Приветствую Вас, Гость
Главная » 2012 » Июль » 5 » Яков Розенфельд
21:15
Яков Розенфельд
Более трех лет назад, 12 апреля 2009 года, перестало биться сердце известного донецкого тренера по тяжелой атлетике ЯКОВА РОМАНОВИЧА РОЗЕНФЕЛЬДА.
Всю жизнь он посвятил любимой тяжелой атлетике и пауэрлифтингу. Его ученики были гордостью отечественного спорта. Яков Романович подготовил трех чемпионов мира, призеров крупнейших международных и национальных соревнований по тяжелой атлетике и пауэрлифтингу. Шесть его учеников стали мастерами спорта международного класса, 58 выполнили норматив мастера спорта СССР и Украины. В 1967 году Якову Романовичу было присвоено звание Заслуженного тренера Украины, а в 1972 - доцента. В 2005 году он был награжден знаком "Відмінник освіти України".  Мы публикуем интервью с Яковом Романовичем , опубликованное в газете "Жизнь" в 2005 году  к 85-летнему юбилею известного тренера.

Знаменитый тренер донецких тяжелоатлетов, которому в этом году исполнится 85 лет, дал интервью корреспонденту «Жизни», рассказав о своем боевом и спортивном пути. 

С каждым годом все меньше остается тех, кто в тяжелые годы лихолетья ковал для нашего народа и всего мирового сообщества победу над фашистской Германией. Одним из тех, кто приближал ее, был и уроженец Юзовки Яков Розенфельд. В 1934 году еще подростком он под руководством знаменитейшего тренера по тяжелой атлетике Донбасса Артема Филина, но уже в Сталино делал свои первые шаги в спорте. Еще до войны во время срочной службы Якову Розенфельду удалось выполнить норматив мастера спорта (в весовой категории 75 кг в трое- борье: жим – 100 кг, рывок - 105 кг, толчок – 130 кг), но документально так и не оформил его - помешала война. В разведке он сражался от звонка до звонка. На фронте ему пригодились навыки, полученные у наставника. Уже в мирное время, демобилизовавшись, Розенфельд вернулся в родной город, и буквально через два дня его выбрали председателем областной федерации. В активе заслуженного тренера Украины, почетного судьи СССР и арбитра международной категории, доцента кафедры физвоспитания Донецкого национального технического университета Якова Розенфельда множество заслуженных наград, полученных как в военное, так и в мирное время. Все они ему дороги. Но обо всем по порядку. 

- Яков Романович, вы помните день 22 июня 1941 года? 

- Конечно. Я служил в артиллерийской части в Гуево, что в семи километрах от Житомира, в военном городке Киевского военного округа. Прошел всю войну в разведке. Отлично помню, как в первый день войны фашисты бомбили наши аэродромы, зацепили немного и нашу часть. Затем мы передислоцировались в Киев, держали оборону в Голосеевском лесу. Там было немало стычек с диверсантами, наводившими панику. Представляете, у них автоматы, а мы с винтовками тогда еще воевали. Бои шли тяжелые, у нас было много раненых и убитых. 

Как-то ночью приехал начальник артиллерии Киевского военного округа маршал Яковлев. Он сказал, что связь отсутствует, и выбираться нужно было как сможем. Я помню, что двинулись в сторону Святошина, и буквально через два дня там погиб весь штаб Киевского военного округа. Но наш командир части успел вывести бойцов, иначе там погибли бы и мы. Затем участвовал в боях под Моздоком, потом на Ленинградский фронт перебросили. Освобождал Варшаву, воевал на Одере, наша часть штурмовала Берлин, артиллерия била по рейхстагу. Начал войну рядовым, закончил ефрейтором в Японии. 

- Вы уроженец Донецка? 

- Да, родился тогда еще в Юзовке 5 декабря 1920 года. Закончил высшую школу тренеров в Харькове, специализация - тяжелая атлетика и борьба. В 1940 году стал тренером первой категории. После учебы переехал в родной город, работал три месяца тренером в ФСО «Спартак», и меня призвали в армию. Демобилизовался в 1946-м, а в 1948 году поступил в Донецкий индустриальный институт (сейчас ДНТУ - прим. авт.). Также заочно закончил Московский финансово-экономический институт. Вот уже 58-й год работаю на кафедре физвоспитания в Донецком национальном техническом университете. 

- Несмотря на возраст, вы продолжаете трудиться. Где черпаете силы? 

- Их мне дает любовь к физкультуре и спорту, тяжелой атлетике. Приятно, что за долгие годы удалось вырастить немало чемпионов СССР и Украины, мира и Европы, выдающихся атлетов. 

- Я заметил, что у вас дома есть велотренажер, штанга. Занимаетесь? 

- Стараюсь, по мере возможности. Все-таки я инвалид войны второй группы (на фронте ранили в голову – первый раз под Ленинградом во время налета авиации, второй – на пути части из Польши в Берлин), и сердечко шалит, астма. Но я кручу велотренажер, делаю усиленную зарядку. Для своих лет, считаю, это неплохо. 

- Сколько у вас наград, не считали? 

- Два ордена и 23 медали: «За мужество», «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За оборону Киева» и другие. Кроме всего прочего, в части я отвечал за спорт (учил бойцов плавать) и художественную самодеятельность (играл на гитаре, фортепиано). Но это не помешало мне принять участие во всех боевых операциях. 

- После войны вы окончательно стали на спортивную стезю? 

- Да. Я начал преподавать в вузе тяжелую атлетику. Моя команда побеждала на городских, областных, республиканских, всесоюзных соревнованиях. Воспитал также и чемпионов мира и Европы. Знаменитых учеников – много. Например, тяжелоатлеты Виктор Ефремов и Анатолий Царенко, Александр Борисов (пауэрлифтинг). Сейчас активными темпами развиваем пауэрлифтинг, недавно на чемпионате Украины спортсмены Донецкого технического университета завоевали 11 медалей разного достоинства

- Если сравнивать интерес к тяжелой атлетике после войны и сейчас… 

- Тогда он был сильнее. Пик донецкой тяжелой атлетики можно отнести к 70-80-м годам, когда наши спортсмены играли ведущие роли на мировых и европейских форумах. Достаточно вспомнить таких звезд, как Станислав Батищев, Виктор Соц, Борис Павлов. Я 35 лет возглавлял сборную области по тяжелой атлетике и был председателем областной федерации, четверть века - членом президиума Федерации Украины. 

- В последнее время спортсмены все чаще принимают запрещенные препараты, особенно в тяжелой атлетике. Среди ваших подопечных случалось такое? 

- С некоторой гордостью могу заявить, что у меня не было таких случаев. В категорической форме (это могут подтвердить мои воспитанники) я всегда выступал и выступаю против употребления допинга. Но слышал, что спортсмены, даже в советское время, принимали анаболики. К сожалению, многих из них уже нет в живых - они уходили из жизни в 45-47 лет. Такая участь постигла рекорд-сменов мира киевлянина Берлизова и харьковчанина Осыпа, многих других. В те времена я как-то разговаривал с моим приятелем профессором Мерзоном, и он сказал мне, что тот, кто принимает запрещенные препараты, сродни самоубийце. Я запрещал атлетам это делать, за что в сборной СССР и Украины меня даже ругали. Можно и без побочных веществ достичь высоких результатов. Когда анаболики принимает молодой атлет, то он еще крепится, а потом с возрастом ни печень, ни поджелудочная железа не выдерживают. Спросите у любого моего воспитанника и убедитесь, что я запрещаю им принимать анаболики. 

- Остались ли у вас боевые товарищи? 

- Их все меньше и меньше. Памятной стала встреча, когда однополчане из Москвы приезжали ко мне в Донецк, но давненько это было, еще в советские времена. Надеюсь, что 9 Мая кого-то все-таки повидаю. 

- Следите за мировой тяжелой атлетикой? 

- Конечно. Нельзя выпадать из процесса. Сейчас вот вызывают в сборную Украины для подготовки и выступления на чемпионате Европы трех моих воспитанников: Аркадия Шолохи, Сергея Романчука и Александра Башкатова. Континентальный форум пройдет в Мариуполе в июне. Уверен, что все ребята завоюют медали, но какого достоинства, посмотрим. 

- Что не удалось в жизни и чего хотелось бы еще достичь? 

- Нельзя достичь всего. Я ни о чем в жизни не жалею, и если бы можно было повторить путь, то выбрал бы такой же. Мне приятно, что несмотря на свои годы я востребован, готовлю атлетов. Вот вскоре должны выполнить нормативы мастеров спорта международного класса еще два наших атлета. Это радует. 

- Спорт для вас – это что? 

- Вся жизнь моя. Я в спорте уже 70 лет! Штангу стал «тягать» в 14 лет под руководством выдающегося специалиста Артема Андреевича Филина в Сталино, в Доме физкультуры на 4-й линии. Мой недавно ушедший из жизни старший брат тоже занимался в свое время у Филина. Я счастлив, что у меня есть дочка (закончила Донецкий национальный университет), внук (ДНТУ, работал на шахте «Донбасс»), внучка (живет в Германии, закончила медуниверситет) и правнучка Настенька. Все дружат с физкультурой, но не настолько, как мне хотелось бы. Внука приходится заставлять делать зарядку. 

- Не жалеете, что свою жизнь связали с Донбассом? 

- Я побывал во многих странах мира, но больше трех-четырех дней не мог нигде находиться, тянуло на родину. Когда приезжал в Донецк, вдыхал воздух, то сердцу становилось приятно. И это несмотря на то, что у нас, прежде всего, промышленный край. Предлагали мне в разное время возглавить сборные команды Израиля и Литвы по тяжелой атлетике, но я не мог бросить свой Донецк, так как влюблен в него. 

- У вас есть любимые места в Донецке? 

- Весь город. Куда ни прихожу - все дорого моему сердцу. Я помню еще, когда трамвай по 1-й линии тянула лошадь. Это было в старой, доброй Юзовке. Мне приятно замечать, как с каждым годом хорошеет Донецк, становится настоящим европейским городом. Дончане и жители всей Украины заслуживают того, чтобы благополучно, обеспеченно, с уверенностью в завтрашнем дне жить в нашей замечательной стране. 


Дмитрий ДОЙНИКОВ 

'ЖИЗНЬ', 31.03.2005, № 46 

Нравится Категория: Знай наших | Просмотров: 2923 | Добавил: Liza | Теги: Тяжелая Атлетика, евреи Донецка, Спорт, Донецкий спорт, Яков Розенфельд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: