Приветствую Вас, Гость
Главная » 2012 » Июнь » 3 » Братья Беринские
15:19
Братья Беринские
Публикуется впервые
Совершенно случайно на сайте «Мы здесь» я прочитала  о наших земляках, талантливых братья Беринских.
Один из них, Сергей,  был композитором, рано умер.  Другой, Лев, занимается переводами, пишет прозу. Он проживает сейчас в Израиле (Акко).
Оба брата были щедро одарены талантами: и музыкальностью, и способностью к языкам.
Ниже предлагаю Вам небольшой рассказ обратьях Беринских и несколько выдержек из произведений Льва Беринского.
Лев  и Сергей Беринские родились в бессарабском местечке Каушаны (теперь райцентр Каушанского района Молдовы) в семье закройщика. Старший, Лев, родился незадолго до  войны, 06.04.1939 г.  В  начале войны семья эвакуируется  в Таджикистан, а затем переезжает на   Урал,  в город Златоуст. После окончания войны Беринские возвращаются в Молдавию, в Новые Каушаны. Вскоре, 14.04.1946 г,  в этом городе родился младший брат, Сергей. Позже семья  перебралась в кишинёвский район Табакерия. 
Лев вспоминает: «В кишиневском пригороде Мунчешты, нанят тамошней начальной молдавской школой, я на моей четвертушке отработал новогодний утренник и получил первый свой — заметим, творческий — гонорар, а год наступал 1951-й. А уж в начале марта 53-го, вот именно по вечной подлянке, пятого, часов в 11 ночи, отец принес полный, на 120 басов немецкий аккордеон, но опробовать его не дал: соседи спят. А назавтра с утра — вот-те на: Сталин умер. А после траурóв оказалось — клавиатура нормальная, а слева вся механика западает… Но сколько ж потом долгих лет гармонь та с лихвой у меня отподёнила!»


В семье Беринских культивировался интерес к литературе, звучала разноязычная народная музыка - еврейская, румынская, молдавская, украинская. Дети впитывали в себя  интерес к музыке и к литературе. Еще школьником  Лев дебютировал стихотворением на русском языке в кишинёвской газете «Юный Ленинец» в 1952-м (или 1953-м) году. Его музыкальность тоже проявилась рано: «…уже лет в одиннадцать лабал я «Аннушку» и два «колена» «Дунайских волн» на четвертушечном аккордеончике — первым во всей оглушающей этой мишпухе скрипачей (сыны дяди Янкеля), классических гитаристов (от дяди Лейбла), флейтистов и снова скрипачей и виолончелистов у брата с сестрицей, пианистов и музтеоретиков (моих уже, собственноручных). Я вообще был первым из них: сам по себе отдельное поколение, рожденный еще «при румынах». 
Неудивительно, что после переезда в Сталино Лев поступает  в Сталинский техникум подготовки культпросветработников . В 1957 году после окончания техникума  Лев Беринский начал работать аккордеонистом и учителем музыки. 
«Сколь красив, с золотистой на клавишах пересыпью, каким звонным втóром отзывался мой «Meisterspiel», когда я, отдав мелодию скрипочке братца, брал всамделишно -«жастовый» секундаккорд, а левой вальяжно прогуливался, как по Бродвею, вдоль C-dur: до-ми-соль-ля-си-бемоль — и обратночки. 

Но нет, не Бродвей — а покосившийся забор нашей съемной двухкомнатки на пятерых по адресу Чкалова 22, поселок Гладковка, Сталино, запечатлен летним днем 55-го года на фотке со слушателями: Шуркой Середой в кепаре и случившимся на улице меломаном, а звучит, судя по их приблатненным, но под стиляг позам и нездешней моей отрешенности, ”Saint-Louis-Blues” — а ты, мой читатель, той импровизации не слыхавший, понапрасну по сей день всю жизнь свою прожил. Этой забавой-бездельщиной я позже зарабатывал себе на хлеб и букеты, и пока мой Сеньчик у Полубоярова музсемилетку в промежутке между двумя городами (09.11.1961 Сталино был переименован в Донецк., Прим.Льва Беринского ) на ул. Артема заканчивал, я в далекой уже Чимишлии конкурировал, жизнь потерять рискуя, с цыганским на все руки оркестриком».
В 1960-61 годах Лев Беринский жил и работал в Молдавии, затем вновь вернулся в Донецк. Он сразу присоединился к группе донецких русских поэтов, был близко знаком с украинским поэтом Василем Стусом, публиковался в газете «Комсомолец Донбасса».
В 1963-68 годах Л. Беринский   учился на факультете иностранных языков Смоленского Педагогического института  по специальности немецкий язык и литература, и, параллельно (1965-70),  занимался на отделении поэтического перевода в Литературном институте им. Горького. После окончания пединститута  в 1970—1974 годах преподавал немецкий язык в московском профтехучилище.В 1981 году дебютировал стихами на идише в московском журнале «Советиш Геймланд» (Советская Родина) и стал его постоянным автором. В 1981-83 годах учился в первой группе еврейского языка и литературы на Высших Литературных курсах СП СССР при Литературном институте им. Горького одновременно с литераторами Борисом Сандлером, Мойше Пенсом, Велвлом Черниным (p. 1958), Александром Бродским. Лев Беринский вёл литературную часть в московском издании «ВЕСК» (Вестник Еврейской Советской Культуры) и постоянную колонку в кишинёвской газете «Ундзэр Кол» (Наш голос, под псевдонимом И. Дитев).
В  1991 году Лев репатриировался в Израиль, где поселяется в городе Акко.  Он является одним из учредителей литературного журнала «Найе Вэйгн» (Новые пути, выходил с1992 по 2003 год), председателем израильского союза писателей и журналистов, пишущих на идише (1998—2001), член ПЕН-клуба. Л.Беринский   Лауреат премий Сары Горби (1993), Давида Гофштейна (1997), Ицика Мангера(1997) — высшей литературной премии за творчество на идише.

Сергей Беринский окончил музыкальную школу и училище по классу скрипки. Старший брат в своих воспоминаниях  пишет о Сергее (по-домашнему Сене): «С пяти лет — скрипачёнок. Потом музыкальная, где такие ж еврейчики, школа.
В училище — у самого Эдельштейна. Эдельштейн — мэтр. Как четвертый палец освободить, беря Flageolet, — не каждому балбесу втолкуешь, да и самому знать надо. 
Потому Эдельштейн больше к чувствам взывает. Ну, представь себе, Сенчик, что вот ты влюбился. В девушку. В Эллу, допустим. Красавица. Хотя для тебя лучше в струнницу, для жизни. И вот ты будешь мечтать объясниться ей. Как ты ей это выскажешь? А ну. Нет, на скрипке! на скрипке!.. »

 В 1970 году Сергей поступил в Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, в класс композиции А.Г.Чугаева. Чугаев оказал глубокое влияние на формирование его музыкантской и человеческой личности. Благодарную память об учителе Сергей Беринский сохранил на всю свою жизнь.
После окончания института Сергей остается жить в Москве, все активнее заявляя о себе как композитор. В то же время его кипучая  натура ищет новых форм реализации. Сергей организовал музыкальный клуб, который призван был стать, по его собственным словам, "испытательным полигоном для музыки всех направлений"; он руководил семинаром молодых композиторов в Доме творчества "Иваново", вел постоянную рубрику бесед с коллегами в журнале "Музыкальная академия".  
Надо сказать, что это происходило в тяжелые  пост-перестроечные годы, "в минуты роковые" жизни страны, когда многие из коллег Сергея покинули Россию, переместившись на благополучный Запад. И при этом - непрекращающийся, на пределе самоотдачи, собственный композиторский труд...
Композиторские замыслы Беринского нередко возникали в живом контакте с музыкантами-исполнителями. Ряд сочинений, включая "Двойной портрет", он посвятил своим дочерям, исполнительницам на скрипке и на флейте. Среди известных музыкантов, интерпретировавших (а порой и инспирировавших) его опусы, - скрипачка И.Бочкова, певицы Л.Мкртчян и И.Куинджи, виолончелисты Н.Шаховская и В.Тонха, кларнетисты Л.Михайлов и Е.Петров, баянист Ф.Липс... Последнее имя заслуживает упоминания еще и по той причине, что, ориентируясь на возможности этого музыканта, композитор использовал баян в совершенно новой трактовке, далекой от дежурного амплуа "народного инструмента"; баян для него - и источник новых звуковых красок, и метафора человеческого дыхания, сюрреалистически усиленный образ страдающей человеческой души.
Творческое наследие Сергея Беринского столь же объемно, сколь многожанрово. Среди написанного им - пять симфоний (Пятая осталась незавершенной), концерты для разных составов с солистами, камерно-инструментальные и камерно-вокальные циклы, произведения для хора, музыка к театральным постановкам и кинофильмам.
Сергей плодотворно работал в кино. Его перу  принадлежит музыка к  фильмам «Вот такие чудеса», «Воробей на льду», «Сокровища Эрмитажа», «Бля» (известен также под названием «Санитарная зона»), «Дамский портной» и др. Занимался музыкальной журналистикой, увлечённо преподавал, среди его учеников — М. Шмотова, Б. Филановский и др. 
В 1987 организовал в Москве музыкальный клуб, продолжающий действовать до нынешнего дня. В то время политика клуба Сергея Беринского отличалась от официальной политики Союза композиторов: прежде всего, звучала музыка тех авторов, творчество которых замалчивалось, исполнители играли их сочинения бесплатно. Это была своего рода "альтернатива" официозу, тогда вообще был силен дух противостояния. 
Умер Сергей Самуилович Беринский 12 марта 1998 года в Москве. Его памяти посвящена повесть Анатолия Гаврилова «Берлинская флейта» (2002).
Нравится Категория: Знай наших | Просмотров: 1031 | Добавил: Liza | Теги: Сергей Беринский, донецк, Сталино, Лев Беринский, Елизавета Гиллер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: