Приветствую Вас, Гость
Главная » 2012 » Март » 11 » Возрожденная из пепла. Продолжение.
01:07
Возрожденная из пепла. Продолжение.
Продолжение. Начало см.
Синагога оставалась моей главной заботой и дальше. Начальник моего управления выделил мне автомашину, и я стал ездить по знакомым с просьбой о помощи. Стал привозить трубы нескольких диаметров, запорную арматуру, фитинги, сгоны, радиаторы, краску, олифу, гвозди, доски, т. е. все, что может пригодиться при ремонте. Всякий инструмент, кисти и валики для масляной покраски…
И так, день за днем я потихоньку в синагогу «натаскал». Теперь нужны рабочие. И я решился из управления механизации снять две бригады и перевез их в синагогу. С рабочими я договорился, с начальником переговорил, он мне доверял. А я обещал привести в надлежащий вид здания и сооружения управления.
За декаду два помещения на втором этаже синагоги были отремонтированы, в т.ч. и полы. «Трибунку» (кафедру для ведущего молитву) привез Майзель, и мы начали проводить ежедневные утренние и вечерние молебны… В молитвенном зале я установил обогреватель на 220 V, под ним — поддон с водой, чтобы кислород в комнате не сжигался, и в ней всегда был свежий, увлажненный воздух…
Итак, первая проблема была решена: мы стали молиться в своей синагоге. Но этого было явно недостаточно: мы нуждались в средствах для оплаты работ, которые запланировали начать с наступлением весны. В связи с чем я решил посетить директора объединения шахтоуправления им. Засядько Звягильского Ефима Леонидовича. Мы мило побеседовали, я ему доложил ситуацию. Надо отдать ему должное, он меня выслушал внимательно и сказал: «Стройматериалами я помогу, пожалуйста!» Я попросил 200 листов конструкционного шифера. Звягильский при мне позвонил начальнику снабжения шахты и приказал погрузить 200 листов шифера и шиферные гвозди. При этом добавил, чтобы тот «укомплектовал» машину двумя грузчиками: «В синагоге одни старики, чтоб рабочие эти листы разгрузили и внесли в помещение». А мне он, между прочим, сообщил, что в конце апреля состоится заседание Донецкого отделения общества «Украина — Израиль». Приглашены бизнесмены, предприниматели, первые лица предприятий и др. «Я вас приглашаю, и готовьтесь выступить с вашими вопросами». У нас давно был готов проект реконструкции и капремонта здания и составлена смета. И со своей просьбой я должен обратиться к уважаемому собранию…
И вот собрание. В президиуме — Звягильский и его зам. — председатель Ворошиловского исполкома Адамов Борис Исаевич, в президиум пригласили и меня… Звягильский сообщил, что на совещании присутствует председатель общины иудеев г. Донецка и предоставил мне слово. Я обрисовал положение, доложил, что материалы для ремонта уже есть, но для оплаты работ нужны деньги. Составлен план реконструкции и капремонта и на основании этих документов составлена смета: стоимость всех работ оценена в 6,5 млн. рублей. Посыпались вопросы: кто составлял смету? Какие расценки заложены в стоимости материалов? Какие гарантии, что деньги не уйдут налево? Кто ответственный за ремонт и является ли он строителем?..
Я постарался ответить на все вопросы — коротко и ясно. «Планы реконструкции, капремота и смета, — сообщил я, — были составлены в проектном институте «Горремпроект» под руководством Павла Вигдергауза. С этим институтом, думаю, многие из вас знакомы. Ответственным за восстановление здания синагоги являюсь я, строитель с сорокалетним стажем. А что касается гарантий, то вот вам мое слово, и если вам его недостаточно, назначьте из своих рядов куратора, перечислите на его счет деньги, а я каждый месяц буду предоставлять ему акты на выполненные работы — форму №2…» Пошумели, поспорили, но денег не пообещали, и я ушел, как писали в старых романах, с «низко опущенной головой». Однако буквально на следующий день к нам в синагогу заявился дедок с внучкой и стал разыскивать председателя общины. В синагоге продолжались работы электриков, которых прислал мой добрый приятель. Они прятали проводку под штукатурку, меняли электрощит, который в любой момент мог взорваться. Так вот, он меня нашел и только спросил, а точно ли являюсь я Цыгуткиным? Получив положительный ответ от меня и подтверждение моего заместителя Михаила Иосифовича Китайгородского, он сообщил, что «принес шесть лимонов». В то время я был далек от новых словечек, взял пакет и положил на сейф, а сам пошел вниз к электрикам. Меня догнал Миша и сказал, что «лимон» на современном жаргоне — это миллион! Я рванул наверх, развернул пакет и… О, Б-г мой! Шесть пачек по миллиону рублей!
То, что директор обувного объединения «Контур» был в Германии, я знал и подумал, что это он прислал нам этот «подарок к чаю», шесть пачек по миллиону! Я поехал к Юрию Дмитриевичу Сенаторову, с собой захватив чековую книжку. Он с улыбкой меня встретил и тихо сказал, что в моей честности уверен и никаких чеков не требуется, а это первая шефская помощь синагоге, и что он принял решение: направить в наше распоряжение строительную бригаду во главе с прорабом и… «Не надо благодарностей, мы и так задолжали Всевышнему, пусть наша помощь нам зачтется!»…
Небольшое отступление. После собрания общины наш зам. председателя Леонид Фридман собрался в США. Вызов ему прислал его сын. Мы снабдили нашего Фридмана письмом и фотокопиями состояния синагоги. И попросили, чтобы он попал на прием к Ребе Менахем-Мендлу Шнеерсону и просил у него помощи. Представьте себе, он был принят Ребе! И рассказал ему о наших бедах, о том, что синагогу «вырвали», но ремонт требуется капитальный. Материалы для этого имеются, а вот средства…
Ребе внимательно выслушал и задал вопрос: «Сколько евреев проживает в Донецке?» Леонид ответил: около 50 тысяч. И Ребе сказал: «Соберите евреев, объясните ситуацию, пусть каждый пожертвует 50 — 100 рублей, на оплату за ремонт вполне вам хватит». И... подарил ему серебряный доллар.
Держа в руках этот доллар, я даже не мог предположить, что случится чудо! И нам безо всякого собрания вскоре принесут такую сумму! Как не верить в предвидение Ребе, этого Цадика, святого человека! Мы стали платежеспособными, мы можем нанять ремонтные бригады и оплатить стоимость затраченного труда! Вот вам серебряный доллар, подаренный нам нашим Ребе!!!
Появились деньги — и мы на постоянную работу смогли принять бухгалтера, уборщицу. Я не мог быть в синагоге целый день — работал в управлении механизации прорабом, а еще учил детей. Нагрузка предельная, но я был в хорошей форме, и меня хватало на все…
Я позвонил моему приятелю Мише Ломбергу (его участок когда-то был подрядчиком на объектах нашего предприятия). Я всегда считал Ломберга порядочным человеком и решил задействовать его на капремонте первого этажа синагоги. Одновременно были начаты отделочные работы в двух офисах — будущего ребе и председателя общины.
Директор «Контура» Сенаторов Ю. Д. слово сдержал: к нам прибыла бригада строителей и занялась окнами и дверьми. Словом, мы работали, и считали, что к Рош-Ашана синагогу, кроме большого зала, мы подготовим.
Одновременно у нас трудилось звено газосварщиков. В отделе снабжения объединения «Донецкэлектрострой» работал мой приятель. Если память мне не изменяет, его звали Барский Даниил Григорьевич. С его помощью нам отпустили два отопительных котла, унитазы и умывальники. Большую помощь нам оказывал мой добрый приятель Тверье Илья Григорьевич. Он снабдил нас фитингами, сгонами, запорной арматурой. Потом у нас появилось звено сантехников. Кстати, активное участие в этих работах принимал и мой зять Золотов Евгений. Итак, капремонтом синагоги мы занялись основательно… В дальнейшем нашими спонсорами также стали:
— фирма «Донэкспорт-уголь» — Толкацер Дмитрий Яковлевич;
— фирма оптовой торговли продовольствием — Цисен Семен Абрамович;
— фирма «Украина — США Сталь» Заславский Александр;
— трест «Электростроймонтаж» — нач. материально-технического снабжения;
— совместное украинско-американское предприятие «Гаро» — Хаймович Гарий
и многие другие.
Всем им от имени нашей общины была выражена сердечная признательность. Благодаря их помощи, к зиме в нашем здании мы уже имели тепло, воду, действовали туалеты, была сооружена противопожарная система, а первый этаж здания был полностью реставрирован и капитально отремонтирован.

