Приветствую Вас, Гость
Главная » 2020 » Февраль » 12 » ХХвек. Сплетенье судеб. (История семьи Шухман... и не только...Часть 2 и 3)
20:26
ХХвек. Сплетенье судеб. (История семьи Шухман... и не только...Часть 2 и 3)

(Продолжение .Начало)

II.

В воскресенье утром 22 июня 1941г, когда Лев пришёл навестить детей, зашёл хозяин дома и сообщил, что началась война. В 12 часов все слушали выступление Молотова. В этот день Лев с Дорой собирались посмотреть спектакль Московского театра «Стакан воды», у них были билеты. Узнав об объявлении войны, Дора не хотела идти в театр. После некоторых колебаний они всё же пошли в театр, в котором оказался полный зал.

Дора прекрасно знала, что такое война и что такое быть беженкой, т.к. во время гражданской войны ей, 15-летней девочкой, пришлось бежать из польского Брест-Литовска в Луганск.

Имея опыт выживания в военный период, Дора хорошо осознавала опасность объявленной войны. Стали обсуждать, что делать, оставаться в городе или уезжать. Соня не хотела уезжать, считая, что «не так страшен черт, как его малюют». Но Лев ответил, что уезжать необходимо. Он рассуждал, что с Соней останутся дети, а он не может их бросить. Значит, останется и его вторая семья. Тогда погибнут все, и он этого не допустит. В Сталино также нельзя было оставить и родителей Льва, бабушку Фраду и дедушку Вениамина. Решено было всем эвакуироваться.

За месяц до войны в составе оркестра Натана Рахлина Сима приехала на гастроли во Львов, который в сентябре 1939 г. был присоединён к Советскому Союзу. Распродав всё имущество, 21 июня 1941 г. Саша тоже приехал во Львов. Назавтра, 22 июня 1941 г., после немецкого вторжения в СССР, советские войска покинули город. Необходимо было срочно бежать из города. Поезда были переполнены, Саше пришлось посадить Симу в ящик для собак и таким образом отправить её в Сталино к родителям. Т.к. Сима уже была беженка, у неё была возможность отправиться дальше. На семейном совете решили отправить с Симой её дочку и бабушку с дедушкой в Саратов, где жил родной брат Льва, дядя Гриша. Их провожала Соня с Беллой, она хотела Беллу тоже отправить в Саратов. Когда подошёл поезд, вагоны брали штурмом. Они пытались сесть хотя бы на открытую платформу. Женщины с трудом закинули туда вещи, и поезд тронулся, а они остались на платформе ни с чем. Каким-то образом им удалось уехать другим составом, а Соня с Беллой вернулись домой. Так Сима с дочкой, бабушкой и дедушкой добрались до Саратова и остановились у дяди Гриши. 

                     
Эли, восемнадцатилетний сын Доры, в первые дни войны ушёл на фронт добровольцем. Вскоре от него пришла открытка, в которой он писал, что они едут в эшелоне, их бомбят и что они вряд ли доедут до места назначения. Больше от него не было никаких известий. Война поглотила его.

11 октября 1941 г. из Сталино эвакуировались две фабрики - обувная, на которой работал Лев, и швейная. С ними эвакуировались обе семьи Льва. Вагон-пульман товарного поезда был полностью забит оборудованием, а сверху накрыт брезентом. Люди с трудом разместились в небольшом пространстве между оборудованием и брезентом. Когда поезд ещё не тронулся, как раз в это время по громкоговорителю объявили об общей эвакуации города, и сразу началась бомбёжка вокзала. Один осколок пробил брезент и упал рядом с Беллой, чуть не зацепив ей голову. (Остывший осколок много лет хранился в семье). Всё время пути пришлось сидеть на корточках, сгорбясь, касаясь головой брезента. В пути, когда эшелон останавливался, в основном мужчины выходили, чтобы запастись водой, раздобыть какую-нибудь еду. У Лёвы болела нога, и он не мог выходить. Поэтому выходила Дора, как самая боевая, обменивать вещи на еду. Трижды она отставала от поезда и догоняла его другими эшелонами, на что уходило два-три дня. Вся семья переживала её отсутствие, и как же все радовались её возвращению. В общем путь был очень трудный. От грязи, вшей, антисанитарии, болезней и голода люди очень страдали. Многие умирали. Трупы выносили на остановках. Около Фани умер знакомый семьи, работавший с Лёвой на фабрике. Труп долго лежал рядом с ней. Она всю жизнь не может забыть эту страшную картину.
 

III.

Через месяц, 11 ноября, переехав Волгу, эшелон добрался до города Саратова. По предложению Доры в Саратове сошли с поезда. Она рассудила, что если немцам удастся перейти Волгу, то дальше их ничего не может остановить и нет надобности ехать дальше. Сойдя с поезда, все разместились на эвакопункте. Недалеко находилась фабрика-кухня, где они несколько дней питались. Вдруг Фаня случайно столкнулась там с дедушкой Вениамином. Это была большая радость, все объединились и решили вместе поехать, куда пошлют. Все получили направление в село Мариенталь на территории автономной республики немцев Поволжья, в колхоз «Красноармеец». 

Добирались до Мариенталя вначале поездом на открытой площадке до станции Нахой, а оттуда на лошадях приехали в колхоз «Красноармеец». Это уже была настоящая зима, лежал глубокий снег, стояли морозы.

Наших беженцев расселили в два дома. В доме, стоящем на краю колхоза, за которым простирались поля, поселились старики, Лёва с Дорой и Галя. Несмотря на то, что Дора знала о недоброжелательном отношении к ней свекрови, она поселилась вместе со стариками и помогала им, чем могла. Во втором доме в центре колхоза поселилась Соня с детьми.
Начали работать в колхозе. Лёва и Белла работали трактористами, остальные на разных работах, куда пошлют, на полях, в коровниках, свинарниках и даже в овчарне. Девочки ежедневно чинили рукавицы для работников к следующему дню. Летом дети собирали колоски, работали на цыплятнике, отгоняли коршунов. В школу в первую зиму не пошли, т.к. не было зимней обуви, а школа была далеко. До войны Галя закончила первый класс с похвальной грамотой, а Фаня закончила пять классов. Заниматься начали только весной, когда сошёл снег. Галя снова пошла в первый класс и получила вторую грамоту.

В 1942 году начались потери. Зимой скончалась бабушка Фрада. Умерла она за корытом, в котором стирала нижнее бельё для работающих членов семьи. А летом умер дедушка Вениамин. В том же году Сима, которая страдала пороком сердца, умерла от сердечного приступа. Ни врачей, ни лекарств не было, никто не мог оказать ей помощь. Её дочь Роза осталась с бабушкой Соней.

Примерно через месяц после смерти Симы за Розой приехал её отец Александр Иолин. Соня просила оставить девочку с ней, убеждая Александра, что несмотря на трудные условия, девочке будет лучше с бабушкой. Но Александр ответил: «Это всё, что у меня осталось от Симы» и забрал дочку.

Малка Шекин

Продолжение следует...

Нравится Категория: Рассказы о былом | Просмотров: 410 | Добавил: Liza | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: