Главная » 2012 Август 2 » Семья Лукер. Оборванные ветви...
21:56 Семья Лукер. Оборванные ветви... | |
Публикуется впервые
Генеалогический поиск мне иногда напоминает работу следователя: неожиданные находки и удачи, опрос родных, изучение документов, неверные версии и внезапные озарения, попытка из отрывочных сведений составить единую картину. Каждое открытие сопровождается выбросом адреналина в кровь, душа поет… Самых больших результатов я достигла в изучении родословной семьи Лукер (Ликер, Луккер). Правда, больше вширь, чем вглубь…
Мой поиск начался четыре года назад со знакомства с человеком, бабушка которого носила, как и моя бабушка, фамилию Лукер. Никаких сведений о родстве мы не имели, хотя существование родственной связи не исключалось. Именно это знакомство побудило меня заняться генеалогией и попытаться разобраться во всех хитросплетениях семейного дерева. На начало моего исследования мне было известно совсем немного. Моя бабушка, Года Хаимовна Лукер (1894 г.р.), родилась в еврейской колонии Затишье, которая находилась на территории нынешней Донецкой области. У нее были родные сестра Блюма (Люба) и брат Самуил, с потомками которых я была знакома.
Перво-наперво я решила обратиться за дополнительной информацией к своему 95-летнему дяде. Оказывается, его прадед по фамилии Лукер, родившийся в Ковно (сейчас - Каунас, Литва), отслужил 25 лет в царской армии, а по окончании службы был якобы награжден наделом земли на Украине.
После долгого, полугодового путешествия на лошадях вместе со своей семьей он с другими соплеменниками основал колонию Затишье. Первопроходец Лукер (имя его неизвестно) был кузнецом. Его сыновья Хаим (отец моей бабушки) и Арон стали меламедами, учили детей еврейскому закону. У Хаима и его жены Перл было пятеро детей, троих из которых я знала: Года (моя бабушка), Блюма (Люба) и Самуил. Третью дочь звали Голда (Ольга). А вот имя пятого, старшего сына, дядя не вспомнил.
О нем было известно совсем мало: умер рано, оставив жену Хаю и сына Нахмана. Жена готовила для свадеб, а также изготовляла и торговала фарфелах (заправка для бульона), чем зарабатывала на хлеб для себя и сына. Нахман погиб совсем юным в результате несчастного случая. В Сталино только запустили первый трамвай. Паренек ехал на подножке и погиб, ударившись о близкостоящее к трамвайным путям дерево.
Хая Лукер в самом начале войны уехала в родное Затишье и там погибла от рук нацистов вместе с односельчанами.
Рассматривая семейный альбом, я нашла фото красивого печального юноши, адресованное братикам и сестричкам и подписанное "Н. Лукер. 1929 г.". Я отправила фотографию дяде, и он уверенно сказал, что это действительно Нахман Лукер. На одной из групповых фотографий дядя нашел фото его матери, Хаи Лукер.
Об отце Нахмана ничего известно не было: ни имени, ни даты рождения или смерти.
Все это удалось узнать много позднее. А помог в этом генеалогический форум "Еврейские корни". Одна из коллег по поискам, Елена Говор, изучая метрические книги Павлоградской синагоги, наткнулась на запись о смерти в 1918 году Израиля Хаимова Лукера из Затишья,1889 года рождения. Я не могла поверить - неужели это запись о смерти бабушкиного брата? И родственники вспомнили, что, действительно, имя старшего брата бабушки было Израиль.
Есть и другие ветви моего семейного древа, которые, не имеют продолжения, так же, как эта. Война, безжалостные судьбы - нет людей, нет фотографий, нет документов, и вспомнить некому.
Такой же обрубленной веточкой оказалась семья Голды Лукер. В семейном альбоме я обнаружила фото молодой семьи с прелестным кучерявым ребенком с дарственной надписью брату и сестре, датированное 1923 годом и подписанное "Добкины".
Постепенно удалось выяснить, что на этом снимке семья бабушкиной сестры: Голда Добкина (Лукер), ее муж, Абрам Добкин и старший сын. Я знала, что Абрам скоропостижно скончался в поезде сразу после войны.
Родственники утверждали, что в семье было двое сыновей, но имена их забылись. Оба погибли во время войны.
Имя старшего сына я узнала из базы данных о погибших во время войны (ОБД-Мемориал): Хаим Добкин, родился в 1921г., погиб на фронте в 1943г. А вот данных о младшем сыне Голды найти не удалось.
Судя по отсутствию его на семейной фотографии, он родился не ранее 1924 года. Во время войны Голда Добкина (Лукер) находилась в эвакуации в Узбекистане. Это подтверждает карточка эвакуированной, скан которой мне удалось найти в сети. (Карточки эвакуированных в Узбекистан оцифрованы и внесены в базу данных). Малолетние дети вписывались в карточку матери. Однако, младший сын Голды там не значится.. Возможно, он погиб во время дороги в эвакуацию? Можно только гадать...
Еще одной ветвью без продолжения была семья бабушкиного брата Самуила Лукера. Я знала его дочку, Евгению Лукер (1923-1999), у которой не было семьи. А вот информация о ее матери полностью отсутствовала. Сохранилось детская фотография Жени с маленькой сестричкой, да надпись на фотокарточке моей мамы «Жене и Ане Лукер». Об Ане я не знала ничего.
Помог случай. Параллельно с изучением семейной истории, я занимаюсь историей еврейской колонии Затишье. Один из найденных мной потомков жителей колонии Затишье, Леонид Трахтман, оказался троюродным братом Евгении Лукер. От него я узнала, что жену Самуила звали Люба Розенберг, у них было две дочери - Женя и Аня. У Леонида сохранилось более поздняя фотография сестер.
Но никто не мог ничего рассказать о судьбе Ани. В базе данных Музея Яд-Вашем я нашла запись о смерти Анны Лукер, дочери Самуила Лукера и Любови Лукер (Розенберг). Детали соединились в единую трагическую картину: Аня погибла. Позднее удалось узнать, что девочка уехала в гости к тете в Ровеньки и там была убита фашистами вместе со своими родственниками.
Я надеюсь, что впереди меня ждут новые открытия. Елизавета Гиллер | |
|
Всего комментариев: 1 | |
| |