Дина и Пинхас Вышедские после приезда в Донецк. Фотография из книги.


В канун Песаха на должность раввина общины нам была предложена кандидатура раввина Пинхаса Вышедски.Пинхас оказался молодым человеком 28-и лет. Я сказал ему открыто, что, наученные горьким опытом, мы боимся представителей из-за границы. И лично, сам, этот вопрос я решить не смогу: «Вам придется встретиться с советом общины, и уже тогда мы примем совместное решение»…
Пинхас мне понравился — смотрит прямо в глаза, сносно говорит по-русски. Сказал мне, что у него высшее религиозное образование и после окончания обучения он получил благословение нашего Ребе Менахем-Мендла Шнеерсона. Он оказался в курсе наших бед.
На следующий день состоялась его встреча с нашим советом. Пинхас все о себе рассказал. Мы обменялись мнениями и пришли к единому выводу: раввин нам нужен, и решили избрать Пинхаса Вышедски нашим раввином. Вскоре оказалось, что доверие молодой раввин оправдал: все, обещанное им, стал он исполнять неукоснительно …
Григорий ЦЫГУТКИН
Нравится Категория: История еврейской общины | Просмотров: 4197 | Добавил: Liza | Теги: Синагога в Донецке, сталино, евреи Юзовки, Донецкая еврейская община, евреи Донбасса, Вышедский, История евреев Донецка, синагога в Юзовке, Цыгуткин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Григорий Цыгуткин  
Здравствуйте Михаил!!!

Кто это меня так боялся?.............................Я очень рад что меня помят и благодарен газете "Наша Жизнь" за публикации моих воспоминаний. Всем большой привет кто меня знает.

1 Михаил  
О, старина-Цыгуткин! Помню, помню... Его боялись, как огня, потому что он решал, кому быть у руководства общиной, кому не быть. Поэтому новые хозяева очень ждали, когда же он, наконец, уедет в свою Америку. За пару дней до его отъезда в синагоге вывесили специальный стенд "Они сражались за Родину", где фото Цыгуткина было в середине и самое крупное. Он уехал себе с богом, со спокойной душой. А как только он уехал, стенд убрали на другой же день за ненадобностью, как старый хлам...

Имя *:
Email *:
Код *: