Главная » 2012 Май 10 » Евреи Донбасса в хрущевскую «оттепель» (Опубликовано в газете "Наша жизнь")
11:51 Евреи Донбасса в хрущевскую «оттепель» (Опубликовано в газете "Наша жизнь") | |
![]() По архивным документам автор реконструирует события более чем полувековой давности как в самом Сталино, так и в Сталинской области. Оскорбительное отношение к чувствам верующих, требующих на законном основании возвращения их святынь, ничем не обоснованное их преследование, являлось ничем иным, как проявлением государственного антисемитизма. Донецкий край традиционно считался местом с большой концентрацией еврейского населения. Анализ состояния иудейских общин, которые стремились легализовать свою деятельность — это важная составляющая исследования религиозного аспекта общественно-политической жизни в середине 50-х — в начале 60-х годов ХХ столетия. Существование иудейского вероисповедания в «государстве массового атеизма» коммунистическая пропаганда считала проявлением так называемых «религиозных пережитков», с которыми велась решительная борьба. Проблема сохранения иудейской религии в таком государстве — одна из важных тем истории еврейского народа. Основной массив документов, необходимых для исследования этой темы, хранится в Государственном архиве Донецкой области в фонде Отдела по делам религий Донецкой областной госадминистрации… ![]() По состоянию на 1955 год в СССР действовали 134 иудейские общины при 118 раввинах. В Украине в 1959 году действовала 41 община. Эти данные касаются только зарегистрированных общин, но большое количество групп иудейского вероисповедания, не получив разрешения власти на регистрацию, находилось на нелегальном положении. Именно проблема легализации была одним из главных направлений общественно-политической активности незарегистрированных общин. В середине 50-х годов власть начала новое наступление на «религиозные пережитки» советских людей. В обществе, которое строило коммунизм, иудаизм, как и любая другая религия, не имел исторической перспективы. Но положение иудаизма, в отличие от иных религий, резко ухудшало то, что власть связывала его с сионизмом и государством Израиль. В условиях непримиримой борьбы с «религиозными предрассудками» иудеям нужно было выбирать между верой отцов и лояльностью к государству, которое стремилось эту веру уничтожить. Евреям, которые хотели сберечь духовные традиции и национально-религиозную идентичность, приходилось противостоять тоталитарному «государству массового атеизма» и его мощной пропагандистской машине. После войны синагога была единственной легальной институцией в иудейском национально-религиозном пространстве. Однако еврейское население Донетчины было лишено возможности сохранять свою национально-культурную и духовно-религиозную идентичность законным способом: в Сталинской области в то время не было зарегистрированных общин и не осталось ни одной синагоги. Поэтому одним из направлений общественной деятельности иудейских объединений нашего края была их борьба за возвращение синагог и регистрацию, что означало бы получение общинами легального статуса. Евреи Сталино неоднократно пытались добиться от местной и центральной властей разрешения на открытие в городе синагоги. В 1945 году группа верующих евреев начала ходатайствовать по поводу возвращения им синагоги на 4-й линии, 36, которая была закрыта в 1934 году. В соответствии с законодательством обращение подписало двадцать человек, однако оно было отклонено, так как в этом помещении находилось культурно-просветительское учреждение — клуб медработников. Наибольшую активность по открытию синагоги евреи Сталино проявили в середине 50-х годов. Группа верующих (150 — 175 человек) Калининского района г. Сталино трижды обращалась с просьбой о регистрации религиозной общины и открытии синагоги. Однако все обращения были отклонены из-за «отсутствия подходящих помещений». В то же время в информации, направленной в Киев и Москву, Уполномоченный Совета по делам религиозных культов по Сталинской области К. Гущин подчеркивал, что евреи периодически проводят свои молитвенные собрания в домах верующих, где отправляют и религиозные обряды, не реагируя на предупреждения, которые делал исполком Калининского райсовета собственникам этих домов в связи с незаконностью проведения собраний. В марте 1956 года евреи Сталино авиапочтой отправили Председателю Президиума Верховного Совета СССР К. Ворошилову письмо с просьбой «разрешить вернуть им одну из трех национализированных синагог». Письмо осталось без ответа. Вскоре К. Гущин по инстанции сообщал: «По моему мнению и мнению местных партийных и советских органов, открытие синагоги… невозможно, так как в этом нет потребности из-за того, что активных членов в инициативных группах незначительное количество. Среди верующих преобладающее большинство людей пожилого возраста, поэтому их активность из года в год уменьшается». ![]() ![]() ![]() Здание второй синагоги на Четвертой линии. Снимок опубликован на сайте Е. Ясенова. Верующие пытались открыть синагоги и в других местах Сталинской области. Ходатайства про регистрацию религиозных общин и открытие синагог неоднократно возбуждали евреи Жданова, Красноармейска, Артемовска, Константиновки, Енакиево. Но все ходатайства местная власть отклонила из-за «непригодности помещений для молитвенных домов». В апреле 1959 года К. Гущин докладывал: «Все эти незарегистрированные группы верующих молитвенных домов не имеют, свои собрания проводят нерегулярно, тайно в частных домах и квартирах единоверцев. Мной, крайисполкомами и работниками УКГБ проводится ответственная работа с целью прекращения их деятельности».
Таким образом, в 50-е годы верующим евреям г. Сталино и области не удалось легализовать иудейские общины и открыть синагоги. Но их религиозная жизнь продолжалась. В условиях, когда действия местных и центральных партийных и государственных органов делали невозможным существование еврейских религиозных объединений в Сталинской области, верующие тайно осуществляли традиционные обрядовые мероприятия для реализации своих духовно-национальных потребностей. Материал был впервые опубликован в газете "Наша жизнь" | |
|
Всего комментариев: 3 | ||||
| ||||