Приветствую Вас, Гость
Главная » 2020 » Январь » 30 » Мой старший Брат
22:16
Мой старший Брат

В преддверии 75-летия Великой Победы советского народа
в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов
Посвящается моему старшему Брату
Храбрость – это когда на страх уже не хватает времени
Леонид Сухоруков
Тот, кто не знает своего прошлого, не достоин будущего.


Мою семью война не обошла стороной. В  годы  войны мои близкие – мама с тремя детьми находились в эвакуации. Нашему отцу было 49 и поэтому направили на трудовой фронт, в Зауралье, на лесоповал. Его я увидел только в возрасте 3 лет, по возвращении семьи в город Сталино летом 1944 г. И только мой старший Брат, 1924 года рождения, ушел на фронт добровольцем, приписав себе год уменьшением даты рождения. У нас с ним разница в возрасте почти 17 лет. Великая Отечественная война разделила жизнь людей на “до” и “после” этой трагедии. К великому сожалению, война поменяла весь уклад, нарушила все планы. Мы со старшим Братом родились, можно сказать, в разную эпоху. Он до войны, а я во время, в начале, по дороге в эвакуацию. Вот о нем и хочу рассказать. Частично сведения получены от моей двоюродной сестры Вали, недавно ушедшей из жизни в возрасте 91 года. 
А начну с истории моего первого знакомства с братом Ефимом (Фимуся – в метрике, поэтому дома его звали Муся, Муса, каждый по-своему). Это было в 1944 году, когда моя семья вернулась в освобожденный от фашистов город Сталино. За год до этого  Ефим,  проходя боевой путь на Донецкой земле, на армейском мотоцикле подскочил к нашему двору, но семья была еще в эвакуации.


А познакомился я с Братом так. Мое постоянное место было у ворот нашего двора. Моя любознательность и любопытство с детства не давали мне покоя. Непоседа должен был знать полную обстановку как в своем дворе, так и на улице, где часто проходили колонны военнопленных. К нам во двор зашел незнакомец в Советской армейской форме, в звании – лейтенант, в последствии я узнал, что ему только присвоили это звание вместе с награждением медалью “ ЗА ОТВАГУ”.

 

Ефим с младшим братом


Мое любопытство не знало ни страха, ни скромности, и был задан вопрос: «Дядя, а Вы к кому приехали? ” Это был Ефим, который сразу догадался – кто этот сорванец трехлетний, и ответил: “Я приехал к тебе, братишка, я твой старший брат”. Догадаться ему было не трудно, ведь в нашем дворе я был единственным пацаном такого возраста. С этого времени то был самый желанный наш гость, которого мы с нетерпением ждали, так как он остался служить в армии и после войны. 
Ему было в то время всего-то 20 лет. Для меня мой старший Брат на долгие годы оставался внеземным – “инопланетянином”, прилетающим каждый раз с других, незнакомых мне планет. 

Детские годы Ефима
Мой старший брат Ефим появился на свет 24 июля 1924 года рождения в местечке  Умань в большой дружной семье Горелей. Детство Ефима было счастливым. Наша двоюродная сестра Валя  так описывает эти детские годы: « К тому времени как себя помню, жили мы «просторно» – одну комнату занимала ваша мама с двумя детьми.

 

Ефим с мамой

В двух других моя мама с тремя детьми и бабушка. Отец мой тоже был на заработках в Москве – работал сторожем, я его увидела в 2 года. Младшие сестры и братик твоей мамы были в детском доме. Тогда это было большое счастье: учили, кормили, одевали. Приходили в гости. Жилось  нам весело: вместе играли, опекали младших, гуляли во дворе,  только, когда наступало тепло, так как не было ни одежды, ни обуви, зато я встречала с прогулки Мусю, который был под неусыпным надзором его мамы, и наслаждалась крохами снега, оставшегося на одежде брата. Муся, как водится, тоже был шалуном. Все куда-то норовил всунуть свою голову. Летом как-то обходилось, а вот зимой большую часть времени проводили дома, и случались ЧП. 
 Игрушек не было, и единственной забавой для мальчишек было катать на улице колесо. Это были обручи для кадушек, маленьких бочонков. А брались они из рядом расположенных кузниц. К ним прилагалась твердая проволока, загнутая на конце на ширину обруча. Зимой же обруч перекочевал в дом. Забавляясь, Муся надел его на голову. Самому снять его не удалось. Весь дом был в панике, окунали голову в таз с теплой водой, и вскоре благополучно освободили шалуна от оков. Однажды, играя на бабушкиной кровати, с железными спинками и перекладинами из трубок, он умудрился просунуть голову между ними. В этом случае было сложнее, так как вытащить назад  мешали уши. Пришлось обратиться к соседу, который своими инструментами распилил эти вертикальные перекладины. Все были счастливы. 
Это раннее детство, общее с твоими двумя братьями, одно из самых приятных воспоминаний. Когда мы были окружены заботой, вниманием, любовью самых близких нам людей. Кроме вольготной жизни в этом просторном доме с проходными комнатами, где можно было играть и бегать по всей квартире, эта жизнь была еще и сытной. Кормилицей была наша бабушка, в распоряжении которой находилась кухня с русской печью. Отцы наши были на заработках. Понятие «хорошая жизнь» заключалось в еде. А вот с одеждой были проблемы. Все сохранялось от старших и перешивалось.
Традиционно евреи занимались, в основном, торговлей и ремеслами. С увеличением численности населения в местечках, борьба за источники заработка ужесточалась. Единственной возможностью найти работу и накормить семью было переехать в места, где существовала потребность в ремесленниках и торговцах. Что и было им совершенно, когда Ефиму было 5 лет. 

Сталино
Выбранное место никоим образом нельзя было сопоставить с Уманью, с её цветущей Софиевкой. Это был промышленный город Сталино с его запыленными улочками – от близлежащего завода и расположенных вокруг угольных шахт. Но зато была работа и достаточно скромное свое жилье, по сравнению с огромным домом деда, где наша семья ютилась в одной из комнат этого особняка. Из воспоминаний нашей двоюродной сестры Вали. Она так описывает наш дом в Донецке: «Это еще был город Сталино, когда ваш дом был центром для всех семей. Кроме вашей там жила еще семья тети Фани и дяди Левы. Ежегодно туда, к великому неудовольствию тети Зони, уезжала бабушка. Туда же приезжали её племянницы Сарра, Женя, пока еще не были замужем. Эти поездки в поезде с пересадками были сложны и небезопасны. Угроза воровства преследовала их по всему пути. Особенно это участилось в те годы, когда на Украине был голодомор».
Ограничение в выборе специальности – профессии в местечках города Умань, вынуждало отца работать на мельнице (мукомольная фабрика). Поэтому переехав в Сталино (Донецк), он смог устроиться только рабочим на продовольственный склад. Ефим (Муся) пошел учиться в школу N 1, на нынешнем бульваре Пушкина, где обучение было на украинском языке. В годы учебы в школе, когда он был уже постарше, попадал в неприятные истории из-за девчонок. И однажды дошло до драки, в которой он получил ранение в живот ножом. Это было недалеко от нашего дома, на углу улицы, где стояла колонка воды. Повезло, что не были затронуты внутренние органы.

 

Служба в армии

Ефим рос уверенным в себе и принадлежал к поколению людей, родившихся и выросших при строительстве Советской власти, настоящим советским человеком, пионером, комсомольцем. Окончив школу с отличием, он поступил в Московский энергетический институт, где его застала война, и откуда он пошел добровольцем на фронт. Ему было на то время 17 лет. Началом его боевого пути и была Москва. Учеба в военной школе. 1943 год – наводчик 82 – миллиметрового миномета – кем и получил награду. Он прошел свой боевой путь в составе 84 гвардейского артиллерийского полка 34 гвардейской стрелковой дивизии.
Капитуляция гитлеровской Германии еще не означала окончания Второй Мировой войны. И, начиная с 1944 года, Генштабом были приняты меры по фронтовой операции против Японии. На Дальний Восток были отправлены танковые дивизии, с советскими танками Т – 34-85, в одной из них служил мой Брат Ефим, сохранились фотографии того периода.

 


Капитуляция гитлеровской Германии еще не означала окончания Второй Мировой войны. И, начиная с 1944 года, Генштабом были приняты меры по фронтовой операции против Японии. На Дальний Восток были отправлены танковые дивизии, с советскими танками Т – 34-85, в одной из них служил мой Брат Ефим, сохранились фотографии того периода. В дальнейшем служба на Дальнем Востоке, и в заключение – Карелия, город Лахденпохья. Оттуда мы часто получали посылки с палтусом – рыбой холодного копчения. Эта масляная рыба сама по себе является вкусным элитным продуктом. И пока посылка была в пути, фанерный почтовый ящик с коричневой сургучной печатью, для обеспечения сохранности содержимого и защиты от вскрытия, промокал насквозь от скопившегося жира.


Гражданская жизнь офицера
В жизни каждого офицера, генерала и даже маршала наступает момент, когда либо он сам, либо кто-то ему говорит: все, хватит, пора увольняться, возраст. И тогда перед ним вырастает грандиозный психологический барьер. С одной стороны, он, привыкший жить в лагерях и казармах, общаться только с военными, а с другой - "гражданка" со своими неизвестными законами. И некоторые офицеры стараются не думать о будущем увольнении - будь что будет. Переход к гражданской жизни требует немало сил – от выбора новой работы до пересмотра сложившихся привычек и внутренних установок. Государство в меру возможностей облегчает этот переход, предоставляя бывшим военнослужащим разнообразные льготы. Офицеры, при наличии соответствующей выслуги лет, могли рассчитывать на постоянное жилье, санаторно-курортное обеспечение и военную пенсию.
Заместитель командира полка по воспитательной работе в мирное и военное время отвечает: за воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние, общественно-государственную подготовку личного состава полка. Выполняет работы по обеспечению безопасности военной службы; за действенность работы по правовой и социальной защите военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала; за морально-психологическое обеспечение в полку. Он подчиняется командиру полка и является прямым начальником всего личного состава полка. Этой должности Ефим достиг не сразу, а закончив учебу в нескольких академиях, получив звание майора, а затем и подполковника. Этот опыт работы с подчиненными помог ему и на гражданке, когда, по линии военкомата, ему было предложено место работы на должности заместителя начальника городского народного контроля. А затем директора спортивного комплекса ДПИ (Донецкого Политехнического института).

 

Роман Горель

Нравится Категория: Семейный альбом | Просмотров: 342 | Добавил: Liza | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: