19:27 Михаэль Шашар. "Израильтянин в Донецке". Часть 1 | |
Публикуется впервые Мы начинаем публикацию глав книги М.Шашара "Израильтянин в Донецке" о его визите в Донецк в 1990 году. Время было драматическое, переломное. Мы уже публиковали воспоминания об этом периоде. Предлагаем дончанам дополнить эти материалы своими замечаниями и дополнениями: об обществах "Алеф" и "Тхия", о газете "Алеф" и многом-многом другом... На фото: Во время встречи с еврейской общественностью Донецка. Почётный президиум, пятый справа Михаэль Шашар. Осень 1990 года
"Скажу только, что когда после 120 лет своей жизни я предстану на пороге небесных врат, то на вопрос о своих добрых делах отвечу сразу: я распахнул ворота синагоги в Донецке". Михаэль Шашар (Шерешевский). Начало. "Ты едешь в Донецк!" – так сказал мне по телефону Арье Кроль, ответственный за кампанию "Грозные дни"*. Признаюсь, что до того момента не слышал названия этого города, который является третьим по населению на Украине (после Киева и Харькова). Проживает в нём более миллиона жителей, из них примерно 20.000 евреев. Намного позже мне стало известно, что Анатолий (Натан) Щаранский родом из Донецка. Донецк, "город угля и металла", расположен на востоке Украины. Но не деньги и не уголь привлекали меня к этому месту. Ехал я в Донецк со своей супругой Эстер, чтобы отпраздновать там месяц еврейских праздников -- тишрей – вместе с моими братьями, сыновьями моего народа. Много евреев в прошлом осело в этом районе. По распоряжению царских властей определённые территории царской России были разрешены для постоянного проживания евреев. Во время царствования Екатерины и Николая Первого были даже созданы десятки еврейских колоний, просуществовавших вплоть до второй мировой войны. Не менее 70 тысяч евреев, жителей города и прилегающих районов, были убиты нацистами. Многие из них живьём сброшены в шурфы угольных шахт. Но и после войны наступили нелёгкие времена для евреев. Их участью стали преследования и мучения в духовной жизни. Правда, с началом перестройки Михаила Горбачёва в Донецке появились зачатки новой еврейской жизни. Отправляя меня в путь, мне сказали, чтобы я не ожидал чего- либо значительного, ведь в городе нет ни одной синагоги. Это было тяжёлым известием для меня, соблюдающего традиции еврея, привыкшего молиться в синагоге не только по праздникам, но и по субботам. Тогда же я сказал себе, если мне удастся собрать из двух десятков тысяч евреев города для молитвы в Рош А-шана, в Йом Кипур и Симхат Тора несколько десятков евреев, то сделаю большое дело! Но действительность была совершенно иной. Не буду затягивать вступление. Скажу только, что когда после 120 лет своей жизни я предстану на пороге небесных врат, то на вопрос о своих добрых делах отвечу сразу: я распахнул ворота донецкой синагоги, которые были намертво заперты с 1926 года в течение долгих десятилетий по указанию коммунистических властей. Сотни, если не тысячи, собирались в ней по праздничным дням (во время визита М.Шашара в Донецк. Прим. редактора). И им казалось это каким-то сном. А мне это было наградой за все мои старания в моей жизни. Это и ещё очень многое другое мы сумели достичь во время нашего пребывания в Донецке в месяц тишрей, начало 5751 года. Впечатления и переживания, накопившиеся в тот тяжёлый период, нанесли свой неизгладимый отпечаток. И они настолько сильны, что собственно, нет слов для их описания. Но всё же считаю своим личным долгом перенести эти впечатления на бумагу. Иерусалим. Март 1992 года. *** Донецк. Пятница. 14.09.90 года. Донецк. Два часа ночи. Мы спускаемся по трапу самолёта, и сразу же в него поднимаются бабушки, головы которых укутаны платками, и в их руках вёдра и метёлки для уборки в самолёте. Прохладно. Издали высвечиваются огни взлётно-посадочных полос, впрочем, как и в любом другом аэропорту мира. Но как только мы входим в пассажирский зал, то "разница" обнаруживается в полную силу. Страшный запах канализации, в самом прямом смысле слова! Багаж привозят к открытому всем ветрам навесу, словно речь идёт об аэродроме деревни, а не города, имеющего более миллиона жителей. Нас уже ждут. Женщина, председатель культурного общества "Алеф", по приглашению которого мы приехали, и её спутник. Она узнаёт нас сразу. Мы обнимаемся и целуемся, будто бы знакомы давно. Её зовут Малка (Мария) Будиловская. Она не говорит на иврите, но идиш, которым Малка владеет, достаточно хорош. Такси нет, и мы нанимаем частную машину. Выясняется, что почти все владельцы автомобилей в СССР стремятся подзаработать "несколько рублей" со стороны по случаю и предоставляют услуги водителей такси. Время позднее, но всё же движение автомашин очень и очень слабое для города такого масштаба. Спустя двадцать минут в кромешной темноте мы подъезжаем к дому Малки Будиловской на улице Ленина.
Первый шабат. Суббота. 15.09.90 года. Шабат. Вновь я вынужден молиться в одиночестве, и по-прежнему не знаю, что будет в Рош А-шана и в Йом Кипур. Я покрываю себя талесом. Малка Будиловская внимательно смотрит на меня. Она очарована увиденным. "Так обычно делал мой папа", - говорит она и вздыхает. Чуть позже приходит рэбе Шмуэль А-Коэн, долгожитель среди евреев Донецка. Ему 97 лет, полуслепой, но в совершенно здравом уме. Он узнал о нашем прибытии и не смог удержаться и не приехать один, в шабат троллейбусом, чтобы увидеть нас. Рэбе Шмуэль является почитаемой личностью среди евреев Донецка. Потому, что сохранил еврейские традиции и у себя дома, невзирая ни на что, сберёг Книгу Тора. Эта новость обрадовала меня. Ведь когда я выезжал из Израиля, мне сказали, что в Донецке нет синагоги, и, тем более, нет Книг Тора. Его голова покрыта большой чёрной кипой (ермолкой), удлинённая борода украшает его лицо. У рэбе Шмуэля сочный, богатый идиш. Он говорит ясно и понятно, невзирая на преклонный возраст. Рассказывает, что рос в еврейской колонии в Крыму, которая была создана во времена царствования Екатерины. В колонии проживало примерно двести семей. Все семьи строго придерживались еврейских религиозных предписаний. В колонии был раввин, шойхет и синагога. Еврейская жизнь в колонии протекала непрерывно, из поколения в поколения. Тамошние евреи выращивали хлеб. Не было в колонии трудностей с занятостью и источниками существования. Этому был положен конец в оккупацию, с приходом нацистских солдафонов. Они убили почти всех жителей колонии. Он -- один из немногих, кому удалось спастись. После войны поселился в Донецке. Рэбе Шмуэль рассказывает о своих бедах, муках и о скитаниях громким голосом, без вздохов и ахов, и чувствуется, что эти мытарства его закалили, как кременную скалу. Действительно, трудно поверить, что он приближается к столетнему возрасту. Слушая его рассказ, я обещаю ему новый талес, который привёз из Израиля, а также святые книги. Невозможно описать ту радость, которая охватывает его, когда он услышал об этом обещании. Было видно, что он счастлив встретиться с нами. Наверняка, это прибавило ему несколько лет жизни. Вот уже около пятидесяти лет он не беседовал об "идишкайт ". И вот здесь мы, евреи из Иерусалима, понимающие его душу и сердце. Ещё мальчиком он учил Пятикнижье и труды толкователей Торы, остерегался есть свинину. Но не более этого. По-прежнему помнит наизусть многие молитвы. Женат в третий раз, и всегда на еврейских женщинах. Но они совершенно ничего не знают о еврействе. И как они познают правила "кошерности " и разделения посуды? Когда подали ему чёлнт, приготовленный моей женой Эстер, он не может успокоиться от огромного удовольствия. "Как в мамином доме!",-- вновь и вновь повторяет он. Рассказывает, что евреи избрали жизнь в колониях, чтобы избежать 25-летней службы в в царской армии. Барон Хирш пожертвовал денег для поселений. Два брата рэбе Шмуэля репатриировались в Эрец Исроэль в 20- е годы. И он был на пути в Эрец Исроэль в середине 20- х годов. Но сжалился над своей мамой, которая осталась совсем одна после убийства отца в 1919 году погромщиками. И поэтому он вернулся…. Вот только жизнь в Донецке --- это не жизнь, ведь нет здесь идишкайт. Продолжение слудует Перевод Петра Варията
Примечания * Грозные дни, или Дни трепета- название периода между праздниками Рош-А шана и Йом Кипур. Читайте также: МИХАЭЛЬ ШАШАР. "ИЗРАИЛЬТЯНИН В ДОНЕЦКЕ". ЧАСТЬ 2 МИХАЭЛЬ ШАШАР. "ИЗРАИЛЬТЯНИН В ДОНЕЦКЕ". ЧАСТЬ 3.
| |
|
Всего комментариев: 2 | |||
| |||