Приветствую Вас, Гость
Главная » 2013 » Август » 14 » Гастроли ГОСЕТ. 1939 год. (По материалам газеты "Социалистический Донбасс")
00:00
Гастроли ГОСЕТ. 1939 год. (По материалам газеты "Социалистический Донбасс")
Публикуется впервые
Август 1939. До начала Второй Мировой меньше месяца… 
 О чем рассказывают страницы местных газет?
Битва за урожай… С огромным успехом идет подписка на заем…
1 августа 1939 года – была  учреждена медаль "Герой Советского Союза", которая с 16 октября стала именоваться медалью "Золотая Звезда". А первыми Героями Советского Союза стали летчики, которые участвовали в спасении челюскинцев.
Освещению праздника День авиации отведена большая часть газеты, вышедшей 8 августа. На авиацию перед войной возлагались огромные надежды- увы,  существенная часть всех самолетов была уничтожена в ходе бомбардировок в первые дни войны…
Международная обстановка накаляется... В заметке "Подготовка нового Мюнхена" от 17 августа сообщается об обсуждении германским и английским правительствами возможности созыва конференции пяти держав без Советского Союза "для обсуждении способов удовлетворения требований Гитлера о присоединении Данцига к Германии". И дальше:"В то же время на Дальнем Востоке Япония прибегнет к угрозам, чтобы создать впечатление, что противостоять Гитлеру в Европе невозможно, прежде всего потому, что заключение пакта с Советским Союзом затягивается". Итак, шло своеобразное соревнование: кто первым подпишет соглашение с Гитлером...
В августе 1939 газета «Социалистический Донбасс» уделила большое внимание гастролям Государственного еврейского театра в нашем городе. 1939 год  был юбилейный, двадцатый год со дня основания театра. Летом этого же года состоялся юбилейный гастрольный тур ГОСЕТ по маршруту: Днепропетровск – Харьков – Ворошиловград - Сталино. Гастроли в нашем городе прошли с 8 по 22 августа.

Театр приехал в г. Сталино уже в третий раз. Первые гастроли состоялись в 1932 году, вторые – в 1936 году. (Этим гастролям посвящен материал «Михоэлс в Сталино. 1936 год»).

8 августа 1939 года одна из страниц газеты была почти полностью посвящена приезду ГОСЕТ в наш город. Страницу венчал заголовок «ГОРЯЧИЙ ПРИВЕТ ДОРОГИМ ГОСТЯМ» и располагались фотографии режиссера и лучших артистов театра. 

Материалы были посвящены истории ГОСЕТ, его репертуару, празднованию юбилея.

Как отметил во время беседы с корреспондентом газеты народный артист   РСФСР В. Л.Зускин: «9 апреля  1939  г. —  ярчайший день      в  истории      еврейского театра. В этот день в Кремлевском зале Президиума    Верховного      Совета СССР    М.И. Калинин вручил награды 18 работникам  Московского   еврейского театра  ордена и медали   —  высшие знаки  отличия в нашей стране. История еврейского народа не знает больше фактов, когда бы высшие  органы    власти отмечали работу еврейских актеров».

 

В своей статье "Театр-Юбиляр" Соломон Михоэлс подробно рассказывает о создании и творческом пути театра.
В   1919   г.     в суровые дни гражданской  войны в Петрограде впервые был создан Государственный еврейский      театр,      который       в 1920 г. переехал в Москву.  Среди государственных еврейских театров (а их в то время было свыше 10) Московский театр занимал ведущее место. Первое время своей работы театр посвятил освоению классиков еврейской литературы  и театра. Менделе Мойхер Сфорим, Перец, Шолом-Алейхем и Гольдфаден впервые нашли достойное театральное воплощение в спектаклях театра. 

С первых шагов театр стал собирать и популяризировать все виды народного творчества. Музыку, эпос и танец театр черпал из богатейших источников еврейского фольклора. 

С театром работали лучшие художники (Рабинович, Альтман, Тышлер, Фальк, Рындин), композиторы (Пульвер, Крейн, Мильнер) и режиссеры (Радлов, Муссинак) того времени.

Лучшие представители еврейской советской драматургии и литературы (Бергельсон, Маркиш, Галкин, Даниэль, Резник, Добрушин, Окслендер Орлиц и другие) активно помогали  в подготовке репертуара театра. 
В заключение Михоэлс сказал о том (кстати сказать, подобную фразу он говорил и во время предыдущих гастролей), что "нас не смущают разговоры о том, что в Сталино немного еврейского населения и поэтому, дескать, будет трудно со зрителями. Мы знаем, что на каком бы языке ни говорили актеры, у них один язык со зрителем- язык советский".

В Сталино театр привез  семь спектаклей. Две пьесы классические: одно из величайших произведений мировой драматургии «Король Лир» Шекспира и бессмертное творение классика еврейской литературы Шолома-Алейхема «Тевье-молочник».

Остальные- пьесы советских драматургов: «Суламифь» и «Бар-Кохба» С. Галкина, «Семья Овадис» П.Маркиша, «Гершеле Острополер» П. Гершензона и «Беспокойная старость» Л.Рахманова.

Резензиям посвящено несколько статей. Познакомим вас с выдержками из них.
Гастроли открылись спектаклем «Суламифь» по мотивам библейской легенды, на основе которой талантливому поэту Галкину удалось создать яркую, волнующую и правдивую пьесу.

Суламифь в исполнении артистки Л. Розиной - настоящая дочь своего народа. Артист М. Шехтер в роли Авессалома создал образ народного героя. В спектакле было много танцев и музыки. Зрители были очарованы танцем Авигайл «Любовь и покорность» в исполнении Берковской. 

Прекрасный спектакль был тепло принят зрителями.


Героической борьбе еврейского народа за свою независимость был посвящен спектакль «Бар-Кохба».

Центральная  фигура    пьесы- рабби  Акива – в исполнении народного  артиста   РСФСР В.Л. Зускина  -  это страстный неутомимый борец.  Ему присуща    ясность мышления, мудрость    жизни,   знание   людей.   Мягок и нежен рабби  Акива,  когда он  говорит с Бар-Кохбой,  благословляет  его  на ратные  подвиги, утешает его в горе  при   гибели   любимой   девушки.

Гневен и грозен Акива, когда он говорит с советом старейшин, настаивающим на покорности римлянам. Прекрасно отображает актер Зускин суровый дух эпохи в мрачной и величественной сцене предания анафеме изменника Элеозора,

Пламенный      энтузиазм    борца, истинного сына народа чувствуется в исполнении артистом М. М.  Шахтером   роли Бар-Кохбы.    Артист удачно сочетает сценический талант с  вокальными  данными.

Особо хочется остановиться на роли Пнины в исполнении заслуженной артиста РСФСР Л. М. Розиной. Она полностью раскрыла  образ девушки из народа, непоколебимо стойкой, преданной народу, мужественной и  вместе с тем лирически нежной в отношении к любимому человеку.

Спектакль по пьесе П. Маркиша «Семья Овадис» был, как сейчас сказали бы «на острие эпохи». Полным ходом осваивали дальневосточную землю еврейские колхозы…. На границах СССР неспокойно… Эти реалии были отражены в спектакле. С высоты нашего времени - спектакль-агитка. Но музыка Л. Пульвера насыщенная фольклорными мотивами и оформление художника  А. Тышлера помогли сделать жизнерадостный и оптимистический спектакль, тепло встреченный зрителями.

 «Король Лир» означал для ГОСЕТ выход на широкую дорогу мировой драматургии. До этого спектакля театр редко отходил от национальной тематики. Пьеса «Король Лир» была выбрана потому, что эта трагедия дает огромный простор для мысли и чувства актера, в ней необычайно ярко дано столкновение человека с объективной действительностью.

«Король Лир»  был единодушно признан одним из лучших шекспировских спектаклей, а С. Михоэлс в роли Короля Лира - лучшим исполнителем этой роли.(Об этом спектакле мы подробно писали в материале о гастролях Михоэлса в 1936 году).
Кроме спектаклей, представители театра провели несколько лекций в помещении бвбилиотеки имени Крупской.
 

Во всех статьях, посвященных гастролям, присутствует обычная цветистая советская риторика, от которой мы за последнее время уже отвыкли, - благодарность партии и лично товарищу Сталину: «Только у нас, в солнечной стране Сталинской Конституции, трудящиеся всех национальностей получили возможность развивать свою культуру, свое искусство» или «Сидя в прекрасном мраморном зале Кремля, я испытывал чувст­во величайшей радости и гордости от сознания того, что я живу в такое чудесное время, в прекрасной, цветущей стране, в стране, руководимой мудрым Сталиным, в стра­не, имеющей великую Сталинскую Конституцию».
Испытываешь двойное чувство, читая подобные мантры: с одной стороны, действительно, после революции доступ к культуре и искусству получили широкие массы народа, впервые в нашей стране возник еврейский театр, с другой стороны, все мы помним, что менее, чем через 10 лет после гастролей был зверски убит Михоэлс, а вскоре театр был ликвидирован, так и не успев отметить свое тридцатилетие…
 
Елизавета Гиллер

 
Нравится Категория: Рассказы о былом | Просмотров: 1676 | Добавил: Liza | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: