Главная » 2012 Май 13 » Семья Фридман
14:27 Семья Фридман | |
Публикуется впервые
Бабушка - Лея (девичья фамилия Ошерова) и дедушка - Израиль Фридман в Донецке жили на 11-линии.
Родом они были из колоний.
В Новозлатополе (или в Красносёлке) существовал cамодеятельный театр . У бабушки была роль в постановке. Один молодой человек из колонистов (фамилию не помню) очень добивался её расположения и взял роль "жениха" в спектакле, чтобы по ходу пьесы её поцеловать. Но бабушка разгадала его намерение и в самый ответственный момент увернулась.
В Равнополе дедушка и его брат посещали ешиву, а также 2-х классное училище. И образование там получали очень хорошее. Задачи по математике из программы советской школы дедушкин брат помогал мне решать до 8 класса. Они хорошо знали иврит, идиш и русский.
Израиль Фридман 20-е годы.
Переписка с родственниками велась на идиш. У нас даже сохранилась военная фотография с подписью на идиш.
Многие евреи после революции отошли от религии. Но мой дедушка до 70-х годов, живя в Донецке, ходил тайно по субботам молиться где-то на линиях (13- или 14 -линия). Я не знаю, где в доме прятались молельные принадлежности, но впервые я их увидела только после смерти дедушки. Вообще о том, куда он ходит по субботам, узнала случайно из обрывка разговора. И кашрут в семье соблюдался, только об этом не говорили вслух. Курицу с базара несли шойхету на 9-линии и только потом дома общипывали и готовили.
Из колонии они бежали в 1930 г. Как сказал дедушка: "Чтобы не сделали лишонцами". И больше никаких объяснений из страха, чтобы ребёнок не проболтался. По-моему, этот страх давил на него всю жизнь. А что такое "лишонцы" я узнала уже будучи взрослой, когда дедушки уже не было.
Теперь я понимаю, почему на вопрос "Есть ли Бог?" дедушка не давал однозначного ответа. Сказать "Нет" не позволяла вера, сказать "Да" не позволял страх перед властью.
Ещё я помню как на Песах у нас, когда ещё на линии жили, пекли мацу. Тесто помогали раскатывать все члены семьи. И я немного путалась под ногами. Мне давали маленький кусочек теста и бабушка учила как нужно кнетать. Проверяла готово ли тесто к раскатке. У меня терпения не хватало довести тесто до нужной консистенции, и руки болели. Но бабушка говорила ещё кнетать. А потом "мою" мацу тоже выпекали, и я очень гордилась этим маленьким корявым кусочком. На праздник и после в школу дети таскали мацу. Для нас это было обычным делом, т.к класс на 90% был еврейским. Лея Ошерова 1919 год
Раиса | |
|
Всего комментариев: 0 | |