Приветствую Вас, Гость
Главная » 2012 » Ноябрь » 10 » Рождение музыкального Сталино
23:31
Рождение музыкального Сталино

Трудно представить теперь прошлое Донецка. Сейчас Донецк – красивейший город, город зелени, парков, цветов, современных зданий, высокой музыкальной культуры. В городе десятки ВУЗов, филармония, консерватория, Оперный и Драматический театры, множество Дворцов культуры. Чтобы оценить достижения в развитии музыкальной культуры Донецка необходимо заглянуть в прошлое, понять с чего все начиналось. До 1935-го года в городе Сталино не было музыкальных учебных заведений, были только частные педагоги по фортепиано – Лидия Федоровна Гедберг и скрипке – Михаил Исаакович Иоэльс.

В 1934-ом году в г. Сталино приехал выдающийся пианист, профессор Московской, а затем Киевской консерватории Абрам Михайлович Шепелевский с женой пианисткой Екатериной Петровной. Необходимо отметить, что по своим взглядам Шепелевский был близок к народовольцам, разделял также и взгляды Л.Н. Толстого. Он считал, что его место не в столице, что он должен нести знание и культуру в народ, служить людям. Абрам Михайлович обратился в областные организации с предложением открыть в г.Сталино музыкальную школу и училище. После многих поездок в Киев с ходатайством в апреле 1935-го года состоялось торжественное открытие музыкальной школы и музыкального училища. (Сохранился пригласительный билет и программа концерта, которые мы публикуем – Ред.)

За годы своей работы Шепелевский обучил много талантливых пианистов, которые впоследствии стали педагогами детских музыкальных школ. Среди них Валентина Николаевна Заплаткина, Наталья Николаевна Кизименко, Евгения Никитична Сидорова и другие. Многие из выпускников музучилища по классу профессора Шепелевского поступили в различные консерватории бывшего СССР. Среди них   Белла Шухман и Елена Заплаткина окончили Московскую консерваторию. Елена Владимировна Заплаткина сейчас живет и работает в Москве. Белла Львовна Шухман после окончания Московской консерватории по классу профессора Леонида Ройзмана вернулась в Сталино. Работала в музучилище педагогом по классу фортепиано и выступала с концертами в филармонии.

С каким блеском Белла Львовна исполняла концерт Моцарта №23 с оркестром под управлением главного дирижера Соломона Фельдмана. К великому сожалению тяжелая болезнь подорвала её здоровье, и она очень рано ушла из жизни, не успев до конца раскрыть свой талант концертирующей пианистки и одаренного педагога.

Большое восхищение вызывала игра в оперном классе и в классе хорового дирижирования пианистки Лии Ефимовны Друккер. У неё был красивейший звук на рояле и феноменальная техника. Все эти качества приводили в восторг слушателей. Ежегодно Лия Ефимовна давала сольные концерты в музучилище и выступала с оркестром в филармонии. Её исполнение 1-го концерта Ф. Листа для фортепиано с оркестром вызывало восхищение публики.

Еще до войны в г.Сталино было известно имя пианиста Евгения Ильича Гуровича. Он окончил Харьковскую консерваторию, работал в Сталинском областном радиокомитете и филармонии, играл solo в трио и был ведущим концертмейстером: аккомпанировал певцам и инструменталистам. С первых дней войны он ушел на фронт, был майором в артиллерийских войсках. Его большие знания в математике позволяли делать точные расчеты при обстреле вражеских самолетов. У него много боевых наград: два ордена Красной Звезды, медаль «За оборону Ленинграда» и пять медалей за освобождение европейских городов от немецких захватчиков. В конце войны Евгению Гуровичу на фронте прострелили легкое. Он много болел, но это не мешало ему быть главным концертмейстером и солистом Сталинской областной филармонии,   преподавать в музыкальном училище, готовить молодые кадры. Евгений Гурович часто играл концерты Чайковского №1 и Грига с оркестром. Евгений Ильич был очень образованным и эрудированным человеком, музыкантом высокого класса.

Нельзя не вспомнить блестящего пианиста-солиста Наума Марковича Бродского, который окончил Московскую консерваторию у профессоров А. Гольденвейзера и Г. Гинзбурга. После окончания учебы Наум Бродский приехал в Сталино в 1952 году, и проработал 25 лет в музучилище в качестве педагога по классу фортепиано. За годы своей работы он выпустил большое количество пианистов, которые впоследствии поступили в консерватории и стали педагогами средних учебных заведений. Одна из его учениц - профессор Донецкой консерватории им. Прокофьева Татьяна Леонидовна Моргунова. Параллельно Наум Бродский ежегодно давал концерты в филармонии как пианист и органист. На его концертах всегда было очень много публики. Кроме этого он часто выступал с лекциями-концертами. У него была необыкновенная способность экспромтом рассказывать о любом композиторе и тут же исполнять его музыку. Наум Бродский – участник войны. У него есть боевые награды: орден Красной Звезды и медали за освобождение Вены и Праги. В настоящее время живет в Гамбурге, занимается педагогической деятельностью и ежегодно дает сольные концерты.

Необходимо вспомнить и педагога по классу фортепиано музшколы №1 г.Сталино Елену Абрамовну Копелиович. Она была очень талантливым и требовательным педагогом. Ученики её любили и уважали. Среди огромного числа детей, обучавшихся в её классе было два очень одаренных пианиста. Первый – это Павел Гилилов, который с детских лет играл довольно сложные фортепианные концерты с оркестром под управлением Соломона Фельдмана. Впоследствии Павел Гилилов окончил Ленинградскую консерваторию и аспирантуру, стал лауреатом 4-х международных конкурсов пианистов в Польше, Италии, Англии и Франции, а сейчас – профессор, возглавляет фортепианную кафедру Кёльнской музыкальной академии. Много гастролирует. Второй ученик Елены Абрамовны – Михаил Рудь закончил музшколу в 13 лет, музучилище в 17 лет, поступил и закончил Московскую консерваторию по классу фортепиано профессора Якова Флиера. На международном конкурсе пианистов имени Маргариты Лонг во Франции занял первое место. В прошлом году с огромным успехом выступал в Донецке на международном фестивале «Прокофьевская весна». В настоящее время живет в Париже и гастролирует по всему миру.

Особое место в развитии музыкального искусства Донбасса следует отдать Борису Исаевичу Векслеру. С его именем связана музыкально-просветительская жизнь не только нашего города, но и всего Донбасса. В 1944 году Векслер возглавил открывшееся дирижерско-хоровое отделение музыкального училища, а в 1946 назначен его директором. На этом посту он пробыл до 1953 года. Кроме этого он был вторым дирижером симфонического оркестра Сталинской филармонии, который начинал свое второе рождение после войны. Вот что вспоминает одна из его талантливых учениц Тамара Аркадьевна Каганович, ныне педагог Донецкого музыкального училища: «Борис Исаевич был ярким и талантливым педагогом . Любовь к профессии, к своим ученикам была безграничной. В трудные послевоенные годы он часто из личных средств помогал нуждающимся студентам. Творчески помогал самодеятельным композиторам, редактировал песни Дмитрия Кабанова, Виктора Демидова. Ежегодно проводил областные семинары самодеятельных хоров; писал рецензии на оперные премьеры».

Лучшими учениками Бориса Исаевича были: Виктор Вакулович, впоследствии заслуженный деятель искусств Украины; Виктор Сергеев, заслуженный работник культуры УССР; Анатолий Осмаков, заслуженный артист УССР - дирижер симфонического оркестра Днепропетровской филармонии; Валентин Акульшин – заслуженный работник культуры России; Зоя Фомина – профессор института культуры в Москве; Алексей Федоров – лауреат премии имени С.C. Прокофьева, ныне преподаватель Донецкого музучилища. О Борисе Исаевиче Векслере можно говорить бесконечно. Доброта, интеллигентность, элегантность, эрудиция, большая музыкальность – вот что значит имя Бориса Векслера.

 

И.Г. – ветеран труда, старый музыкант

Нравится Категория: Знай наших | Просмотров: 2535 | Добавил: Liza | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
2 Liza  
Елена, спасибо за отклик и внимание к сайту.
К сожалению, имя Михаила Иоэльса незаслуженно забыто.
Я как раз и занимаюсь те, чтобы вспомнить о тех, кто сделал много для нашего города, кто сделал из заштатной Юзовки- культурный и научный центр.
К сожалению, на все не хватает рук и времени. И, как правило, я использую уже опубликованные где-либо материалы.
Если Вы можете написать о Михаиле Исааковиче, приложив имеющиеся у Вас фотографии, я с удовольтвием опубликую Ваш материал.

1 Елена  
"До 1935-го года в городе Сталино не было музыкальных учебных заведений, были только частные педагоги по фортепиано – Лидия Федоровна Гедберг и скрипке – Михаил Исаакович Иоэльс."
Вот так вскользь упомянули человека, я имею ввиду М.И. Иоэльса, который вплоть до своей кончины в 1958 или 1959 году был дирижером Донецкого театра оперы и балета . Я его внучатая племянница, к сожалению, осталось только несколько фото, а о том, что он долгое время был дирижером даже на сайте Донецкого оперного театра нет ни слова. Как же так???

3 Ада  
Здравствуйте, Елена!
С большим волнением просчитала статьи о музыкальном Сталино и о семье Иоэльс.
Я родилась в Донецке. В 6 лет начала учиться игре на скрипке. Моим первым учителем был
М.И. Иоэльс. Я его прекрасно помню. Это был удивительный, добрейшей души человек, замечательный педагог и музыкант. Помню, как он водил меня на спектакли Театра Оперы и Балета, где работал концертмейстером. Также очень хорошо помню его дочерей Лену и Марию. Они часто приходили к нам в гости уже после смерти M.И. Иоэльса.
Я закончила Донецкое музыкальное училище, потом - Рижскую консерваторию. По окончании - работала в Рижском Театре Оперы и Балета (какое совпадение!) Сейчас живу в Нью Йорке.
Была бы очень рада пообщаться с Вами, Елена. 
Всего Вам доброго.
Ада.

Имя *:
Email *:
Код *: