Приветствую Вас, Гость
Главная » 2014 » Август » 17 » Соломон Семенович Фельдман
16:07
Соломон Семенович Фельдман

21 августа исполняется 105 лет со дня рождения дирижера Соломона Семеновича Фельдмана. К сожалению, на сайте Донецкой филармонии в разделе "История" это имя даже не упомянуто. Хотя заслуга этого человека перед Донецком очень велика.  

Он приехал в наш город в послевоенном 1949 году и возродил симфонический оркестр. За 10 лет работы в Сталино  под руководством С.С.Фельдмана были исполнены жемчужины музыкального творчества: все симфонии, концерты и увертюры Бетховена; все симфонии, концерты и опера "Алеко" Рахманинова; все симфонии, концерты и кантата "Москва" Чайковского; цикл концертов, включавших 5 симфоний, оперы "Свадьба Фигаро" и "Дон Жуан", "Реквием" Моцарта; 1-я, 5-я, 6-я, 9-я, 10-я, 11-я симфонии Шостаковича и многие другие произведения современных композиторов…
В творческой личности Фельдмана было, очевидно, нечто притягательное, запоминающееся. Через многие годы на одном из конкурсов имени Чайковского в Москве член пианистического жюри американский пианист Дэниэл Поллак, лауреат самого первого конкурса имени Чайковского в беседе с журналистами с волнением вспомнил первое в своей лауреатской жизни турне по городам Украины в далеком 1958 году, где ему довелось выступать с оркестром под управлением Соломона Фельдмана. Узнав, что маэстро живет в Самаре, где много лет руководит оркестром, Поллак передал ему сердечный привет. А во время следующего конкурса Фельдман специально приезжал в Москву повидаться с Поллаком. Их встреча была на редкость теплой и сердечной. 
Соломон Фельдман покинул наш город в 1959 году по состоянию здоровья.
Пребывая уже в почтенном возрасте, он любил перебирать страницы пережитого. Его память хранила немало ярких событий, дат, имен. Вспоминал он родной Киев: годы учебы в музыкально-театральном институте и аспирантуре консерватории, работу скрипачом в оперном театре, а затем дирижером в Национальном симфоническом оркестре. Жизнь подарила Фельдману роскошь творческого общения с такими выдающимися музыкантами, как Азарий Пазовский и Натан Рахлин, Кубелик и Столярский. Вспоминал он и вехи кочевой жизни артиста: Днепропетровск, Челябинск, Донецк, вновь создаваемые и возрождаемые в послевоенные годы оркестры.
Приведем отрывок из воспоминаний  Соломона Фельдмана о первых шагах в музыке.
"Родился я в 1909 году в городе Новая Ушица Подольской губернии в семье мещанского сословия, в черте так называемой оседлости, где разрешалось проживание евреев. Семья была достаточно зажиточна. Мой прадед по материнской линии 20 с лишним лет прошел военную службу при Николае I и Александре II и заслужил категорию кантониста - категорию иноверцев, прослуживших честно в армии, которым после такой службы власти предоставляли право жить, где угодно и заниматься, чем угодно.
Итак, мой прадед, получив право кантониста, вернулся к себе на родину в Каменец-Подольск. Ему предложили место хозяина земской почты - это была государственная служба. У него было 3 сына и 3 дочери, одна из которых и стала моей бабушкой. Она сумела детям дать хорошее воспитание. Один из ее сыновей, завершив гимназическое образование с золотой медалью, окончил университет в Киеве. Впоследствии он был председателем Ревкома у себя в местечке, начальником санитарного управления в дивизии Котовского.
Бабушка выдала свою дочь - мою мать - за очень достойного человека, который до зрелой молодости (почти 27 - 28 лет) работал доверенным в крупнейших магазинах в Каменец-Подольске, а женившись и собрав достаточно средств. получил возможность открыть новый универсальный магазин в Новой Ушице, сняв изумительное новое здание и обставив его очень привлекательно.
Отец очень любил оперное искусство. В Каменец-Подольск ежегодно приезжала на месяц или два оперная труппа. Отец напевал все арии из популярных опер: "Травиаты", "Риголетто", "Аиды", "Ивана Сусанина" и других. Конечно, при первой же возможности появился в семье граммофон, который и дал первый толчок в моем музыкальном развитии. Тогда мне уже было лет 5. Пластинки были самые разные, вплоть до Шаляпина, цыганских романсов, записей духовых оркестров. Я все это, конечно, не разбирал, но был полностью поглощен трубой граммофона: его звуки меня, буквально, преображали.
Все очень умилялись такой картиной. Но я не успокоился до тех пор, пока не толкнул свою голову в раструб граммофона и ее еле оттуда вытащили. Но зато после этого все музыкальные акции не проходили мимо детских ушей…
Отец, видя, что меня очень тянет к музыке, купил мне скрипочку. Мой первый учитель - Ехил Биншток - имел свой клейзмерский (свадебный) оркестр. В такие оркестры собирались одаренные музыканты. Они играли в антрактах во время спектаклей, на балах у знати. Я храню о нем светлую память: он для меня личность, т.к. беззаветно был предан музыке и заложил во мне главное - любовь к музыке и эту любовь развивал. К сожалению, судьба не даровала ему долгой жизни…
Второй мой учитель - доктор Шатковский, окончивший Московский университет и занимавшийся по скрипке в Московской консерватории. Мы с ним играли большие дуэты.
Большую роль сыграл и педагог по математике Ковальский. Он великолепно играл на нескольких инструментах, создал свой оркестр, в репертуаре которого была классическая и популярная литература. По фортепиано меня обучала Софья Александровна Головецкая: из полурусской, полупольской семьи, она получила хорошее музыкальное образование, владела несколькими языками.
А дирижерская моя деятельность начиналась так. В 14 лет я проявил инициативу и создал при школе струнный оркестр из мандолин, балалаек, гитар и скрипок. Мы даже разъезжали по местечкам с концертами, бесплатными, конечно. Это увлекало и - развивало…
Мне хотелось посвятить себя музыке, и меня направили в Винницкое музыкальное училище. Потом я перевелся в Киевское музыкальное училище, которое успешно закончил и поступил в институт, затем преобразованный в консерваторию, по классу скрипки и дирижирования: моя влюбленность в мир симфонической музыки росла не по дням, а по часам, поскольку в училище я открыл для себя бездонный океан музыки - симфонии Бетховена, Шуберта, Чайковского… И поглощалась эта музыка днями и ночами".
Умер Соломон Фельдман умер в 2003 году.
Подлинное отчество Соломона Семеновича  было  Симхович. "Я понимаю, все так привыкли, - и все же... Отец мой Симха, а по-еврейски "симха" означает "радость". Значит, я сын радости! Пусть это все узнают!"

 

Нравится Категория: Знай наших | Просмотров: 556 | Добавил: Liza | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: