Приветствую Вас, Гость
Главная » 2013 » Февраль » 14 » Семья Аграноник
13:57
Семья Аграноник

Публикуется впервые

Мы продолжаем рассказ о донецких еврейских семьях.
Разные судьбы, разные люди...
Странички семейных альбомов отражают историю нашего города.
Сегодня рассказ пойдет о семье Аграноников. Приношу большую благодарность Анне 
Аграноник за участие в подготовке этого материала и предоставленные фотографии.
 
Семья Аграноников перед войной: Хаим, Боря, Доба, Израиль, Цыля, Володя, Нема (с сыном), Абраша (муж Эти), Этя, Толя, Фаня (с сыном).

Свои корни семейство Аграноников  ведет из еврейского местечка Освея в Витебской губернии Белоруссии.
Отслужив положенный срок в Российской армии, солдат Песах Аграноник вернулся домой и вскоре женился на своей двоюродной племяннице, Добе Аграноник.
Один за другим родились двое сыновей -Толя (Нахмэн)-1902 года рождения и Вениамин(Нема)-1904 года рождения.
Пинхас был хорошим портным, но в населенной бедняками Освее он не смог найти достаточно заказчиков, чтобы выбиться из нужды.
Поговаривали, что далеко, на Украине, есть рабочий поселок Юзовка, выросший рядом с заводом. И вот там-то хороший портной всегда будет с куском хлеба.
После долгих обсуждений семья начала собирать вещи. К ним присоединились два брата Добы, Хаим и Залман.
Семья обосновалась на новом месте. Незадолго до Первой мировой войны непоседливый Хаим, тоже работавший портным, прослышал о далекой Аргентине, что уж там-то настоящий рай для мастерового человека.
В Аргентине, как рассказывает внучка, Анна Аграноник: "Дед Песах устроился работать в ресторан поваром, и хозяин его ценил. Должен был забрать туда семью, но у Хаима с работой не сложилось, и он уговорил деда вернутся в Юзовку".
Вскоре началось смутное время, Первая мировая война. В семье родился седьмой ребенок,   Борис. Чтобы помочь родным, Толя и Нема пошли работать в типографию.
В Юзовке умами многих рабочих завладели идеи большевиков.
Революция, Гражданская война... город переходил из рук в руки: красные, белые...
Не осталась в стороне семья Аграноников... Они прятали подпольщицу-большевичку от рук белых.
Толя стащил из типографии шрифт для красного подполья. Кто-то выдал подпольщиков, в их числе и Толю. "Его посадили в тюрьму в Артемовске (тогда Бахмут),- рассказывает Анна,- деду приходилось пешком туда добираться из Юзовки. Когда белые отступали, они решили отравить всех, кто сидел в тюрьме. Дядю Толю спасло то, что одна женщина передала ему бутылку молока. Вот такая история".

Дети Добы и Песаха Аграноников. Верхний ряд: Фаня,Толя; нижний: Нема(папа Анны) и Этя


Беда не приходит одна. В 1921 году умер отец семейства, Песах Аграноник. Доба вынуждена была работать, где придется. Чтобы поддержать мать, старшая дочь, Фаня(1908 г.р), пошла работать на швейную фабрику (позже названную фабрикой Володарского). 
Сыновья продолжали работать в типографии. Анна Аграноник: "Семья активно участвовала в строительстве нового общества, как и многие евреи, в надежде на лучшую жизнь. Папа мой был членом партии с 1925 года.Он был профессиональный печатник. Работал в обкомовской типографии, и старшим цензором в Облите, потом в типографии фабрике "Детской игрушки", в типографии ДПИ. Папа умер в 1978 году." 

По-другому сложилась жизнь младших детей. 
Анна Агрононик: "Младшие дети получили высшее образование. Дядя Володя(1910 г.р.) окончил Харьковский медицинский институт. Служил в армии военным врачом ,а дядя Боря (1916 г.р.) окончил Харьковскую консерваторию(скрипка) Добровольно ушел на фронт,получил тяжелое ранение,о нем была статья в сталинской газете " Руки скрипача". После войны он работал в симфоническом оркестре московской филармонии". 

Борис Аграноник

Хаим Агрононик с семьей прожил до конца своих дней в Донецке. У него было 4 детей (Израиль, Семен, Яша и дочка Лиза). Израиль окончил индустриальный институт и работал в Научно исследовательском институте, Семен - Харьковский железнодорожный, в годы войны служил в железнодорожных войсках и всю жизнь проработал на Донецкой железной дороге.

Семья Хаима Аграноника перед войной. Нижний ряд: Доба, Хаим, Феня.
Верхний ряд: Семен, Израиль, Яша, Лиза
 
Трагически сложилась жизнь Якова. Еще до войны он закончил Ленинградское военно- морское училище и был инженер-капитаном подводной лодки. Смерть настигла его на подводной лодке «К-3» во второй половине марта 1943 года вместе с 68 его товарищами. 
О Якове Агранонике и экипаже подводной лодки Макс Зингер написал книгу  "Огонь в полночном океане".

Сима Аграноник


Анна Аграноник: "Залман, второй брат бабушки, имел в Юзовке красильню на 7 -линии. У него было тоже 4 детей (Лева, Фаня, Женя, Сима). Лева работал главным инженером трамвайно-троллейбусного парка в Сталино. Женя окончил Московский строительный институт. Он работал в области канализации и водоснабжения в Ленинграде, доктор наук. Залман с женой и дочерью Симой (у нее были проблемы с легкими) в 30-е годы переехали в Крым, в Ялту, там у них тоже была красильня и свой дом, туда съезжались на отдых все юзовские родственники. Залман с семьей не смог эвакуироваться, и они были уничтожены, как и все евреи". 

Елизавета Гиллер

 

Нравится Категория: Семейный альбом | Просмотров: 2214 | Добавил: Liza | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 5
4 Инна Иосифовна Городецкая  
0
Я, Инна Городецкая, хочу дополнить статью о семье Аграноник. На первом же фото есть моя мама - Циля Аграноник. Анна Аграноник о ней ничего не знала, связь была потеряна, потому и не написала. Мама родилась в 1915 г., получила профессию счетовода. В 1940 г. вышла замуж за моего отца - Городецкого Иосифа Моисеевича. Он тогда работал кинооператором в Сталино. Фото семьи, которое открывает публикацию, сделано им. В первые же дни войны папа ушел на фронт, мама была в эвакуации в Иркутске одна, без родных, очень тосковала. Её было трудно, хотя как жена офицера получала пособие. В 1942 г. мама поехала в Новосибирск по вызову от госпиталя к раненому брату Борису, чтобы ухаживать за ним, а потом сопровождать в Среднюю Азию. Отец был ранен дважды за первый год войны. Второе ранение - в живот, сделало его инвалидом. Сохранились письма отца к маме - ни одной жалобы, только слова ободрения и любви. Наконец мама и отец встретидись в конце 1943 г. в Сталинабаде, где папа не только лечился, но и преподавал военное дело в мединституте. Во время войны мама периодически работала счетоводом. Весной 1944 г. они переехали в Черновицы, Западная украина. Отец работал кинооператором, мама его ассистентом. В 1945 г. папа получил назначение в Ворошиловград, где в октябре 1945 г. родилась я, в сентябре 1950 г. брат Леонид. В 1952 г. осенью маму увезли в Москву, она была больна раком. Дядя Боря поместил её в больницу, где работала его жена Анна. 5 марта 1953 г. мама умерла в больнице. Похоронили её в Москве. Через много лет рядом с неё лег и её любимый брат Борис.

5 Liza  
0
Большое спасибо, Инна!
Очень интересное и ценное дополнение!
С удовольствием прочитала: интересные судьбы наших земляков!
Если Вам есть что рассказать о семье вашего отца, с удовольствием напечатаю на сайте.
Обратиься ко мне можно через пункт меню Обратная связь

3 Юрий  
ПРОЧИТАЛ О СЕМЬЕ ЕВРЕЙСКОЙ!!!хорошо написано!Я знал Лёву-главного инженера ТТУ!!Мы ему пару раз помогали в проектировании!Умный человек!!Жив ли он?

1 ana  
Спасибо большое Елизавете Гиллер,за публикацию о моей семье!!!!

2 Liza  
Пожалуйста!
Мне с тобой было приятно работать!

Имя *:
Email *:
Код *: