозвали в народе), с первым в городе мусоропроводом - тоже его рук дело. Карандашу неутомимого донецкого архитектора Павла Вигдергауза принадлежит большая часть построек прошлого века.

Мы публикуем интервью с Павлом Исааковичем, размещенное шесть лет назад на сайте 
http://media.ukr-info.net .

- После ранения под Веной я был демобилизован и отправлен в Сталино.
Когда я сошел с поезда, то вокзала не увидел - вокруг одни руины, ни одного дерева, земля потрескавшаяся, как в пустыне после сезона дождей. Транспорт не ходил, в город я добирался на военном грузовике и по дороге наблюдал сплошной пустырь. Фактически от вокзала до общежитий Политехнического института города не существовало. Островком высилось здание, в котором немцы расстреляли институт-ских профессоров, - недостроенная библиотека им. Крупской Улицы Университетской не было. Там, где сейчас хлебозавод, была улица, по которой когда-то гнали скот. На месте площади Ленина - индивидуальная застройка, а там, где сейчас сквер, находилась одноэтажная больница.
Я пошел знакомиться с городом и рядом с разрушенным зданием нынешней филармонии увидел человека в военной форме, офицера (фамилию его – Зеньковский – я запомнил), который зарисовывал эти развалины. Я его спросил, для чего он это делает. Он ответил, что здание будут восстанавливать, этим занимается "Облпроект”. 
А я еще в школе хорошо рисовал, занимался во Дворце пионеров и мечтал стать архитектором. Сын нашего классного руководителя учился в Харькове на архитектурном факультете и, зная, что я этим интересуюсь, присылал мне фотографии своих курсовых работ. 
И я сказал Зеньковскому, что тоже хочу восстанавливать город. Он дал мне адрес, и меня приняли в "Облпроект” чертежником, помощником архитектора.
Работали мы тогда днем и ночью, было очень тяжело, но у нас все получалось, и я даже стал хорошо зарабатывать... 
После окончания Харьковского строительного института я получил назначение в Донецк, в отдел гражданского строительства (теперь «Гипрошахт»), но перешел в ту же организацию, где был чертежником (сейчас это "Донбассгражданпроект”), и до сих пор здесь работаю.

- Помните первое задание, которое вам поручили в Донецке?
- Кажется, я делал для какой-то шахты жилой двухэтажный дом. А первые авторские работы – это постройки на Университетской и здание для Министерства угля. Последний проект разрабатывался мною в соавторстве с архитектором Навроцким, он тогда был руководителем группы.

- В вашем списке авторских работ 40 объектов. Можете назвать самые любимые? 
- Каждый следующий проект я люблю больше, чем предыдущий, потому что всегда стараюсь делать так, чтобы они были разными, непохожими друг на друга. Существует такая архитектурная триада: польза, прочность, красота. Пусть «хрущевки» все одинаковые, но 
ведь и новые типовые дома одинаково безликие – кирпичные столбы. В них есть какая-то польза, стопроцентная прочность, а вот красоты нет. И когда делается индивидуальный проект, изначально хочется создать что-то красивое, такое, чего еще не было.
Первый проект, что приходит на ум в этом смысле, это дом с башенками по Университет-ской. Очень интересная работа была с «Бытра-диотехникой» на проспекте Мира - не потому, что это шедевр архитектуры, просто в процессе работы происходило очень много замечательных знакомств. Поскольку телевизоры тогда только появились, я с удовольствием общался с электронщиками, мне были интересны технологии. 
Панно для фасада здания делал скульптор Балдин.
Образцовым и необычным проектом, признанным, кстати, памятником архитектуры, была экспериментальная школа 5. Этот проект разрабатывался под руководством замечательного архитектора Каракиса. Там для каждой возрастной группы были построены автономные секции с отдельными двориками для прогулок и т.д. Но каждый новый директор что-то по-своему пытался переделать, и в итоге проект совершенно изуродовали.

- А почему вы не упоминаете символ Донбасса - памятник на Шахтерской площади?
- Изначально планировалась миниатюрная статуэтка в подарок Хрущеву. Отливали фигурку шахтера на заводе точного машиностроения, сделали одну бронзовую и две чугунных отливки. А утром поступило распоряжение, что ничего делать уже не надо - заказ Хрущева отменен. 
В итоге одна статуэтка оказалась у Дегтярева (он тогда еще возглавлял Совнархоз), а вторая у Шульгина, секретаря горкома. Он и стал инициатором того, чтобы сделать такой памятник. Первоначально постамент был невысоким, и установлен памятник был немного в другом месте. Но потом, когда началась реконструкция площади, решено было увеличить постамент. Я перерисовал эскиз, привез еще гранита, и 
памятник стал таким, каким мы его видим сейчас.

- За что вы любите Донецк?
- За все, о чем я рассказал. Я приехал сюда после окончания института 53 года назад, когда города как такового и не было. За это время он вырос на моих глазах, и я сам приложил к этому руку. Я патриот Донецка, я его люблю. 



Нравится Категория: Рассказы о былом | Просмотров: 606 | Добавил: Liza | Теги: архитектура Донецка, Вигдергауз | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
В те же годы , с 1947, моя мама работала в Облпроекте и хорошо знала Вигдергауза

Имя *:
Email *:
Код *: