Мы помещаем на нашем сайте рассказ о человеке, который непосредственного отношения к нашему краю не имеет, но сделал немало для российского еврейства, являясь адвокатом и защитником прав евреев на территории Российской империи.
Кроме этого, в своей книге "Дела минувших дней" он посвятил целую главу заштатной Юзовке и евреям этого местечка, добавив некоторые факты, которые ранее не были известны широкому читателю.
Неоценим вклад этого человека в подготовке и публикации материалов Л. Бинштока, в которых тот рассказал о еврейских колониях Екатеринославской губернии. Три из этих колоний (Затишье, Хлебодаровка, Равнополье) находились на территории нашей области. Многие из евреев-дончан ведут свою родословную именно оттуда.
СЛИО́ЗБЕРГ Генрих Борисович родился в белорусском местечке Мир Минской губернии в 1863 году в хасидской семье. Его отец — Шая-Борух Слиозберг — происходил из местечка Налибоки Ошмянского уезда Виленской губернии, учился в Мирской ешиве и женился на местной уроженке, Эсфири Нохим-Давидовне Ошмянской. Когда Генриху не было и года, его отец получил место меламеда в Полтаве, куда переехала и вся семья.
В детстве мальчик получил традиционное еврейское образование в хедере и всю жизнь оставался верен иудаизму. В 1875—1882 годах учился в Полтавской гимназии. В 1886 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Студенческая работа Генриха Слиозберга была в 1885 г. отмечена золотой медалью. Он продолжил юридическое образование в университетах Гейдельберга, Лейпцига и Лиона. После возвращения в Россию в 1889 году выдержал в Санкт-Петербургском университете экзамен на звание магистра уголовного права. Из-за отказа талантливого юноши перейти в христианство, его не оставили при университете для преподавательской деятельности, несмотря на ходатайство профессоров Санкт-Петербургского университета.
В 1893 году Слиозберг был принят в сословие присяжных поверенных, однако не был утвержден в этом звании в соответствии с законом 1889 года об ограничении прав евреев. В течение 18 лет Слиозберг оставался помощником присяжного поверенного и только в 1904 году занял должность присяжного поверенного. В 1906 году был приглашён П. А. Столыпиным на должность юрисконсульта хозяйственного департамента Министерства внутренних дел[2]. В качестве помощника обер-прокурора и обер-секретаря кассационного департамента Сената Г. И. Трахтенберга Генрих Слиозберг также способствовал разрешению жалоб поданных в Правительствующий сенат[3].
С момента принятия закона об ограничении прав евреев (1889), Генрих Слиозберг стал активным поборником прав евреев в Российской империи, являясь юридическим советником по еврейским делам барона Г. Гинцбурга. С этого времени Слиозберг возглавил правовую защиту еврейских интересов в Сенате и различных министерствах. По представленным Слиозбергом жалобам целый ряд касавшихся еврейского вопроса принципиальных дел, которые могли служить прецедентом, были решены в Сенате положительно (в заключении были отражены его аргументы). В конце 1899 г. Слиозберг вступил в так называемое Бюро защиты, которое ставило своей задачей отстаивание прав и интересов евреев империи путем организованной юридической деятельности. В рамках Бюро Слиозберг подготовил материалы для защиты по ритуальному процессу Д. Блондеса (1900–1902), по судебным искам пострадавших от погромов в Кишиневе и Гомеле (1904–1906) и др. подобным делам.
В 1891 году Слиозберг обработал и подготовил к печати данные о еврейских сельскохозяйственных поселениях, собранные Л. Бинштоком (литературный псевдоним - Л. Улейников). Книга «Еврейские земледельческие колонии в Екатеринославской губернии в 1890 г.», изданная в Санкт-Петербурге, опровергла измышления К.Случевского о несостоятельности евреев, как земледельцев.
В том же году Слиозберг как консультант и переводчик сопровождал в поездках членов комиссии, посланной конгрессом США в Россию для исследования причин еврейской эмиграции (отчет в материалах конгресса за 1892 г.). Слиозберг принимал участие в работах Раввинской комиссии (Петербург, 1894), в организационной и практической деятельности многих еврейских просветительных и общественно-благотворительных организаций (Общество для распространения просвещения между евреями в России, Еврейское колонизационное общество, Комитет помощи жертвам погромов, Общество поощрения высших знаний среди евреев — с 1911 г. товарищ председателя), а также был членом, а затем и председателем хозяйственного правления Санкт-Петербургской еврейской общины. Слиозберг был одним из основателей Союза для достижения полноправия еврейского народа в России (1905) и Еврейской народной группы (1907), в которые вошли представители еврейских либеральных общественно-политических течений, в большинстве своем связанные с конституционно-демократической партией (кадеты). В 1909 г. Слиозберг принимал участие в Съезде представителей еврейских организаций и партий (Ковно), а в 1910 г. — в Раввинском съезде (Петербург). В 1912–17 гг. он входил (от Еврейской народной группы) в Политическое бюро при еврейских депутатах, которое оказывало содействие и руководило деятельностью евреев — членов 4-й Государственной думы. Слиозберг также участвовал в работе по организации защиты в деле М. Бейлиса. Все эти годы Слиозберг не прерывал своей научно-публицистической деятельности: читал лекции по истории законодательства о евреях в Российской империи на Курсах востоковедения (высшее еврейское учебное заведение, основанное Д. Гинцбургом в 1907 г. в Петербурге), публиковал труды («Политический характер еврейского вопроса», СПб., 1907; «Правовое и экономическое положение евреев в России», СПб., 1907; «Сборник действующих законов о евреях», СПб., 1909, и др.) и статьи по различным правовым аспектам еврейского вопроса в изданиях «Восход», «Свобода и равенство», «Новый восход», «Пережитое».
В период Первой мировой войны он был одним из руководителей Еврейского комитета помощи жертвам войны (ЕКОПО) и фактически руководил работой по организации помощи выселенным и беженцам: вместе с М. Шефтелем Слиозберг представлял ЕКОПО в Особом совещании о беженцах, где добился для комитета правительственных ассигнований. Ему принадлежала также инициатива ходатайства, приведшего к практической отмене черты оседлости(ноябрь 1915 г.). В 1918 г. Слиозберг стал председателем ЕКОПО после эмиграции его предшественника, барона А. Г. Гинцбурга.
Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. Слиозберг, как человек правых взглядов, был ненадолго заключен в тюрьму. В 1920 г. Слиозберг, который всю жизнь был идейным противником эмиграции и до самой смерти оставался русским патриотом, вынужден был покинуть Россию и обосноваться во Франции. В Париже он возглавил общину российских евреев, руководил почти всеми ее общественными мероприятиями и организациями, в том числе в апреле 1933 г. был одним из инициаторов создания Общества друзей«Рассвета». В 1934 г. Слиозберг выступил свидетелем на процессе по поводу«Протоколов сионских мудрецов» в Берне. В Париже Слиозберг выпустил несколько книг: «Дореволюционный строй старой России» (посвящена «скорбной памяти погибших и замученных большевиками сынов России»), «Барон Г. О. Гинцбург. Его жизнь и деятельность», «Месть Спинозы за херем» (все–1933); главная из них — мемуары «Дела минувших дней. Записки русского еврея» (1–3 тт., 1933–34) — важный исторический документ о быте, судьбах и истории двух поколений российского еврейства, предшествовавших революции.
|