Приветствую Вас, Гость
Главная » 2013 » Апрель » 27 » Марк Осипович Рейзен
23:45
Марк Осипович Рейзен

Густой, сочный бас этого артиста я помню еще с детства.

Но только недавно узнала, что Марк Осипович- наш земляк.
Скупые строки энциклопедии утверждают, что он родился 27 июня 1895 года в селе Зайцево Бахмутовского уезда Екатеринославской губернии (теперь в составе г.Горловки Донецкой области Украины).

В 1917—1921 годах учился в Харьковской консерватории.
С 1921 года — солист Харьковского оперного театра, в 1925—1930 годах — Ленинградского театра оперы и балета, в 1930—1954 годах — Большого театра. Рейзен создал совершенные вокально-сценические образы в операх русских композиторов. Рейзен — тонкий интерпретатор камерной музыки. Гастролировал за рубежом.
Народный артист СССР (1937).

Ушёл из жизни 25 ноября 1992 года в Москве. 
 
Из автобиографических записок (http://persones.ru)
"Родился 21 июня (3 июля) 1895 года в селе Зайцево, вблизи железнодорожной станции Никитовка, расположенной на пути к Кавказу. Отец, Осип Матвеевич, ведал погрузкой угля на станции. Детей в семье было пятеро, четверо братьев и сестра. Отдельно, во флигеле жили родители отца, но заботилась о них матушка. Деду к тому времени перевалило за сто лет, но был он ещё шибко энергичен и крепок. В доме музыку любили все. Рояля не было, но были мандолина, балалайка, гитара, гармонь. На этих инструментах играли все дети, и нередко по вечерам из членов семьи составлялся оригинальный мелодический ансамбль...
 
В 1-ю всемирную войну, был зачислен в Финляндский стрелковый полк, за храбрость в бою награжден Георгием IV степени, была 2-я награда и дважды попал в лазарет позже ранения. В отдыхе между боями сдружился на почве музыки с корнетом Емельяновым, тот, что как-то предложил спеть под аккомпанимент полкового духового оркестра. Пел солдатские и народные песни и весьма понравился слушателям. Вместе с Емельяновым пришли к мысли сотворить оркестр народных инструментов, и начальник полка поддержал эту идею. В репертуаре с самого начала были русские и украинские народные песни (Лучинушка, Ноченька, Ермак, Степь да сепь повсеместно, Реве та стогне, Ой, черная хмара...), романсы ("Вечерний звон", "Не пробуждай"...) и, конечно, солдатские песни ("Соловей, соловей, пташечка", "Среди лесов дремучих...). Давно знакомые с детства песни зазвучали по-новому. Но концерты продолжались кратковременно. В июне 1917 года началась военная операция в Восточной Галиции, в первом же бою был несладко ранен и из полевого лазарета отправлен в тыловой лазарет.
 
После госпиталя поступил в Харьковский технологический институт, но по упорному настоянию одного из друзей поступил и в консерваторию, хотя думка о карьере певца вызывала гогот. Первым учителем пения был итальянец Богамелли, но сквозь год он уехал в Италию, приглашая Рейзена с собой... Летом 1928 года получил от некоего импресарио Сальберта сообщение с предложением обозначиться с концертами в Европе и Северной Америке. Подробно были указаны условия предлагаемых гастролей на три года. Петь ежегодно по три месяца: 30, 40 и 40 концертов в каждом сезоне... Разумеется, предложение заинтересовало. Но в это время служба в театре так захватила, что от этого предложения отказался. Через год аналогичное предложение от агентства "Цербазон" было принято." Затем были другие предложения и череда успешных выступлений артиста, а ещё записи на пластинки: Берлин, Париж... Лондон, Монте-Карло..."
 
Выдающиеся достоинства М.О.Рейзена были отмечены ещё при его первых выступлениях в 20-е годы в Харьковской опере и в Ленинградском театре оперы и балета. Уже тогда подчеркивалось, что Рейзен является достойным продолжателем лучших традиций русской вокальной школы и, некогда всего, традиций Ф.И.Шаляпина.
 
В 1930 году Рейзен становится солистом Большого театра, с которым связана вся дальнейшая творческая судьбина артиста.
 
Вспоминая совместную работу с Рейзеном, известная певица Большого театра Н.Д.Шпиллер пишет: "Галерея образов, созданных Рейзеном в течение его артистической жизни, обширна и разнохарактерна. Вот хитромудрый Базилио. Его партия подчинена виртуозному мастерству и часто завершается вокальной "шалостью" в виде блестящего вставного соль в финале "Клеветы". Вот Мефистофель, не предвещающий ничего доброго раскрасавец. В его куплетах артист восхищает разнообразием вокальных красок, воплощение в жизнь серенады насыщено неповторимой красотой тембра, элегантностью фразировки. Монолитный Варяг. Благородный Гремин. Мятущийся, страждущий Борис Годунов. Много вдохновенного труда вложил артист в создание образа Сусанина... Могучий звук Рейзена обладал таким нежным piano, эдакий тонкой филировкой, что более того искушенный вокалист не всю дорогу мог растолковать, в чем же секрет его пения, какими средствами достигает артист такого высокого мастерства. Многие другие роли, характеры раскрыты Рейзеном и донесены до слушателя средствами звучащей мысли. На вершине творчества вдохновенного артиста - Досифей, образ, поднимающий глубочайшие пласты человеческих чувств. По силе художественного воздействия это была самая яркая образ Рейзена. В ней раскрылись все особенности его дарования: сдержанный темперамент, глубокая интерпретация, благородство тембра, высочайшее вокальное мастерство..."
 
Оперный репертуар Рейзена не ограничивался только театральными спектаклями. По радио, на концертной эстраде он напевал арии из опер Верди, Моцарта, Вагнера, Монюшко, создавая сильные образы только средствами вокальной выразительности.
 
Значительным явлением музыкальной культуры было и творчество М.О.Рейзена в области камерного исполнительства. Редкая задушевность, предельная отточенность вокальной декламации, ясное чувство стиля, проникновенность и тонкая психологическая убедительность покоряют в его трактовках камерной вокальной классики. Артист великолепно передает высокую простоту и драматизм вокальных шедевров Глинки, вдохновенную лирику романсов Чайковского, основательный психологизм песен Шуберта и Шумана, яркую характеристичность "вокальных сценок" Даргомыжского и Мусоргского, сдержанный трагизм элегии Бородина "Для берегов отчизны дальной", возвышенную патетику "Пророка" Римского-Корсакова.
 
Народный артист Советского Союза Марк Осипович Рейзен - уникальный образец счастливого сочетания одинаково замечательного певца, музыканта и актера, а ещё длительного творческого долголетия. Уникальны во всех отношениях запись 85-летним Артистом альбома из 2-х грампластинок "Романсы и песни Рахманинова, Мусоргского, Шумана, Шуберта", проведенная в содружестве с пианистом Владимиром Хвостиным, а ещё выступление в партии Гремина в свой 90-летний юбилей на сцене Большого театра.
 
 
Нравится Категория: Знай наших | Просмотров: 1618 | Добавил: Liza | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Юрий  
Благодарен за размещение очерка о ВЕЛИКОМ певце нашего времени !!!Я его слушал именно в "Евгении Онегине" в Больщом театре!!Я всего- то в этом театре был в своей жизни два раза и оба раза мне повезло -Лебединое озеро с Плисцкой и Рейзен!!Наше поколение выросло на этих великих мастерах культуры и воспитывалось в той великой музыке!!Я благодарен судьбе,что мои друзья привлекли моё внимание к музыкальной культуре вообщеИ к оперно-балетной в частности!!Это великий багаж жизни!!!

Имя *:
Email *:
Код *: