Приветствую Вас, Гость
Главная » 2012 » Апрель » 15 » Натан Рахлин
17:26
Натан Рахлин
Публикуется впервые 
 
Тридцатые годы прошлого века постепенно превращали заштатный рабочий поселок в промышленный, культурный и научный центр.
Велось строительство так называемого Совгородка, был создан ДХВД, воспитавший тех, кем по праву может гордиться наш город (о двоих из них, Ю.Левитанском и Л.Лиходееве уже рассказано на страницах нашего сайта), открылся мединститут, организован Шахтерский ансамбль песни и пляски,  открылась филармония  и начал работу Симфонический оркестр.
Имя человека, который создал Симфонический оркестр в Сталино - Натан Григорьевич Рахлин.
 
Судьба забросила Н.Рахлина в Сталино летом  1935 года. Ему предложили возглавить недавно сформированный оркестр областного радиокомитета. В составе оркестра находилось к этому времени всего двадцать шесть - тридцать музыкантов, преимущественно невысокой квалификации. Через несколько дней после приезда Рахлин назначил групповые репетиции, чтобы, не откладывая дела в долгий ящик, приступить к поднятию квалификации оркестра и укреплению дисциплины. Это было воспринято музыкантами с большим неудовольствием, молодому дирижеру даже угрожали, писали оскорбительные записки. Угрозы не остановили Рахлина, репетиции он не отменил и работу по перевоспитанию оркестра повел энергично и плодотворно. Спустя всего полгода, когда в составе оркестра было уже шестьдесят музыкантов, оказалось возможным в течение весны 1936 года с огромным успехом несколько раз исполнить в Сталино, городе, ранее совершенно не знавшем симфонических концертов, Девятую симфонию Бетховена. Это была большая победа. В 1936 году Донецкий оркестр вместе со своим руководителем перешел из ведения областного радиокомитета во вновь организованную Донецкую филармонию. Летние сезоны 1936 и 1937 годов оркестр провел в курортном городе Славянске. Популярность и авторитет Рахлина среди музыкантов и слушателей росли не по дням, а по часам. Талант маэстро был признан, и он становится Главным дирижером Государственного симфонического оркестра Украины. 
Биографы Натана Григорьевича приводят разные даты его рождения: от 1905 до 1907 года. Также разнятся истории его поступления в консерваторию, и даже отличаются сведения, по какому классу Н.Рахлин окончил консерваторию: скрипки или трубы.
Однако все биографы единогласно подтверждают организаторский талант Рахлина, его мастерское владение различными музыкальными инструментами. Видный российский дирижер Ю.Симонов выскажется так: «Пример мануально одаренного человека - Натан Рахлин. Я сам видел его и могу засвидетельствовать: от природы гениально одаренные руки. Лорин Маазель и Леонард Бернстайн только приближаются к его степени одаренности» (Н.Маркарян. Портреты современныех дирижеров, Москва, 2003, с. 186).
 
Натан Рахлин родился 10 января 1906 года (28 декабря 1905 по старому стилю)  в маленьком городке Сновске (ныне город Щорс), недалеко от Чернигова. Дед его был кузнецом, отец - музыкантом, окончил Варшавское филармоническое училище военных капельмейстеров. В Сновске отец Натана организовал маленький оркестр - всего восемь или девять человек, репетировали у Рахлиных дома. Фактически, это был клезмерский ансамбль, который более всего играл бытовую еврейскую музыку, ведь в Сновске более половины населения были евреи. Время от времени в пожарном депо (другого помещения не было) устраивались музыкальные вечера, на которых оркестр исполнял популярные увертюры, попурри из Украинских песен. Натан, обладая феноменальными способностями, выучился играть на скрипке очень рано. В шесть лет он прослыл вундеркиндом, а в семилетнем возрасте исполнил по слуху концерт Мендельсона. в 1914 году отец отвез его в Чернигов, где мальчик поступил в музыкальное училище при местном отделении русского музыкального общества. 
Однако через год Натану пришлось вернуться в родной Сновск. Шла Первая мировая война. Его отец был мобилизован в армию. В семье, где было пятеро детей, самый старший из них, Натан, оказался «главой семьи» и единственным кормильцем. маленький музыкант становится сначала скрипачом в кинотеатре, а затем руководителем («стоячим скрипачом») оркестра, которым ранее руководил его отец. Одновременно он учится в местной гимназии. В эти же годы в Сновске проживал пленный австрийский солдат, испанец по происхождению, оказавшийся превосходным гитаристом. Он научил своего юного приятеля искусству игры на классической шестиструнной гитаре. В конце 1920 года подросток Натан Рахлин вступил добровольцем в ряды Красной Армии и ушел из родного городка, потеряв на шесть лет всякую связь со своими близкими. В общей сложности Натан пробыл в Красной Армии почти 10 лет, что сыграло особую и огромную роль в формировании молодого музыканта. С 1922 по 1926 год Рахлин - музыкант Оркестра Высшей военной школы в Киеве: сначала трубач, затем кларнетист, затем баритонист и, наконец, тромбонист. Нельзя не отметить, что последними двумя инструментами - баритоном и тромбоном - Рахлин владел в совершенстве, исполняя на них труднейшие виртуозные пьесы. Летом 1922 года Рахлину довелось впервые в жизни услышать симфонический оркестр, исполнивший под управлением Л.П.Штейнберга «Прелюды» Листа. Это произвело на юного  музыканта настолько сильное впечатление, что, по его признанию, он тут же в концерте почти потерял сознание. Может быть, именно в результате этого концерта Рахлин определил свой путь, понял, что должен стать не виртуозом-концертантом на каком-либо инструменте, но дирижером. В 1924 году руководство высшей военной школы командировало Рахлина на учебу в Киевскую консерваторию. Сыграв на вступительном экзамене Третий скрипичный концерт Сен-Санса, он был зачислен сразу на третий курс в класс скрипки профессоров Н.Б.Скоморовского, а затем Д.С.Бертье, и через три года закончил обучение в консерватории исполнением скрипичного концерта Брамса. Будучи военнослужащим (баритонистом оркестра высшей военной школы) и одновременно студентом Киевской консерватории, Рахлин в 1926 году поступил на дирижерский факультет Музыкально-драматического института имени Н.В. Лысенко, который закончил в 1930 году. . В статье «Биография дирижера» музыкант с особой теплотой рассказывает о том, чем он обязан Красной Армии: «... чувство горячей, глубокой благодарности охватывает меня, когда я вспоминаю дни, проведенные мною в ее рядах. Красная Армия воспитала меня, помогла мне осуществить мою мечту - стать настоящим музыкантом». (Газета «Советское искусство», 1938, 131, 2 октября)
Окончив институт имени Н.В.Лысенко и демобилизовавшись из Красной Армии, Натан Рахлин в 1930 году покидает Киев и переезжает в Куйбышев (Самара), где становится преподавателем теоретических предметов в музыкальном училище и руководителем оркестрового класса. 
В конце 1931 года Рахлин переезжает в Харьков, в то время столицу Украины, и начинает работать в консерватории в качестве преподавателя. 
1936-1937 годы Натан Григорьевич работал В Сталино.
С осени 1937 года началась плодотворная деятельность Н.Г.Рахлина во главе Государственного симфонического оркестра Украины.  Летом 1938 года Рахлин Натан Рахлин вошел в число лауреатов Первого Всесоюзного конкурса дирижеров, разделив второе место с Александром Мелик-Пашаевым. Первое место занял Евгений Мравинский. 
В  последующие три предвоенные года Рахлин продолжал упорно работать над дальнейшим творческим ростом руководимого им Государственного симфонического оркестра Украины, сделав его, по общему мнению, одним из лучших оркестров Советского Союза. Великая Отечественная война застала Рахлина на гастролях в Сочи. Как он вспоминал, началась жуткая паника, люди штурмом брали поезда, сам он с чайником в руке ехал почти сутки на крыше вагона, пока добрался до Ростова. Когда Натан приехал в Киев, выяснилось, что многие музыканты были призваны в армию, фронт стремительно приближался, симфоническая жизнь в Киеве была прекращена, и город уже в сентябре был сдан немецким войскам. Семья Рахлиных эвакуировалась в Пензу. Некоторое время он играл партию второй скрипки в квартете известного московского профессора А.И.Ямпольского (первая скрипка). Партию альта и виолончели играли также профессора московской консерватории К.Г.Мострас и М.И.Ямпольский. 
В конце сентября 1941 года Рахлин был назначен главным дирижером государственного симфонического оркестра СССР. После двухмесячной подготовительной репетиционной работы начал выступления с оркестром сначала в городах Средней Азии (основная база оркестра была в городе Фрунзе), а затем в Казахстане, на Урале и Сибири. Оркестр ездил в специальном поезде. В  условиях длившегося свыше двух лет кочевого образа жизни, в суровое военное время неиссякаемая энергия Рахлина, его властная дирижерская воля сыграли решающую роль в том, что замечательный коллектив сохранил свое творческое лицо, высокий уровень своего исполнительского мастерства. Тридцать семь раз оркестром под управлением Н.Рахлина была исполнена Седьмая симфония Шостаковича в ряде городов Средней Азии, Урала и Сибири, а затем - по возвращении оркестра весной 1943 года - и в Москве. 
В начале 1946 года Рахлин вернулся в Киев и вновь принял на себя руководство государственным симфоническим оркестром Украины. Естественно, в оркестр влилось немало молодых музыкантов, и Рахлину пришлось приложить немало усилий, чтобы сплотить артистов в единый, стройный ансамбль. Рахлин был неутомим, дирижируя по 10-12 программ в сезон. Благодаря ему в Киеве создалась особая интеллектуально-симфоническая атмосфера, о которой вспоминали даже в начале ХХІ века во время празднования 100-летия дирижера. Одновременно он вел педагогическую работу в Киевской консерватории как профессор дирижерского класса. Почти за двадцать лет (с 1946 по 1966 год) он воспитал большую группу молодых дирижеров. Советское правительство высоко оценило выдающиеся заслуги Натана Рахлина в деле развития советской музыкальной культуры: в 1939 году ему было присвоено звание заслуженного артиста УССР. Несмотря на резкий всплеск антисемитских настроений в государственных структурах, официальные власти понимали, что Рахлин в музыкальной жизни Украины и всего СССР - фигура исключительная. Он не был обойден государственными наградами и почетными званиями, и, в этом смысле, являлся знаковой фигурой для ответа тем, кто осмеливался поднимать вопрос о «зажиме» евреев. Осенью 1947 года дирижеру было присвоено звание Народного артиста УССР, в декабре Рахлин был награжден Орденом Трудового Красного знамени, летом 1948 года он стал народным артистом СССР, в 1952 году получил Государственную (Сталинскую) премию СССР. Впоследствии он был также награжден орденами Ленина и Октябрьской революции.
В 1956 году Натан Рахлин, не оставляя руководства Киевским оркестром, принимает приглашение занять должность Главного дирижера симфонического оркестра Московской филармонии. С этим оркестром он с успехом проводит ряд концертов, в частности, в 1959 году он осуществил первое исполнение «Патетической оратории» Г. Свиридова - знакового сочинения той поры. Несколько ранее с Госоркестром СССР в 1957 года в Большом зале Московской консерватории Рахлин осуществил первое исполнение Одиннадцатой симфонии Шостаковича. Вторая половина 50-х годов, несмотря на грандиозный успех Рахлинских концертов в разных городах, ознаменовалась началом некоего кризиса в жизни дирижера. Он метался между Киевом, Москвой, Ленинградом, искал новые ориентиры в личной жизни. Вернувшись с 1959 года окончательно в Киев, Рахлин застал там иную атмосферу. Некоторые музыканты и руководители украинской культуры не могли простить дирижеру его "измены” оркестру.
 Дальнейшей творческой жизни Рахлина помог ректор Казанской консерватории Н.Г. Жиганов, с которым дирижер был знаком еще с 30-х годов. Они встретились в Мисхоре, и Жиганов, пользуясь громадным авторитетом и влиянием в Татарстане, пригласил Рахлина возглавить формируемый там в это время симфонический оркестр, а также занять должность профессора в Казанской консерватории. Рахлин это предложение принял, и в 1966 году приехал с женой в Казань, где ему дали хорошую четырехкомнатную квартиру недалеко от консерватории и концертного зала.
С 1966 года до конца своей жизни Натан Григорьевич Рахлин был художественным руководителем и главным дирижером созданного им в Казани государственного симфонического оркестра Татарской АССР. С 1966 по 1974 год он являлся профессором Казанской консерватории, а затем профессором Казанского института культуры и искусства. В Казани Рахлин блестяще проявил свой дар организатора и воспитателя оркестра. Упорно, без спешки, работая над формированием коллектива, заботливо следя за творческим ростом каждого оркестрового музыканта (среди них было много молодых и неопытных), он создал такой коллектив, которому уже вскоре стало доступным законченное, отшлифованное исполнение ряда сложнейших партитур.
В первом же концерте оркестра 10 апреля 1967 года слушателей поразила полнота и особая возвышенность «Чаконы» Баха в оркестровке Рахлина; легкая, парящая звучность Первой симфонии Прокофьева, блистательнвя тяжеловесность Вагнеровской увертюры «Риенци». Во главе самого молодого в СССР оркестра стоял самый маститый и прославленный профессор. Задор нового коллектива передался его наставнику. Рахлин как-то помолодел, счастливо сочетая в себе непосредственность и вдохновенность с мудростью душевной зрелости. Уже в начале 70-х годов, Рахлинский молодой оркестр, был удостоен звании Лауреата Всероссийского и Всесоюзного конкурсов симфонических оркестров. Рахлин был увенчан высшими регалиями страны - Народный артист СССР, Украины, Татарстана, Лауреат Государственной премии СССР, профессор Киевской и Казанской консерваторий, высшие советские ордена (в день семидесятилетия награжден орденом Октябрьской революции). К несчастью, годы, проведенные Рахлиным в Казани, оказались безрадостными в личной жизни. Здоровье его сильно пошатнулось, он был вынужден проводить многие недели в больницах.
Скончался Натан григорьевич Рахлин 28 июня 1979 года в Казани. 1 июля при огромном стечении народа в актовом зале Казанской консерватории прошла гражданская панихида, длившаяся несколько часов. Играл «его» оркестр, люди прощались с великим музыкантом. По желанию дочери Рахлина Леоноры Натановны гроб с телом дирижера был перевезен в Киев и захоронен рядом с его близкими. На доме по улице К.Маркса, где жил Рахлин в Казани, установлена мемориальная доска. 
  
 
 
Е. Гиллер
Нравится Категория: Знай наших | Просмотров: 2337 | Добавил: Liza | Теги: Елизавета Гиллер, Натан Рахлин, Донецкий симфонический оркестр, донецкая филармония, Музыкальная жизнь Донбасса | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Юрий  
В оркестре Рахлина играла ТОЖЕ Донецкая Иолина(Шухман)Симочка-АРФА!!! Я как-нибудь ,если будут у меня силы,я коротко напишу то,что знаю об этой замечательной женщине-музыканте! Её арфа звучит до сих пор в фильме Трактористы!!
А Натана Рахлина я слушал в Горсаду в вонце 30-х годов!Отец меня брал с собой!

Имя *:
Email *:
Код *: