Приветствую Вас, Гость
Главная » 2013 » Январь » 28 » Возрождение еврейской общины на рубеже 90-х
22:00
Возрождение еврейской общины на рубеже 90-х

Публикуется впервые
Публикация  на нашем сайте перевода избранных глав книги Михаила Шашара "Израильтянин в Донецке" пробудила целую бурю воспоминаний у очевидцев того времени...

Но многие их рассказы противоречат друг другу. Иногда в мелочах, иногда  в крупных деталях. К сожалению, я сама далека была от процессов возрождения еврейства в Донецке и не могу быть третейским судьей. Но из многих деталей попробую воспроизвести цельную картину, основываясь на воспоминаниях Марка Гутмана и Юрия Бейлина, книги Григория Цыгуткина "Возрожденная из пепла", материалах интернета. Я надеюсь, что найдутся и другие свидетели тех событий, которые смогут добавить новые детали к картине преобразований тех лет.

Итак, конец 80-х годов.

Долгое время все попытки соблюдать еврейскую религию, обычаи и любые другие проявления еврейской жизни  и национального самосознания всячески подавлялись.

Достаточно сказать, что за обучение ивриту могли посадить, и надолго.

За более чем 70 лет Советской власти, старое поколение ушло. Большой урон нанесла война: старики, не желая покинуть насиженных мест и храня воспоминания «о культурных немцах» остались  и погибли в Сталино, более молодые погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Послевоенная молодежь, в большинстве своем, мало что знала о еврейских обычаях и праздниках. Идиш, как правило, в семьях использовался для того, чтобы детвора не поняла, о чем идет речь.

Перестройка открыла возможность возрождения религиозной и культурной еврейской жизни в стране вообще, и в нашем городе в частности.

Известна точная дата рождения общества «Алеф». На сайте общины утверждается, что «Донецкий еврейский культурно-просветительский центр «Алеф» был основан 4 июля 1989 года.  Во главе  общества стала Мария (Малка) Будиловская». И в другом месте говорится: «Мария Абрамовна Будиловская - первый председатель культурно-просветительского общества «Алеф» в Донецке. Мария Абрамовна, много лет проработавшая преподавателем и завучем в школе, стояла у истоков возрождения еврейской жизни нашего города, в годы перестройки она проявила недюжинные организаторские способности и энергию, чтобы привлечь к работе общества «Алеф» уважаемых и интересных людей, ученых, артистов, общественных деятелей».

А вот в книге Г.Цыгуткина говорится: «…В Донецке уже был создан культурно-просветительский центр «Алеф», во главе с Давидом Полонским».

С ним согласен Марк Гутман:

«Инициатором, организатором и создателем общества «Алеф» был Полонский Давид Ефимович. Он обладал организаторскими способностями, так как  в Свердловске руководил в прошлом крупным строительным трестом. И, как он говорил мне, у него начинал свою трудовую деятельность мастером Б.Ельцин. В Донецке он был уже на пенсии и  собрал инициативных евреев, тех, кто в то время начинал заниматься кооперативной деятельностью. Я был тоже председателем кооператива «Эксперимент» при областном троллейбусно-трамвайном управлении. Кто меня пригласил к нему на встречу,  не помню. Так как я был кандидатом технических наук,  он предложил мне быть его заместителем по науке.

В правление общества «Алеф»  входил  бывший управляющий строительно-проходческого управления Ефим Маргулис. Он руководил работами по ликвидации аварии в Чернобыле. Это он с проходчиками своими сидел там под землей,  они бетонировали, чтобы радиация не попала в воду. Был известный человек в городе. Когда Д.Полонский уехал в Израиль, руководителем общества «Алеф» избрали Будиловскую Марию Абрамовну. При ней было выпущено несколько номеров газеты «Алеф».

В обществе «Алеф» была создана и молодежная группа. Однажды они в количестве около 30 человек сели в трамвай и в окна выставили флажки Израиля и проехали несколько остановок, и их никто не тронул. 

Будиловская, я, Альтман и Яблоновский ездили в Москву на Всемирный конгресс хабадного движения, и там мы встречались с представителем Любавического Ребе с просьбой выделения денег на восстановление синагоги. В то время они пообещали, но не дали, а дали потом через несколько лет, когда я уже был в Израиле».

Есть разногласия, но общее одно: руководители и организаторы общества «Алеф» были увлеченными и уверенными в своей правоте, отличными организаторами, сумевшими сплотить вокруг себя интересных людей, им удалось создать небывалое за многие годы после революции: еврейское национально-культурное общество.

 

Продолжает Юрий Бейлин: «В начале пути общества «Алеф» мы добились того, что бы Дом политпросвещения стал ОБЩИМ домом для ВСЕХ мировоззрений и политических взглядов!! Представьте себе, где бы мы разместили от 150 да 250 человек, приходивших на Общие собрания евреев Донецка!! Это был, своего рода,  ответ правящей элите (которая сломалась ,в конце концов),что МЫ СВОБОДНЫЕ ЛЮДИ И БУДЕМ ГОВОРИТЬ ТО СЧИТАЕМ НУЖНЫМ ДЛЯ НАШЕГО НАРОДА!!!! Мы столько натерпелись за время аренды помещений в Доме политпросвещения от выходок коммунистических отморозков!!! Ну, а потом была школа №14, а совещания Совета Общества проводилось в Доме Дружбы Народов - где проводили также совещания Общества НЕМЦЕВ И ГРЕКОВ (в разное время,конечно)!!!

В те годы в Донецк из Израиля приезжало много людей!! И даже были отставные генералы Армии Израиля! Мы их принимали в Доме политпросвещения, в котором собрался ПОЛНЫЙ ЗАЛ заседаний!! Это было великое событие!!  К сожалению, не сохранилось фото, где мы с ними в президиуме собрания на сцене!!

Организовала эту встречу Малка Будиловская после встречи с премьер-министром Израиля Шамиром в Израиле!!! Это, одно из важных событий, тоже как-то не освещается в печати нынешнего Донецкого еврейского Общества!!  А ведь та встреча решила многие задачи развития еврейской жизни того времени в Донецке, да и не только!!!».

 

Марк Гутман добавляет: «Обществом «Алеф» в Донецке проводились различные семинары, приезжали преподаватели языка иврит и проводили занятия в здании Донецкого Университета. Так, из кибуца Ган Шмуель возле Хадеры приезжала Мирьям,  из Кфар-Сабы   Яков, который проводил консультации для желающих репатриироваться. Я находил им жилье и транспорт для подвозки на занятия и домой и т.д. Многое стерлось из памяти, а эти случаи запомнились».

 

Различаются взгляды и на процесс возвращения синагоги.

Г. Цыгуткин: «На одном из заседаний «Алефа» была создана оргкомиссия, которая вплотную должна была заняться возвращением нашего старого здания синагоги. Во главе этой комиссии стал Иоффе Александр Борисович, человек лишенный «дипломатических» навыков в переговорах с чиновниками отдела культуры облисполкома. Словом, первый визит провалился, их просто выставили за дверь. На повторное посещение решили включить меня. До этих событий я уже побывал в Донецком госархиве и девушка, работник архива, нашла небольшой сверток, касающийся нашей синагоги. И с этими «железными» документами мы заявились в облисполком.

Представьте лицо чиновника, когда он прочитал постановление, и я ему еще вручил указ президента «о возвращении культовых зданий религиозным конфессиям». Кроме прочего, мы ему тактично напомнили, что специально для проведения нашего Нового Года приехала иностранная делегация».

Марк Гутман:

«Мы ходили в обком партии, чтобы нам вернули здание Донецкой синагоги. Мы понимали, что просто под синагогу трудно будет отвоевать старое здание. Поэтому, когда шли в обком, то предлагали создать культурно-просветительский центр, в структуре которого была бы и синагога….

…И вот когда Д.Полонский предложил пойти в обком и потребовать чтобы нам отдали бывшее здание синагоги, в котором в то время был склад театра кукол, то многие побоялись идти туда. Пошли Д.Полонский, я и еще один член правления, не помню его фамилию. И мы добились, ссылаясь на постановление о возвращении культурных ценностей того, что нам третий секретарь обкома пообещал вернуть это здание для культурного общества «Алеф» и синагоги. Сейчас я точно уже не помню, как передавались ключи, но решение для исполкома от обкома принесли мы».

 

Шашар: «После этого мы все,  члены совета и я, вместе отправились на встречу с представителями мэрии и театра кукол обсудить возвращение синагоги евреям города».

 

Я думаю, что «походов» в мэрию было несколько. Вполне возможно, зная национальный пиетет к иностранцам, что самым результативным был поход вместе с Михаэлем Шашаром.

 

Но все сходятся, что здание было заброшено, захламлено и запущено.

Шашар: «Главный зал, в котором сложены декорации, закрыт. Мы осматриваем боковые помещения, из которых тянет отвратительным запахом. Между стенами этих комнат гуляет холодный сквозняк».

Явно видно, что годами рука человека с веником не  дотрагивалась полов этих комнат. В них раскиданы доски, железки, гвозди и, в основном, тряпки. Впечатление весьма угрюмое, сразу стало ясно, что потребуется огромная сумма денег для восстановления и ремонта синагоги, достойной молитв».

Юрий Бейлин: 

«Когда «Алеф» всё-таки добился освобождения здания синагоги, из здания пришлось вынести из здания такое количество всякого мусора, что я и сейчас с содроганием вспоминаю это!! И хрупкая маленькая Малка была в первом ряду!!!! Вот так мы и работали!!

Я всё ждал: ну КОГДА ЖЕ ПРИЙДУТ НАСТОЯЩИЕ ВЕРУЮЩИЕ!!! И пришли, слава богу!! Перед моим отъездом мы договорились с Ройтером, что он поможет синагоге перестроить её. И надо отдать ему должное!!! ОН МНОГО СДЕЛАЛ ДЛЯ ПЕРЕУСТРОСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ!!!»

 

Цыгуткин:

«Мы бросили клич: кто может, пусть приходит с ведром, тряпкой, шваброй, мы очистим синагогу от хлама и второй седер проведем уже в своем Доме! Разожгли костер и сожгли всю рухлядь, накопившуюся в здании за многие годы. Итак, старое здание синагоги в наших руках!..

Остались целыми, не отштукатуренными, четыре стены, остальное подлежит реконструкции и капитальному ремонту. Нет освещения, воды, туалетов, отопления; замене подлежат часть окон и дверей, в большом ремонте нуждаются и полы, а электрические щиты в таком состоянии, что могут вспыхнуть в любой момент. В таком состоянии находилось в то время здание синагоги».

 

Продолжает Бейлин: «В самом начале работ по переустройству синагоги и восстановления здания для хоть какой-то возможности проводить там религиозные мероприятия ОГРОМНАЯ заслуга принадлежит, конечно Цыгуткину!!!Это он организовал такую работу, что в скором времени уже можно было хотя бы проводить работу в нормальных условиях! Но ИСТИННОЕ восстановление и обустройство синагоги проводилось уже тогда, когда и я, и Цыгуткин, жили в США!!! И вот тут-то надо вспомнить г-на Ройтера-младшего: на его плечи легло то бремя восстановления, при котором синагога, практически, приняла нынешний вид!!!»

Продолжение следует...

Елизавета Гиллер

Нравится Категория: История еврейской общины | Просмотров: 1314 | Добавил: Liza | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: