Главная » 2013 Январь 16 » Поляковы. Часть 2. Яков и Лазарь
21:18 Поляковы. Часть 2. Яков и Лазарь | |
Если Самуил Поляков был известен как «железнодорожный король», то Яков и Лазарь вошли в историю предпринимательства как банкиры и владельцы крупнейших торговых домов. Биография старшего из братьев, Якова Полякова (1832-1909 гг.), проходила в активной предпринимательской деятельности, без резких колебаний и потрясений. С 1860-го по 1864 гг. он состоял «при капитале» своего отца, 1-й гильдии Яков и Лазарь Поляковы купца г. Орши, а с 1864 по 1869 гг. он уже работает по собственному свидетельству купца 1-й гильдии. В 1868 г. переводится вместе со всей семьей в таганрогские 1-й гильдии купцы, где начинает заниматься бизнесом, открыв в 1870 г. собственный торговый дом. Поддавшись, как и другие предприниматели, угольной «лихорадке», он в своем имении Краснополье оборудует одним из первых угольные шахты. Инициатива была поддержана братьями, которые увидели в этом новые возможности для бизнеса. Поляковы начинают с выгодой реализовывать донецкое топливо в портах Черного и Азовского морей. Добываемый в Донбассе уголь стал постепенно вытеснять привозной английский. С целью дальнейшего развития угольного дела Я. Поляков одним из первых, за свой счет, посылает инженеров на учебу и стажировку за границу для изучения горного дела. Работая с пароходными компаниям, Я. Поляков начинает с интересом вникать в тонкости морского бизнеса, который в этот период стал активно развиваться. Проанализировав имеющиеся возможности и перспективы развития, он предлагает создать пароходную компанию, убеждая братьев связать воедино уголь и другие грузовые перевозки с железными дорогами и морским транспортом. Получив их согласие и поддержку, Я. Поляков в 1871 г. создает акционерное общество «Азовское пароходство» с уставным капиталом, равным 0,5 млн. руб. Учредителями общества стали: коммерции советник Самуил Поляков и таганрогский 1-й гильдии купец Яков Поляков. В уставе общества было записано, что оно создается «для продвижения грузов, проходящих к портам Азовского моря по железной дороге, гужом и рекою Доном, для отправления их за границу и для принятия грузов, приходящих из-за границы к Керченскому и Таганрогским рейдам и другим портам на заграничных судах». К 1880 г. «Азовское пароходство» уже имело 6 пароходов общей грузоподъемностью 870 тонн, 3 пароходных буксира и 6 барж. Постоянно наращивая торговый оборот и капитал (за счет выпуска новых акций), общество старается регулярно пополнять свой пароходный парк. Так, в 1894 г. в Англии были закуплены 4 грузопассажирских парохода стоимостью 25 тыс. ф. ст. каждый, грузоподъемностью 830 тонн. Пароходы получили название по линии обслуживания: «Новороссийск», «Ялта», «Севастополь», «Батум». Позднее эти пароходы были сданы в аренду пароходству РОПиТ, а общество стало специализироваться в основном на каботажных перевозках по Азовскому морю. В своей записке на имя министра финансов С. Ю. Витте, посвященной 25-летней деятельности Торгового дома в Приазовском крае, Я. Поляков называл себя учредителем первого отечественного пароходства, существовавшего без правительственных субсидий. Введение с 1870 г. парового каботажа вместо парусного дало возможность сократить время разгрузки судов с 10—15 дней до 2—3 дней и удешевить на 1—2 коп. стоимость доставки пуда груза. Азовское пароходство Я. Полякова обладало «перевозочными средствами до 15 млн. пудов в течение навигации для заграничного отпуска хлеба». Подъем деловой активности в стране потребовал от Я. Полякова поиска новых направлений и возможностей для их реализации. Предвидя ту роль, которую в этом процессе могут сыграть банки, Я. Поляков предлагает своим братьям стать учредителями ряда финансовых структур. Поляковы последовательно становятся в 70—80-е гг. учредителями Донского Земельного, Петербургско-Азовского коммерческих банков, а также Азовско-Донского коммерческого банка с отделениями во всех портах Азовского, Черного морей и на Кавказе. Развивая банковскую структуру, Я. Поляков позднее, для посреднических операций со своими банками, открывает в Петербурге новый коммерческий банк, получивший название Петербургско-Азовский, поставив во главе его своих сыновей. Через этот банк он входит в международную банковскую систему, открыв его отделения за границей, в том числе и в Брюсселе. Опираясь на созданную банковскую структуру, он приобретает акции Русско-Персидского торгово-промышленного общества и разворачивает деловую активность в этом направлении. Однако вскоре под давлением царского правительства он вынужден был свернуть все свои операции и передать банк в управление Государственного банка. Переименованный в Учетно-ссудный банк Персии, он позднее стал главным орудием в политике экономического проникновения России в Персию. За свои заслуги на предпринимательском поприще Я. Поляков получает звание коммерции советника, действительного статского советника, избирается почетным гражданином г. Таганрога. В своем имении, на берегу Азовского моря, занимавшего около 2 тыс. десятин земли, он строит вторую в России (первая в С. Петербурге) электростанцию, работавшую на постоянном токе, и двухэтажный дом-дворец на английский манер, занимаясь выращиванием элитных лошадей. Однако наступивший в 1900 г. общий финансовый кризис в России сильно отразился на принадлежавшем Я. Полякову Петербургско-Азовском банке, что в значительной степени сказалось на всех его остальных предприятиях. К началу русско-японской войны, несмотря на оказанную ему правительством финансовую поддержку, действительный тайный советник Я. Поляков, получивший в 1897 г. потомственное дворянство, утрачивает былое влияние в деловом мире и заканчивает свой жизненный путь за границей в 1909 г. Лазарь Поляков (1842—1914 гг.) начинал свою предпринимательскую деятельность, опираясь на капиталы и связи старших братьев. В 1860-х гг. вместе с Самуилом он занялся железнодорожными подрядами и в августе 1870 г. за участие в строительстве Курско-Харьковской железной дороги был награжден орденом Св. Станислава III степени и получил звание почетного гражданина. Наработав в содружестве со старшими братьями определенный практический опыт, он переключает основное внимание на банковскую сферу, занявшись дисконтом векселей и другими банковскими операциями. В 1873 г. объявляет об открытии в Москве собственного банкирского дома. По мере расширения деловых операций этот банкирский дом становится центром управления большой группы банков, железнодорожных, промышленных и торговых обществ. Л. Поляков, будучи председателем совета Петербургско-Московского банка, становится учредителем, главным акционером и фактическим распорядителем Московского Международ-1ного торгового, Южно-Русского Промышленного, Орловского Коммерческого, Московского и Ярославско-Костромского земельных банков. К концу 1901 г. эти коммерческие банки имели р8 отделений не только в стране, но и за границей. Кроме того, Л. Поляков становится главным, а в отдельных случаях — единственным акционером Московского товарищества резиновой мануфактуры, Московского домовладельческого и строительного общества, Московского общества для сооружения и эксплуатации подъездных железных путей в России, Коммерческого страхового общества, завода Рязанского товарищества для производства сельскохозяйственных орудий и ряда других. Постепенно, вводя в правление банков и товариществ своих сыновей Александра, Исаака и Михаила, он к началу XX в. становится одним из ведущих частных банкиров страны, успешно действуя не только в области коммерческого, но и ипотечного кредита. Ключевым звеном в его коммерческой деятельности становится Московский Земельный банк. Располагая основным капиталом в 10,5 млн. руб. и резервным в сумме 6,6 млн. руб., он возглавил список учреждений акционерного ипотечного кредита страны. За счет Земельного банка подпитывались другие финансовые компании группы Поляковых, а в случае необходимости — закладывалась и принадлежавшая семейству недвижимость. Контроль над банком давал также возможность скупать недвижимость, поступавшую в его распоряжение в случае «неисправности» должника. С этой целью в 1891 г. было организовано Московское домовладельческое товарищество, приобретавшее у банка заложенное имущество с торгов по минимальной цене, а также Московское лесопромышленное товарищество, работавшее с внегородским имуществом — земельными участками, лесными дачами и т. д. На 1 января 1904 г. в распоряжении этого товарищества находилась территория в 255 091 десятин земли, оцениваемая в 8 млн. руб. Банки семейства Поляковых вели активную деятельность в Приазовье и Донбассе. По некоторым данным, Л. Поляков считался основателем Общества южнорусской каменноугольной промышленности. Он неустанно дробил и вновь укрупнял свои банковские структуры, создавал и тут же ликвидировал различные промышленные общества и товарищества, выпускал акции несуществующих предприятий и брал под их залог кредиты, которые сразу же пускал в оборот. У него в крови была страсть к риску, увлечение чисто игровыми элементами предпринимательской деятельности. Так же, как и старшие братья, Л. Поляков активно занимается благотворительной деятельностью. Он содержал ремесленные школы в Орше, являлся членом Арбатского отделения попечительства о бедных. Значительные средства выделял на Румянцевский музей и на создание Музея изящных искусств в Москве, состоял в должности попечителя Московского благотворительного приюта, находившегося в ведении Императорского человеколюбивого общества, членом-учредителем Московского отделения Русского технического общества, учредил ряд стипендий во многих высших и некоторых средних учебных заведениях Москвы. Видную роль он играл и в общественной жизни как председатель московской еврейской общины. За свою благотворительную и общественную деятельность он был награжден орденами Св. Станислава I, II и III степеней, Св. Анны III степени, Св. Владимира IV степени и персидским орденом Льва и Солнца. Его заслуги в бизнесе были отмечены высшими турецкими орденами Меджидие и Османие. Имел титул коммерции советника, звание действительного статского советника, потомственного почетного дворянина. В начале 90-х гг. под контроль Л. Полякова переходят Международный Торговый и Южно-Русский Промышленный (бывший Киевский Промышленный, созданный при участии сахарозаводчика М. Бродского, кредитовавшего сахаро-рафинадную отрасль) банки, правления которых он переводит из Киева в Москву. Под его руководством Международный Торговый банк по объему торговых операций выходит на второе место, после Купеческого. Пользуясь родственными связями с семьями отдельных английских и французских банковских домов, Л. Поляков входит в компанию ведущих европейских банкиров. Он открывает отделения своего банка в Кенигсберге, Данцинге, Лейпциге, Марселе, Роттердаме, Штеттине и Тегеране, занимаясь в основном финансированием экспортной, хлебной торговли, способствуя экспансии российского предпринимательства в Среднюю Азию и Иран. В 1883 г. он утверждается в звании турецкого генерального консула в Москве, а в 1890 г. становится персидским генеральным консулом. Опираясь на свои банки, Л. Поляков начинает создавать и здесь свои предприятия: в 1889 г. он приобретает у бельгийца Дени концессию на монопольное производство спичек в Персии, учреждает Товарищество промышленности и торговли в Персии и Средней Азии, которое строит спичечную фабрику и занимается покупкой среднеазиатского хлопка и продажей его в Москве. Для финансирования этих операций он открывает отделения банка в Бухаре и Коканде. В Персии он инициирует и строит первую шоссейную дорогу, финансирует и возглавляет строительство железной дороги от Тегерана до Шах-Абдул-Азима. Увы, сложная система банков и предприятий, состоявшая из 6 акционерных коммерческих, трех земельных банков и 25 разных предприятий, тесно связанная и зависимая друг от друга, не выдержала разразившегося мирового экономического кризиса. Это заставило Л. Полякова обратиться за помощью к государству. Осенью 1901 г. министр финансов С. Витте подготовил специальный доклад царю Николаю II, в котором предлагал оказать поддержку этой банковской системе, так как она была очень тесно интегрирована со структурами Госбанка, возложив в то же время всю ответственность за критическое положение дел на самого Полякова. Обосновывая свое мнение, он писал: «Иначе дело обстоит с частными банками, в прочности коих, кроме акционеров, заинтересованы все вкладчики, на сумму 21,5 млн. руб. в Московском Международном банке с 29 отделениями, 4,1/3 млн. руб. в Южно-Русском банке с 7 отделениями и 13 млн. руб. в Орловском банке с 21 отделением. Приостановка платежей этими банками, существующими уже около 30 лет, не только разорила бы множество вкладчиков, разбросанных по всей России, но и нанесла бы сильный удар всему частному кредиту, подорвав и без того пошатнувшееся доверие к частным банкам». Для ведения дел Л. Полякова и его предприятий было образовано Особое совещание при Московской конторе Государственного банка, получившее право кредитовать банкирский дом для выплаты по вкладам и текущим счетам, а также для оплаты долгов заграничным и русским банкам, поддержки жизнеспособных предприятий. В течение 1902—1903 гг. сумма ссуд, выданных Государственным банком структуре Л. Полякова, составила 22,5 млн. руб., однако это не спасло его. В связи с плохой рыночной конъюнктурой и начавшейся русско-японской войной ликвидация дела Полякова приняла затяжной характер. Однако Л. Поляков не собирался сдаваться и предпринял отчаянные усилия, чтобы сохранить свое влияние. В 1912 г. он добивается разрешения на возврат части имущества, находящегося в залоге, начинает постепенно погашать долги. Однако из-за своей кончины в январе 1914 г. ему до конца не удалось решить эту проблему с Государственным банком, тяжбу с которым продолжил его сын М. Поляков. На похоронах Л. Полякова московский раввин Я. Мазэ в своей речи сказал: «С тех пор, как семья Поляковых заняла высокое положение в обществе, это имя стало сказочным в устах всего еврейского населения «черты оседлости», и, благословляя детей перед венчанием, обездоленные братья наши употребляли форму: да сделает тебя Бог подобным Полякову». Октябрьские же события 1917 г. поставили окончательную точку на существовании банкирского дома Л. Полякова. Братья Поляковы занимали исключительное положение в предпринимательском мире 1870—1890 гг. как крупные предприниматели железнодорожного дела, учредители банков и различного рода предприятий. Поляковские банки с их отделениями размещались во многих городах страны, поляковские железные дороги и морские транспортные пути связывали центр с югом и Донецким бассейном, стимулируя предпринимательскую активность как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Практически каждая 7-я верста всех железных дорог России была построена ими. Несмотря на различные проблемы, этой семье покровительствовал царь Николай II. Так, внук Якова Полякова Владимир (1880—1956) в ноябре 1897 г. был возведен в потомственное дворянство «с правом на внесение в дворянскую родословную книгу, в третьей части оной». В мае 1898 г. «в виде совершенного исключения» он был допущен к конкурсу для поступления в Институт инженеров путей сообщения, а в 1904 г. причислен к управлению генерального комиссара Всемирной выставки в Сан-Луисе. После получения диплома он входит в состав правления Сибирского Торгового банка, а после революции был финансовым советником британского посольства в Петрограде, затем работал корреспондентом «Тайме», был хорошо известен на Флирт-Стрит. Примечательно и то, что братья Поляковы оставили свой след не только в сфере предпринимательства, но и в литературе и искусстве. Так, по утверждению ряда специалистов, в романе графа Л. Толстого «Анна Каренина» прообразом известного богача и воротилы Болгаринова, к которому обратился за содействием князь С. Оболонский, был Яков Поляков. | |
|
Всего комментариев: 1 | ||
| ||