СТРОИТЕЛЬ МОСТОВ - 30 Марта 2014 - Юзовка-Сталино-Донецк: страницы еврейской истории
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2014 » Март » 30 » СТРОИТЕЛЬ МОСТОВ
20:30
СТРОИТЕЛЬ МОСТОВ

Несколько дней назад я получила от редактора газеты "Наша жизнь" Якова Вирина материалы, опубликованные ранее в этой газете. Статьи написаны нашим земляком, известным краеведом и журналистом Михаилом Савельевичем Альтером. Я думаю, читателям сайта интересно будет ознакомиться с этими материалами. Время от времени статьи будут размещаться  на этом сайте. 

Передо мной стал вопрос: какой из материалов опубликовать первым.
Иосиф Зарецкий  родился в 1914 году, т.е. 100 лет назад. Именно поэтому сегодня мы предлагаем вашему вниманию  статью о нем. К сожалению, у меня нет фотографии этого человека. Может быть, кто-то поделится его снимком?

Когда поезд, идущий из Украины или России в Молдавию, скоро врывается на мостовой переход через Днестр, и вагоны с грохотом мчатся по пролетам этой металлической громадины, соединившей речные берега, пассажирам не приходит в голову задуматься над тем, кто сработал эти стальные конструкции, кто вложил в них прочность и долговечность. И только технический архив управления дороги знает имена тех, кто спроектировал и возвел это искусное сооружение на рельсовой магистрали. Удалось это выяснить и нам. Мост соорудил батальон железнодорожных войск Красной Армии, которым командовал главный инженер, а потом и начальник – наш земляк Иосиф Зарецкий.

Вскоре после завершения стратегической наступательной операции “Освобождение Донбасса”, на исходе того же 1943-го года перед вторжением завьюженного ненастья мне, офицеру-журналисту, сотруднику фронтовой газеты желдорвойск “Вперед к победе” пришлось проходить краткосрочную стажировку в газете “Комсомольская правда”. Мне поручили подготовить целевую тематическую страницу, материалы которой рассказывали бы о наступательных действиях желдорвойск. Страница рассказывала о путейцах-мостовиках, обеспечивавших доставку в наступающие фронтовые части военно-снабженческих грузов. Страница была принята. Но потребовалось ее увенчать общим заголовком – у газетчиков “шапкой”. Моя “шапка” прочитывалась так: “Победе нужны дороги. Дорогам нужны мосты”. Страница была опубликована и на редакционной летучке получила высокую оценку.

Этот эпизод моей фронтовой журналистской биографии мне вспомнился, когда провожали в последний путь командира мостового батальона майора Иосифа Зарецкого, прошедшего всю Великую Отечественную в рядах мостобатовцев.

Он родился в 1914 году в Мариуполе, а завершил свой земной круг в сентябре 1986-го года в Донецке. Между этими датами была большая жизнь, оставившая зримый след на рельсовых путях Отечества.

1920 год. В Мариуполь, голодный от недородов, вызванных засухой, доходит весть о том, что в Полтаве, тоже голодающей, американская благотворительная организация организует для еврейских детей-сирот воспитательный дом. Туда и отправляется мальчуган Еся Зарецкий. В Полтаве малыши обрели дом, на многие годы ставший им родным. Сто мальчиков и девочек на средства благотворителей были одеты, обуты, их содержали в чистоте, учили грамоте по школьным программам и сытно, по тем трудным временам, кормили. Дом этот возглавляла украинка Вера Михайловна Бурт, которая, как и ее сотрудницы, была матерью для обездоленных еврейских детей.

После семилетки Иосиф поступил в Полтавский железнодорожный техникум. И, получив диплом, зашагал по шпалам – ступенькам, уготованным полученной профессией железнодорожника. Сначала работал путевым рабочим по ремонту, слесарил. Был бригадиром. Затем набравшегося производственного опыта юношу призвали на срочную службу в железнодорожные войска Красной Армии. Военное специальное обучение и практические работы на различных стройках, к которым привлекались эти войска, прибавили младшему командиру, а потом и взводному Зарецкому опыта, знаний, умения командовать подчиненными.

После окончания срочной службы Иосифа направили учиться в военно-транспортную академию им. Л.М. Кагановича, находившуюся в Ленинграде. Досрочно, без диплома, молодого офицера в 1942 году, как и весь третий курс, выпустили в действующую армию – шла Великая Отечественная война.

Командир взвода, а потом и роты Иосиф Зарецкий стал мостовиком. Перелом в ходе войны, когда на смену горьким отступлениям ее первого года удалось остановить вражеские полчища, а затем перейти к наступательным действиям, застали Зарецкого на Кавказе. Оттуда он со своей ротой, восстанавливая мостовые переходы через реки и речушки Ростовщины, добрался к границам Донетчины.

Потом Командование направило батальон на украинские фронты – Третий и Первый. Наводили понтонные переправы, плашкоутные переходы через реки, обеспечивая следование фронтовых грузов вслед за наступающими частями Красной Армии. В 1944 году гитлеровцы были изгнаны из Молдавии. Батальон Иосифа Зарецкого капитально восстанавливал взорванный мост через Днестр, имевший железнодорожную и пешеходную части. Потом пришлось трудиться на мостовом переходе через Прут.

После разгрома гитлеровской Германии Иосиф Зарецкий получил новое боевое задание – передислоцироваться на Дальний Восток.

Батальон с его средствами механизации работ: самоходными кранами, тяговыми лебедками, тракторами, бульдозерами, запасом шпальнорельсовых материалов едва смог разместиться в специальном эшелоне, сформированном из платформ и крытых вагонов для личного состава. Многодневный путь с запада на восток через всю страну Иосиф Зарецкий использовал для обучения подчиненных устройству гатей, бревенчатых настилов на затопляемых местах, наведению плашкоутных переправ из местных материалов. Все это оказалось очень не лишним. Прогнозы дальневосточных метеослужб, обещавших затяжные ливневые дожди, оправдались. Но мостовики Зарецкого к этому времени были готовы. Километр за километром они через таежные чащобы везли грузы, обеспечивали боевым фронтовым частям Красной Армии подавление японо-маньчжурских оккупантов. Заветной мечтой Иосифа Зарецкого было выйти к портартурским берегам. Его память хранила сведения, что там воевал его дед. Но до Порт-Артура его мостовики не дошли. Скоротечная война на востоке завершилась в сжатые сроки. А с нею завершилась и Вторая Мировая война. Мостовики вернулись к месту постоянной дислокации на стыке Молдавии и Белоруссии. А их командир продолжил прерванную учебу в транспортной академии. Ее он закончил с отличием, получил звание майора. Последующие 10 лет продолжал службу в штабах войсковых формирований желдорвойск. Потом, когда началось сокращение вооруженных сил страны, по выслуге лет вышел в отставку. Решил податься на родину, в Донецк. Донбассканалстрой создавал водную магистраль от Харьковского придонцовья до областного центра Донбасса. Там недавнему воину-мостовику нашлась работа по специальности.

Вскоре после выхода в отставку И.М. Зарецкий разыскал в Полтаве свою вторую маму Веру Михайловну Бурт, с нею переписывался, оказывал ей знаки внимания. Когда же ее не стало, он и другие бывшие детдомовцы поставили на ее могиле памятник.

Неизвлеченные осколки, полученные при ранении, а такое было с Иосифом Михайловичем – давали о себе знать. Он терпеливо переносил приступы. Но 26 сентября 1986 года такой приступ оказался смертельным.

Вот такая жизненная канва героя этого очерка. Мосты через реки заднепровской Молдавии, участие в создании рукотворной реки от Донца до Донецка – разве это не памятники, сработанные самим Иосифом Зарецким при жизни? Его нет, а они служат людям. Сегодня, завтра и еще многие десятилетия в наступающем третьем тысячелетии.

М.С.Альтер

Нравится Категория: Знай наших | Просмотров: 285 | Добавил: Liza | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: